Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы налогового права, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Необходимость устранения противоречий, возникающих в ходе реализации налоговых правоотношений, вызвала многочисленные поправки, которые были внесены в Налоговый кодекс РФ на протяжении многих лет. Но и эти поправки не смогли разрешить всех проблем, связанных с исполнением законодательных предписаний.
Непоследовательность предпринимаемых государством мер по реформированию налоговой системы, в том числе в части развития института налогообложения прибыли организаций, подтверждает острую необходимость и целесообразность проведения детальных исследований в этом направлении на современном этапе развития налоговой системы Российской Федерации. Существующие недостатки правового регулирования налогового контроля по налогу на прибыль организаций, как центрального механизма налогового администрирования, препятствуют динамичному развитию системы налогового администрирования в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ УЖЕ ДИПЛОМ налог.контроль.doc

— 628.00 Кб (Скачать файл)

В состав внереализационных расходов включаются:

  1. судебные расходы и арбитражные сборы;
  2. в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  3. премии, скидки, выплаченные продавцом покупателю, на условиях договора;
  4. недостача материальных ценностей, выявленных в ходе инвентаризации;
  5. расходы на формирование резерва по сомнительным долгам;
  6. отрицательные курсовые разницы;
  7. штрафы, пени, неустойки и иные санкции за нарушение договорных обязательств, признанные должником или по решению суда и др.

Расходы, не признаваемые для целей налогообложения, перечислены в ст. 270 Налогового кодекса РФ, к ним относятся дивиденды, налоговые санкции за нарушение налогового законодательства, взносы в уставный капитал,  материальная помощь работникам и другие.

При определении налоговой  базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с  начала налогового периода. Если в результате расчета налоговой базы налогоплательщик получил убыток, то он имеет право перенести этот убыток на будущее.

Большинство организаций используют метод начисления. При котором, доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся), независимо от фактического поступления (фактической выплаты) денежных средств, либо иной формы оплаты.

Ставка налогообложения  – законодательно закрепленный процент налога на прибыль от каждого рубля налогооблагаемой прибыли. В отношении налога на прибыль организаций установлено пять видов ставок:

  • общая ставка налога (20 %);
  • налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство (20 %, 10 %, 15 % , 9 %, 0 %);
  • по доходам в виде дивидендов (9 %, 15 %, 0 %);
  • по доходам, получаемым по операциям с отдельными видами долговых обязательств (15 %, 9 % и 0 %);
  • по прибыли Центрального банка РФ (0 % и 20 %).

Общая налоговая ставка применяется во всех случаях, когда не предусмотрено применение специальных налоговых ставок, установлена в размере 20 %, причем 2 % зачисляется в федеральный бюджет и 18 % в бюджеты субъектов Российской Федерации. Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ до 13,5 процентов.

Наличие разных ставок по налогу на прибыль организаций вызывает необходимость ведения раздельного  налогового учета соответствующей группы прибыли.

Налоговый период – (срок, в течение которого формируется  налоговая база) календарный (финансовый) год. Внутри налогового периода существует три отчетных периода – 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев, по итогам которых формируется налоговая отчетность, сдаются авансовые платежи и уплачиваются авансы.

Наиболее значимой задачей  налоговой политики является обеспечение  социально и экономически необходимого уровня поступлений налога на прибыль  организаций в бюджетную систему  РФ.

Важность налога на прибыль организаций определена его удельным весом в общих налоговых доходах бюджетной системы – 22 %. При этом, являясь федеральным налогом, большая его часть зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Поэтому стабильное и бесперебойное поступление этого источника налоговых доходов напрямую влияет и на обеспечение финансовой самостоятельности субъектов РФ.

Таблица 1.1

Поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ за 2010 – 2012 гг.

Вид налога

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп роста  поступлений, %

Сумма, млн. руб.

Структура %

Сумма, млн. руб.

Структура %

Сумма, млн. руб.

Структура %

Налог на прибыль

1774397

23,0

2270316

23,0

2355417

22,0

133

НДС

1383978

18,0

1844893

19,0

1988835

19,0

143

НДФЛ

1789632

23,0

1994869

20,0

2260336

20,6

126

НДПИ

1406313

19,0

2042550

22,0

2459398

22,0

174

Прочие 

1305214

17,0

1562582

16,0

1890024

17,0

144

Итого

7659534

100,0

9715210

100,0

10954010

100,0

143




За 2010 – 2012 гг. поступления в бюджетную систему Российской Федерации возросли с 7659534 млн. руб. в 2010 г.,  до 10954010 млн. руб. в 2012 г., т.е. на 5077276 млн. руб. Наибольший рост поступлений  наблюдался в 2011 г. на 2055676 млн. руб. За 2012 г. в бюджет было уплачено на 1238800   млн. руб. больше, чем в 2011 г.

Темп роста налоговых поступлений  за 2010 – 2012 гг. составил 143 %, платежи по налогу на прибыль увеличились на 133 %. Наибольший темп роста был по налогу на добычу полезных ископаемых 174 %. 

Такие изменения связаны с выходом  экономики из финансового кризиса 2008 – 2009 гг. и увеличением спроса на мировом рынке на полезные ископаемые и как следствие повышением их добычи и реализации, что привело к значительному росту уплаченного налога на добычу полезных ископаемых. Поступления по налогу на прибыль организаций хоть и отстают от роста НДС и НДПИ, но ежегодно увеличиваются, из-за сокращения количества убыточных предприятий и увеличение объема прибыли в экономике.

