Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы налогового права, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Необходимость устранения противоречий, возникающих в ходе реализации налоговых правоотношений, вызвала многочисленные поправки, которые были внесены в Налоговый кодекс РФ на протяжении многих лет. Но и эти поправки не смогли разрешить всех проблем, связанных с исполнением законодательных предписаний.
Непоследовательность предпринимаемых государством мер по реформированию налоговой системы, в том числе в части развития института налогообложения прибыли организаций, подтверждает острую необходимость и целесообразность проведения детальных исследований в этом направлении на современном этапе развития налоговой системы Российской Федерации. Существующие недостатки правового регулирования налогового контроля по налогу на прибыль организаций, как центрального механизма налогового администрирования, препятствуют динамичному развитию системы налогового администрирования в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ УЖЕ ДИПЛОМ налог.контроль.doc

— 628.00 Кб (Скачать файл)
  • проверку сопоставимости отчетных показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • оценку достоверности показателей налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических, водных, сырьевых, и иных материальных ресурсов;    

В рамках камеральной проверки налоговой  декларации по налогу на прибыль налоговый  орган проверяет:

  • правомерность отражения доходов и расходов;
  • правильность определения размера налоговой базы и исчисленного налога на прибыль;
  • соблюдение обязанности по исчислению и уплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в соответствие со ст. 286 НК РФ.

В рамках налоговой проверки, в случае выявления ошибок в налоговой декларации по налогу на прибыль лицо, осуществляющее проверку, направляет в адрес налогоплательщика требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

Налогоплательщик вправе дополнительно  к пояснениям представить в налоговый  орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность  данных, отраженных в налоговой декларации. В рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль налоговый орган не вправе запрашивать у налогоплательщика документы.

Также в рамках камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль налоговый орган вправе запросить письменные пояснения по следующим вопросам:

  • получение убытков по результатам финансово-хозяйственной деятельности;
  • несоответствие размера выручки по данным налогового и бухгалтерского учета;
  • получение средств целевого финансирования;
  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за счет убытков прошлых налоговых периодов.

В случае необходимости получения  объяснений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, налоговый орган направляет налогоплательщику письменное уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган для дачи соответствующих объяснений (пояснений).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и  документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового Кодекса РФ.

Если при  проведении камеральной налоговой  проверки, у налогового органа возникает  необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом в соответствии со статьей 87 Налогового кодекса могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Встречная проверка может быть проведена налоговым  органом, проводящим камеральную налоговую  проверку  или при необходимости налоговым органом по месту учета лица, связанного с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Требование подписывается руководителем налогового органа и передается в отдел работы с налогоплательщиками для вручения лицу, чья деятельность связана с проверяемым налогоплательщиком, под расписку или в отдел финансового обеспечения для направления по почте заказным письмом.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган в целях подтверждения  факта регистрации контрагентов проверяемого налогоплательщика, выявление взаимосвязей между проверяемым налогоплательщиком и его контрагентами, а также получение иных сведений использует информацию  из базы данных ЕГРН регионального и федерального уровня направляет запрос в управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган при необходимости может направить мотивированный запрос в банк о предоставлении справки по операциям и счетам налогоплательщика.

Проводить, направлять запросы в банк, необходимо при наличии оснований предполагать занижение суммы налога, подлежащего  к уплате или завышение в налоговой декларации суммы налога, подлежащего к уменьшению (возмещению) из бюджета. В том числе установленной в результате проведенного анализа, всей имеющейся информацию налогоплательщике, включая информацию, полученную из внешних источников. В случаях, не требующих назначения выездной налоговой проверки, незначителен и позволяет провести  их проверку по месту нахождения налогового органа.

В случаях  если при камеральной налоговой  проверке отсутствовала возможность документально подтвердить занижение суммы налога, отдел камеральных налоговых проверок подготавливает заключение о необходимости включения указанного налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок и передает в отдел, ответственный за проведение выездных налоговых проверок.

В случае выявления при проведении камеральной налоговой проверки фактов неправильного отражения показателей в налоговой декларации, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, заполняет в налоговой декларации графу «По данным налогового органа», либо специально предусмотренные сроки для отметок о результатах проведенной камеральной налоговой проверки.

