Налоговый контроль по российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:06, доклад

Краткое описание

Целью настоящей работы является всестороннее исследование института налогового контроля в российской доктрине права и по российскому законодательству.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и сущность налогового контроля;
– рассмотреть формы, методы и виды налогового контроля;
– проанализировать правовые основы деятельности налоговых органов;
– изучить структуру налоговых органов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения о налоговом контроле……………………………………..5
1.1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………………….........5
2.2. Формы, методы и виды налогового контроля…………………………………........9
3.3. Правовое регулирование отношений в сфере налогового контроля……15
Глава 2. Правовой статус органов, осуществляющих налоговый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………………18
2.1. Правовые основы деятельности налоговых органов Российской Федерации……………………………………………………………………........18
2.2. Структура налоговых органов Российской Федерации………………….23
2.3. Проблемы и пути повышения эффективности правового обеспечения налогового контроля в Российской Федерации….…………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Налог. контроль по Российскому законодательству.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

     А вот Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова рассматривают понятие налогового контроля как деятельность уполномоченных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства.10

     На  деятельность уполномоченных государственных органов делает также акцент и налоговое законодательство. В ст. 82 части первой Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с последними изменениями от 19 июля 2009 г.)11 (далее – НК РФ) «Общие положения о налоговом контроле» дается следующее законодательное определение налогового контроля: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом».

     По  нашему мнению, налоговый контроль может существовать только как система  взаимосвязанных между собой  элементов, с использованием которых  и должно формироваться определение  понятия налогового контроля. Составляющие этой системы:

     – форма государственного управления;

     – налогово-правовая норма;

     – принципы налогового контроля;

     – налоговые контрольные отношения;

     – формы и методы налогового контроля;

     – уполномоченные государственные органы, деятельность которых направлена на предупреждение и выявление нарушений налогового законодательства и привлечение к ответственности;

     – форма обратной связи, посредством которой налоговый орган получает необходимую информацию о деятельности налогоплательщика.

     Взаимосвязанные части этой системы дают нам возможность рассматривать налоговый контроль как организационно-правовой механизм, используя который государство осуществляет правовое регулирование в сфере контрольных налоговых отношений с помощью налогово-правовых норм, создает систему уполномоченных органов, которые осуществляют от имени государства деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с использованием специальных форм и методов, создает условия для эффективного взаимодействия уполномоченных органов как между собой, так и с обязанными лицами. 

§ 2.  Формы, методы и виды налогового контроля

     Налоговый контроль реализуется посредством  процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой  составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.12

     Важнейшим с теоретической точки зрения является вопрос о форме контроля. В науке финансового права  мнения насчет этой категории существенно  разнятся. В отдельных работах фактически допускается смешение или отождествление форм, методов и видов финансового контроля. Некоторые авторы под формами контроля понимают его виды – в зависимости от времени осуществления контрольных действий. Подобная неопределенность дезориентирует даже законодателя. Так, например, в ст. 82 НК РФ «Формы проведения налогового контроля» наряду с одной из форм налогового контроля перечислены также и отдельные его методы.

     По  нашему мнению, следует признать правильным понимание формы финансового контроля как способа конкретного выражения и организации контрольных действий.13 Специалистами, придерживающимися аналогичной точки зрения, выделяются такие основные формы финансового контроля, как ревизия, проверка и надзор. Отличие между ними заключается в том, что ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля, проверка же проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности. Надзор (наблюдение, мониторинг) производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов. Анализ норм, регламентирующих процедуры налогового контроля, позволяет заключить, что основной формой его осуществления является именно проверка, так как ревизия и надзор в законодательстве о налогах и сборах даже не упоминаются. Это отмечают и другие специалисты,14 указывая, что основной, наиболее эффективной формой налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков. Тем не менее, это не исключает полностью использования, например ревизии в рамках соответствующей контрольной деятельности.

     Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых  уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля.

