Налоговые правонарушения в РФ: виды, причины, методы профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 13:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
Изучить налоговые правонарушения в процессе анализа составов налоговых правонарушений с указанием проблемы их правоприменения.
Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Основные направления налоговой политики в РФ………….….8
Сущность и роль налогов………………………………………………….…8
Основные направления совершенствования налоговой политики…….…14
Глава 2. Налоговые правонарушения……………………………………....36
2.1 Сущность и основные виды налоговых правонарушений…………….….36
2.2 Статистика налоговых правонарушений в Российской Федерации. Совершенствование налогового законодательства и профилактика налоговых правонарушений…………………………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………….………..82
Список использованной литературы………………………………………..85

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Пени не являются мерами ответственности за налоговые нарушения, а представляют собой дополнительный платеж как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм2.

Пени могут  быть принудительно взысканы независимо от применения мер ответственности. Принудительное взыскание пеней производится с физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц – в бесспорном порядке.

Размер процентной ставки пени равен одной трехсотой  действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка  РФ, но не более 0,1% в день. Пени могут быть принудительно взысканы из денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества в порядке, установленном ст. 46-48 кодекса.

В НК РФ наряду с составом налоговых правонарушений установлены меры ответственности  за их совершение (гл. 16 НК РФ).

Виды  налоговых правонарушений

Налоговый кодекс Российской Федерации разрешил остро  стоявшую ранее проблему, когда не было четко установленных видов  налоговых правонарушений.

В зависимости  от субъекта налоговой ответственности предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации виды налоговых правонарушений можно разделить на следующие категории.

1. Ответственность  налогоплательщиков (граждан и юридических  лиц):

а) ответственность  за нарушение сроков постановки на учет в качестве налогоплательщиков и представления иных сведений в налоговые органы:

- уклонение  (нарушение сроков) от постановки  на учет в налоговом органе.

Рассматривая  данный состав правонарушения, в первую очередь необходимо отметить, что  ранее налоговое законодательство не устанавливало для налогоплательщиков специальной ответственности за уклонение (нарушение сроков) от постановки на учет в налоговом органе. В том случае, если налоговыми органами выявлялся потенциальный плательщик, не состоящий на налоговом учете и соответственно не уплачивающий обязательные налоговые платежи, к нему могли быть применены финансовые санкции, связанные лишь с фактическим непоступлением в бюджет налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации предполагает, что налогоплательщик должен нести ответственность за сам факт непостановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло данное обстоятельство негативные последствия для бюджета или нет;

- непредставление  в установленные сроки сведений  об открытии счета.

Специальные меры ответственности предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении тех налогоплательщиков, которые в установленные сроки (10 дней) не представили в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) счета. При этом взыскание штрафа производится вне зависимости от того, повлекло данное правонарушение неуплату налога или нет.

В соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства ответственность  за совершение данного правонарушения применялась только в отношении  руководителей предприятий;

- нарушение сроков представления в налоговые органы декларации.

Как и ранее, налоговым правонарушением признается нарушение срока представления  налоговой декларации. Размер штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, зависит от срока задержки представления  декларации. Следует обратить внимание на то, что административную ответственность за совершение данного правонарушения несут должностные лица предприятий в соответствии с п.12 ст.7 Закона о налоговых органах;

б) ответственность  за воспрепятствование правомерным действиям налоговых органов:

- незаконное  воспрепятствование доступу должностного  лица налогового органа, проводящего  налоговую проверку в соответствии  с Кодексом, на территорию или  в помещение налогоплательщика  или налогового агента.

До недавнего  времени за совершение данного правонарушения была предусмотрена административная ответственность для должностных лиц налогоплательщика в соответствии с п.12 ст.7 Закона о налоговых органах;

- несоблюдение  установленного Кодексом порядка  пользования, владения, распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

- непредставление  в установленный срок в налоговые  органы документов и (или) иных  сведений, предусмотренных Кодексом  или иными актами законодательства  о налогах и сборах;

- неправомерное  сообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу;

в) ответственность  за нарушение правил расчетов с бюджетом по обязательным налоговым платежам:

- нарушение  правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Соблюдение  налогоплательщиком правил исчисления и уплаты налогов во многом зависит  от правильной организации на предприятии  учета необходимых для налогообложения  показателей. В этой связи Налоговый  кодекс Российской Федерации содержит специальные нормы ответственности за грубое нарушение плательщиком правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных документов или счетов - фактур, или регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухучета и в отчетности хозяйственных операций и иных объектов бухучета).

В соответствии с требованиями Налогового кодекса  Российской Федерации ответственность за грубое нарушение правил учета наступает вне зависимости от того, повлекли данные нарушения сокращение поступления сумм налогов в бюджет или нет. Квалифицируемым признаком данного правонарушения является повторность;

- неуплата или  неполная уплата сумм налога.

