Налоговые правонарушения в РФ: виды, причины, методы профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 13:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
Изучить налоговые правонарушения в процессе анализа составов налоговых правонарушений с указанием проблемы их правоприменения.
Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Основные направления налоговой политики в РФ………….….8
Сущность и роль налогов………………………………………………….…8
Основные направления совершенствования налоговой политики…….…14
Глава 2. Налоговые правонарушения……………………………………....36
2.1 Сущность и основные виды налоговых правонарушений…………….….36
2.2 Статистика налоговых правонарушений в Российской Федерации. Совершенствование налогового законодательства и профилактика налоговых правонарушений…………………………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………….………..82
Список использованной литературы………………………………………..85

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

           Значительным резервом повышения эффективности налогообложения является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав Кодекса.

           2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. Реформа этого налога будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки.

На решение перечисленных  выше задач будут направлены следующие изменения в законодательство: в качестве временной меры на период 2012-2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10 процентов.

             3. Совершенствование налогообложения добычи нефти. В частности, для учета существенных различий в условиях добычи нефти, а также повышения эффективности системы предоставления подобных льгот возможно принятие новых мер, стимулирующих разработку выработанных месторождений и месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами (мелкие месторождения).

3. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и нефти. В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного. При этом планируется, что в совокупности принимаемые меры по увеличению доходов федерального бюджета от налогообложения газовой и нефтедобывающей отраслей должны привести к увеличению доходов федерального бюджета, поступающих в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов в условиях утвержденного прогноза социально-экономического развития по сравнению с действующим законодательством: в 2012 году – на сумму до 150 млрд. руб., в 2013 году – на сумму до 168,3 млрд. руб. и в 2014 году – на сумму до 185,9 млрд. руб.

  1. Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе предполагается создать эффективную систему налогообложения недвижимости как один из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов.

Среди прочих, менее значимых мер, которые будут направлены на повышение эффективности налоговой  системы в долгосрочной перспективе, можно отметить:

  1. Создание эффективной системы контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения использования этого инструмента для минимизации налоговых обязательств.
  2. Повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога.
  3. Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы принимались к вычету, за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет.
  4. Постепенное повышение ставок акцизов. Нужно внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса. Необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.
  5. Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
  6. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.

В заключение хочется отметить, что лучше идти вперед, чем стоять на месте. Поэтому предложения Минфина России – это серьезный прогресс в налоговых реформах. Может быть, и у нас в России будет налогообложение, как в развитых странах Запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговые правонарушения.

2.1 Сущность  и основные виды налоговых  правонарушений

 

Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения

      В теории  права общепризнанно, что в  основе любого вида юридической  ответственности лежит факт противоправного поведения, которое воплощается в нарушении правовых норм и предписаний, исполнение которых охраняется и обеспечивается мерами государственно-правового принуждения.8 Иными словами, основанием для применения мер государственно-правового принуждения является противоправное поведение обязанного субъекта.

Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное   (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.

Данное определение  содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков налогового правоотношения.

Во-первых, противоправное деяние – налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушающие нормы законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением считается только деяния, предусмотренное законодателем о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные гл.16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательства о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.  Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, отказ предоставлять налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчеты и другие).

Во-вторых, виновность –  налоговое правонарушение совершается  виновно (умышленно или по неосторожности).  Форма вины является обязательным признаком  налогового правонарушения, поскольку  тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих состав правонарушений. Отсутствие вины в действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает применение санкций. Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.

В-третьих, деяние, влекущее вредные последствия (нарушение  прав, нанесение ущерба и т.п.), причем между деянием и вредными последствиями должна быть причинно-следственная связь. Например, для применения       п.1 ст.112 НК РФ должно быть установлено, что неуплата налога (результат) была вызвана занижением налоговой базы или иным неправомерным деянием (причина).

В-четвертых, наказуемость деяние – совершение налогового деликта  влечет для нарушителя негативные последствие  в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным признаком, поскольку  налоговым правонарушением признается противоправное деяние фискально-обязанных лиц, ответственность за которое предусмотрена НК РФ. 

Указанные признаки свойственны  всем правонарушениям налогового законодательства. Однако у каждого конкретного  нарушения есть свой собственный  фактический состав, который является основанием юридической ответственности.