     Существуют  различные методы налогового контроля, как-то:

     1) общенаучные методы, такие как  статистический, логический, сравнительный  и другие;

     2) специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д.;

     3) методы воздействия на поведение  проверяемых лиц в ходе осуществления  налогового контроля, такие как  убеждение, поощрение, принуждение и др.

     Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:15

     – формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

     – юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;

     – встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;

     – экономический анализ.

     Фактический налоговый контроль, по нашему мнению, предусматривает использование таких способов, как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах, экспертиза и экстраполяция. Последняя основывается на праве налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (государственные внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

     Значительный  интерес представляет также классификация  налогового контроля по видам, которая  может быть осуществлена по различным  основаниям.

     В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяются предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

     Известно, что предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств.16 Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками.17 Что касается последующего контроля, то он сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода.18

     Исходя  из метода проверки документов, налоговый  контроль подразделяется на сплошной и выборочный. Кроме того, с учетом источников данных предлагается классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический.19 По смыслу п. 1.10.2 утратившей силу Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах»20 комплексной является проверка, которая охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности. Тематическая проверка, как правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов. Например, в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.21

     По  характеру контрольных мероприятий  налоговый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный). В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости.

     Кроме этого, налоговый контроль можно  также определить как сплошной и  выборочный. Первая форма налогового контроля основывается на проверке всех документов и записей в регистрах  бухгалтерского учета, а вторая предусматривает  проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.

     Кроме того, налоговый контроль подразделяется на камеральный и выездной. Отличие  этих форм заключается в месте  проведения проверок. Камеральный и  выездной налоговый контроль достаточно четко определен в налоговом законодательстве (ст.ст. 88, 89 НК РФ).

     Принимая  во внимание источники данных, предлагается классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический. Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. Всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов достигается приемами фактического контроля, такими, например, как обследование, инвентаризация, экспертиза.

     В зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на: контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов, контроль финансовых органов, контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

     По  периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный. Первоначальными следует  признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том  случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Действующее налоговое законодательство ограничивает налоговые органы в праве осуществления повторных выездных проверок (ст. 87 НК РФ).

     Наконец, отдельные специалисты стали  выделять такой вид, как внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителем или налоговым  экспертом организации-налогоплательщика. В качестве его целей определяются: аккуратное ведение финансовых документов; своевременное и правильное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок-продаж для расчетов налога на добавленную стоимость, справок по авансовым платежам налога на прибыль и т.п.22

     Во  многом эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов  налогового контроля.  

§ 3.  Источники, правового регулирования отношений

в сфере налогового контроля

     Налоговый  контроль (в  рамках  финансового)  был  самой  первой  формой государственного  контроля.  С  практической  точки  зрения  вряд  ли  стоит выделять какое-либо конкретное государство, где  впервые он был организован. Везде,  где  бы  ни  собирались  налоги,  в  той  или  иной форме  велся  налоговый контроль. С течением времени происходило становление и совершенствование его  форм  и  методов,  развитие  которых  предопределялось  развитием экономических и правовых институтов. 

     В  исторической  ретроспективе  развитие  правового  регулирования налогового  контроля  в  нашей  стране  охватывает  три  периода: дореволюционный, советский и российский. 

     По  нашему мнению,  возникновение  и  становление  налогового контроля  в  России,  в  целом,  следует  тенденциям,  наблюдаемым  в  мировой истории.  На  протяжении  очень  длительного  периода  существования государства  сбор  налогов  был  направлен  на  максимальное  обогащение  их получателей.  Одновременно  происходило  становление  органов  налогового контроля,  закрепление  в  источниках  права  ответственности налогоплательщиков,  со  временем – ответственности сборщиков налогов, элементов соблюдения прав налогоплательщиков. Намного позже оформилась система нормативных  актов,  закрепляющих  основные  понятия  и  процедуры налогового контроля.

Информация о работе Налоговый контроль по российскому законодательству