Налогоплательщик  может быть привлечен к ответственности  за совершение данного правонарушения только по итогам проведения выездной налоговой проверки, в ходе которой  должно быть установлено, что факт неуплаты налога должен быть напрямую связан с  занижением налогооблагаемой базы или неправильным исчислением налога по итогам налогового периода.

Квалифицируемым признаком данного правонарушения является умысел.

2. Ответственность  иных обязанных лиц:

а) ответственность  налогового агента:

- за неисполнение обязанностей по удержанию с налогоплательщика и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов.

Ранее специальной  ответственности налогового агента законодательством установлено  не было. Между тем налоговыми органами предпринимались попытки самостоятельно сформировать систему налогового контроля за деятельностью налоговых агентов. На основе изданных самой налоговой службой нормативных и внутриведомственных актов органы ГНИ в бесспорном порядке списывали с налоговых агентов суммы налогов, не удержанные ими своевременно с налогоплательщиков (см. п.5.4 Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", Письма Госналогинспекции по г. Москве от 9 июня 1997 г. N 11-13/12730, от 6 мая 1996 г. N 11-13/9369). Однако подобная практика выглядела совершенно необоснованной и противоречила нормам налогового законодательства;

- незаконное  воспрепятствование доступу должностного  лица налогового органа, проводящего  налоговую проверку в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, на территорию или в помещение налогового агента;

- несоблюдение  установленного Налоговым кодексом  Российской Федерации порядка  владения, пользования, распоряжения  имуществом, на которое наложен  арест;

- непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством;

- непредставление  налоговому органу сведений о  налогоплательщике по запросу  налогового органа либо предоставление  документов с заведомо недостоверными сведениями;

- неправомерное  несообщение (несвоевременное сообщение)  лицом сведений, которые в соответствии  с Налоговым кодексом Российской  Федерации это лицо должно  сообщить налоговому органу (ст.1291, введенная в Кодекс Федеральным  законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ);

б) ответственность  свидетеля:

- неявка, уклонение  от явки без уважительных причин  лица, вызываемого по делу о  налоговом правонарушении;

- неправомерный  отказ от дачи показаний, дача  заведомо ложных показаний;

в) ответственность эксперта, переводчика, специалиста:

- отказ от  участия в проведении налоговой  проверки;

- дача заведомо  ложного заключения (осуществление  заведомо ложного перевода).

Глава 18 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает  отдельные виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение. Применение к банковским учреждениям финансовых санкций производится посредством взыскания штрафа или пени. В последнем случае взыскание производится в бесспорном порядке.

Остановимся на предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации видах правонарушений:

а) открытие банком счета налогоплательщику без  предъявления последним свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе.

До принятия Налогового кодекса Российской Федерации аналогичные нормы ответственности содержались в п.1 Указа N 1006. Однако в соответствии с требованиями данного Указа к ответственности за совершение этого правонарушения привлекались руководители кредитных учреждений;

б) несообщение  банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем;

в) нарушение  срока исполнения платежных документов о перечислении налога.

Ответственность за совершение данного правонарушения ранее была предусмотрена ст.15 Закона об основах налоговой системы, в соответствии с которой банковское учреждение отвечало за задержку исполнения поручения клиента на перечисление налогов, а также за задержку и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов20.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает  ответственность лишь за сам факт нарушения банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

г) неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового органа.

За совершение данного правонарушения ответственность  в административном порядке несут  также должностные лица банковского  учреждения;

д) неправомерное  неисполнение банком в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени;

е) совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке  находится инкассовое поручение налогового органа;

ж) непредставление  банками налоговым органам сведений о финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов21.

Существует  множество налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена не только Налоговым кодексом, но и Уголовным кодексом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разграничение налоговых правонарушений, налоговых  преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

         Совершаемые в обществе правонарушения не однородны по своему характеру, однако по степени общественной опасности и юридическому оформлению теория права объединяет их в две группы: преступления и проступки.22

В сфере налоговых правоотношений, в зависимости от степени общественной опасности, все правонарушения можно подразделить на налоговые преступления (меры ответственности, за которые предусмотрены нормами уголовного права) и правонарушения, которые не имеют характера налогового преступления.

Среди  оснований привлечения  к ответственности за нарушения  законодательства о налогах и  сборах можно выделить:

налоговые правонарушения;

нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

преступления, связанные  с нарушением законодательства о  налогах и сборах (налоговые преступления).23

Термин "налоговое  правонарушение" может использоваться и пониматься в двух смыслах - в "широком" и "узком".

Налоговое правонарушение в "широком" смысле представляет собой любое виновное наказуемое противоправное деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении норм законодательства о налогах и сборах и налогового законодательства в целом, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого противоправного деяния.

В сфере налогообложения  можно выделить три вида налоговых  правонарушений:

Информация о работе Налоговые правонарушения в РФ: виды, причины, методы профилактики