Доля налоговых поступлений по НДПИ к 2012 году возросла с 19 % до 22 %, по НДС с 18 % до 19 %.  Налог на прибыль организаций в 2010 – 2011 годах обеспечивал 23 % налоговых доходов бюджетной системы РФ, в 2012 году его доля в структуре налоговых доходов снизилась до 22 %. Это связано со снижением уровня собираемости налога на прибыль организаций, а так же уклонение организаций от уплаты налога на прибыль организаций. Несмотря на снижение его доли, он остается одним из основных источников бюджетных доходов.

Вместе с тем, достижение фискальной функции должно сопровождаться использованием налога на прибыль организаций в  целях регулирования и стимулирования деловой активности. Реализация регулирующего потенциала налога должна быть направлена на макроэкономический рост и долгосрочное развитие хозяйствующих субъектов, а не на снижение налогового бремени организаций. Для этого такие механизмы налогового регулирования как политика амортизационных отчислений, инвестиционные налоговые льготы, вычеты и т.п. должны демонстрировать высокую эффективность.

Для увеличения роли налога на прибыль организации в доходах  бюджетов необходимо расширение налогооблагаемой базы. Однако оно должно проводиться не по средствам увеличения налоговой нагрузки на предприятия, а путем снижения доли теневой экономики, развития малого бизнеса (значительное число малых предприятий находится на общей системе налогообложения) и совершенствования налогового администрирования.

Таким образом, налог  на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе, т.к. выполняет не только фискальную функцию, но и как прямой личный налог  обладает наибольшими возможностями  по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение, то есть имеет регулирующее значение. Налог на прибыль организаций непосредственно связан с деятельностью организации и возникает только тогда, когда в процессе этой деятельности возникла прибыль, если прибыли нет, то нет и налога.

1.2 Методика проведения камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль организаций

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная  налоговая проверка – это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями (без специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления проверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началом проверки. 
Целью камеральной налоговой проверки является – контроль за соблюдением налогоплательщиков законодательства о налогах и сборах, выявление и подтверждение налоговых правонарушений. Периодичность проведения камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль- ежеквартально в период сдачи расчетов авансовых платежей и налоговых деклараций по итогам года.

Таблица 1.2

Результаты проведения камеральных  налоговых проверок в Красноярском крае по налогу на прибыль организаций за 2010 – 2012 года

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонения 

2012/2010 г.

Абсолютное

Темп роста, %

1. Количество камеральных  налоговых проверок, ед.

107928

127097

116529

8601

108

2.Количество проверок, выявивших нарушения, ед.

1950

4227

3836

1886

197

3. Доля камеральных  налоговых проверок выявивших  нарушения, %

1,8

3,3

3,3

1,5

184

4. Доначисление налогов  и сборов по результатам камеральных  налоговых проверок, всего: тыс.  руб.

2545710

497189

178602

-2367108

7

а) налога, тыс. руб.

2541059

489211

23228

-2517831

0,9

б) пени, тыс. руб.

358

1253

393

35

110

в) штрафные санкции, тыс. руб.

4266

6725

5566

1300

130

5. Доначисления на 1 проверку, тыс. руб.

23,6

4,0

1,5

- 22,07

6,5

6. доначисления на 1 проверку, выявившую нарушения, тыс. руб.

1305,4

115,7

46,6

- 1258,8

3,6


Количество камеральных налоговых  проверок за 2010 – 2012 года увеличилось с 107928 до 116529 единиц, или на 8 %. При этом значительно возросло количество проверок, выявивших нарушения на 1886 единиц или на 97 %. Результативность камерального налогового контроля по налогу на прибыль организаций увеличивается, если в 2010 г. 1,8 % камеральных проверок  выявляла налоговые правонарушения, то к 2012 г. доля таких проверок возрастает до 3,3 %.

Доначисления по результатам камеральных  налоговых проверок за исследуемый  период снизились на 2367108 тыс. руб., с 2545710 тыс. руб. в 2010 г. до 178602 тыс. руб. в 2012 г. Сумма доначислений на 1 камеральную проверку уменьшилась с 23,6 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб. Основное сокращение происходит за счет уменьшения доначислений сумм налога на прибыль, в 2010 г. они  составили 2541059 тыс. руб., а в 2012 г. 23228 тыс. руб.  Размеры начисленных санкций и пеней незначительно увеличились.

Таким образом, за анализируемый период результативность камеральных налоговых проверок в Красноярском крае возросла практически вдвое, в то время как эффективность проверок сократилось более чем в 10 раз. Налоговые органы в 2011 г. и 2012 г. выявляли несущественные  налоговые правонарушения, доначисления по которым были незначительны.

Основными этапами камеральной  налоговой проверки являются:

  • проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности. Указанная проверка проводится отделом работы с налогоплательщиками;
  • проверка своевременности представления налоговой отчетности;
  • проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот;
  • проверка правильности исчисления налоговой базы.

При нарушении  срока подачи декларации по налогу на прибыль назначается штраф  по статье 119 Налогового кодекса. Он составляет: по 5 % в месяц от суммы налога, которая указана в декларации. Однако общий размер штрафа не может превышать 30 % от суммы налога, но и не должен быть меньше 1000 рублей. Если срок подачи нарушен более чем на 10 дней, то налоговый орган имеет право вынести решение о приостановке операций по счетам.

Если в результате принятых налоговым органом мер налоговая отчетность налогоплательщиком не была представлена, отдел камеральных проверок подготавливает заключение о необходимости включения указанного налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок.

Налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки на этапе проверки правильности исчисления налоговой базы в обязательном порядке проводит:

Информация о работе Налоговый контроль