По своему характеру  и направленности все налоговые  правонарушения условно могут быть подразделены на четыре обособленные группы:

1.  Нарушения, связанные  с неисполнением обязанностей  в связи с налоговым учетом (ст. 116-117 НК РФ)

2.  Нарушения, связанные  с несоблюдением порядка ведения  учета объектов налогообложения,  доходов и расходов и представлением  в налоговые органы налоговых  деклараций (ст. 119-120 НК РФ)9

3.   Нарушения, связанные  с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)

4. Нарушения, связанные  с воспрепятствованием законной  деятельности налоговых администраций  (ст. 125-129.1 НК РФ)

В  зависимости от объекта можно выделить два основных вида налоговых правонарушений:

 а) правонарушения, посягающие на налоговые отношения,  связанные с непосредственным  осуществлением налоговых изъятий  и непосредственно влекущие финансовые  потери государства;

б) правонарушения, посягающие на отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка управления в сфере налогообложения.10

По непосредственному  объекту состава налоговых правонарушений можно выделить правонарушения, посягающие на:

- материальные фискальные  права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;

- процессуальные фискальные  права государства, т.е. нарушающие  урегулированные налоговым законодательством  общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.11

Определяя систему нарушений  законодательства о налогах и  сборах в  зависимости от направленности деяний можно  выделить:

- правонарушения против  системы налогов;

- правонарушения против  прав и свобод налогоплательщиков;

- правонарушения против  порядка ведения бухгалтерского  учета и отчетности;

- правонарушения против  контрольных функций налоговых  органов.

- правонарушения против системы налогов;

- правонарушения против  прав и свобод налогоплательщиков;

- правонарушения против  системы гарантий выполнения  обязанностей налогоплательщика;

-   правонарушения  против исполнения доходной части  бюджетов;

-   правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

- правонарушения против  порядка ведения бухгалтерского  учета, составления и представления  бухгалтерской и налоговой отчетности;

-  правонарушения против  обязанности по уплате налогов.12

Глава 16 НК РФ устанавливает меры ответственности только в отношении обязанных участников налоговых отношений, то есть в отношении тех, которые так или иначе, но в конечном итоге несут обязанности перед бюджетной системой государства. Это налогоплательщики, налоговые агенты, а также иные обязанные лица. Никаких специальных мер ответственности в отношении представителей государства НК РФ не установлено. Поэтому представляется, что анализ видов налоговых правонарушений следует осуществлять именно в тех рамках гл. 16 НК РФ, которые и определил законодатель.

Предметом правового регулирования законодательством о налогах и сборах является шесть видов самостоятельных налоговых отношений:

отношения по установлению налогов и сборов;

отношения по введению налогов  и сборов;

отношения по взиманию налогов и сборов;

отношения, возникающие  в процессе осуществления налогового контроля;

отношения, возникающие  в процессе обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

отношения, возникающие  в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Существуют режимы, образуемые нормами законодательства о налогах  и сборах, которые в своей совокупности обусловлены необходимостью нормального  и эффективного функционирования налоговой  системы.

Во-первых, это режим общерегулятивный, состоящий из общерегулятивных норм, которые непосредственно регулируют взимание (исчисление и уплату) налогов и сборов.

Во-вторых, это обеспечительно-охранительный  режим, состоящий из обеспечительно-охранительных  норм, которые регулируют отношения связанные с налоговым контролем и налоговой отчетностью

В-третьих, это принудительно-охранительный  режим, состоящий из принудительно  охранительных норм, регулирующих применением  мер государственно-правового принуждения  в налоговой сфере.

Очевидно, что действие общерегулятивных и обеспечительно-охранительных  норм налогового законодательства объективно не может осуществляться без норм, относящихся к принудительно-охранительному режиму. Данные нормы образуют в  своем многообразии, единстве и взаимодействии определенную систему мер государственно-правового принуждения. Причем представляется, что это именно система, а не просто набор или совокупность каких-то определенных санкций.

Особое место в системе  мер государственно-правового принуждения в налоговой сфере занимают меры налогового взыскания (меры ответственности в налоговой сфере), которые и является предметом настоящего исследования.

Информация о работе Налоговые правонарушения в РФ: виды, причины, методы профилактики