По окончании  камеральной налоговой проверки налоговая декларация подписывается  на титульном листе уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим камеральную налоговую  проверку, с указанием даты ее проведения.

Отдел камеральных проверок не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения руководителем решения по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки направляет по реестру указанные решения в отдел ввода для отражения в карточках лицевых счетов налогоплательщиков сумм налогов, пени и налоговых санкций. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки вручается налогоплательщику, либо его представителю под расписку или иным способом.

В десятидневный срок, с даты вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган направляет требование об уплате налога, пени, сумм налоговых санкций, подготовленное отделом, в функции которого отнесена работа по урегулированию задолженности.     

1.3 Порядок  проведения выездных налоговых  проверок по налогу на прибыль  организаций

Выездная налоговая проверка –  это форма налогового контроля, позволяющая  проверить правильность уплаты налогов  и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым  агентом законодательства о налогах  и сборах.

Согласно ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

  • проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
  • получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  • наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар, другое) на территории, где проводится проверка.

Таблица 1.3

Результаты проведения выездных налоговых  проверок в Красноярском крае по налогу на прибыль организаций за 2010 – 2012 года

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонения

2012/2010 г.

Абсолютное

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

1. Количество проверок, ед.

906

829

761

-145

84,0


 

Продолжение таблицы 1.3

1

2

3

4

5

6

2. Количество проверок из них, выявивших нарушения, ед.

638

543

488

-150

76,5

3. Доля выездных налоговых проверок  выявивших нарушения, %

0,7

0,6

0,6

-0,1

86,0

 4. Доначисление всего: тыс. руб.

1774558

939842

1249348

-525210

70,4

а) налога, тыс. руб.

1509672

742183

970496

-539176

64,2

б) пени, тыс. руб.

158908

123634

186804

27896

118,0

в) штрафные санкции, тыс. руб.

105978

74025

92048

-13930

87,0

5. Доначисления на 1 проверку, тыс.  руб.

1959

1134

1642

-317

84,0

6. Доначисления на 1 проверку, выявившую нарушения, тыс. руб.

2366,3

1366,8

1988,7

377,6

84,0


 

Количество выездных налоговых  проверок за 2010 – 2012 года сократилось с 906 до 761 единиц, или на 16 %. При этом значительно уменьшилось количество проверок, выявивших нарушения, на 150 единиц, или на 13,5 %. Результативность выездного налогового контроля по налогу на прибыль организаций сокращается, если в 2010 году 0,7 % выездных проверок  выявляла налоговые правонарушения, то к 2012 году доля таких проверок снижается до 0,6 %.

Доначисления по результатам выездных налоговых проверок за исследуемый период снизились на 525210 тыс. руб., с 1774558 тыс. руб. в 2010 году  до 1249348 тыс. руб. в 2012 году сумма доначислений на 1 камеральную проверку уменьшилась  с 1959 тыс. руб. до 1642 тыс. руб. Основное сокращение происходит за счет   доначислений сумм налога на прибыль, в 2010 году они составили 1509672 тыс. руб., а в 2012 году 970496 тыс. руб.  Размеры начисленных пеней незначительно увеличились.

Таким образом, за анализируемый период результативность выездных налоговых  проверок в Красноярском крае снизилась. Налоговые органы в 2011 г. и 2012 г. выявляли несущественные  налоговые правонарушения доначисления, по которым были незначительны.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. В план ВНП включаются налогоплательщики результаты деятельности, которых свидетельствуют об уклонении от уплаты налогов.

Действуют несколько способов отбора на выездную налоговую проверку. Например, относящиеся к категории крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщики, не представляющие декларации и общедоступные критерии. К общедоступным критериям отбора на выездную налоговую проверку по налогу на прибыль организаций относятся:

  • в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов отражены убытки, значительные суммы налоговых вычетов;
  • темпы роста расходов опережают темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  • непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
  • значительное отклонение уровня рентабельности по показателям бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Информация о работе Налоговый контроль