Налоговые правонарушения. Налог с продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 11:11, реферат

Краткое описание

К налоговым правонарушениям относятся те, которые касаются налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, налоговыми не считаются. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а не налоговое правонарушение. Действия же налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как налоговое правонарушение, а не как уголовное (мошенничество и т.п.).

Содержание

1. Понятие, объект и субъекты налогового правонарушения. Формы вины и обстоятельства, исключающие, смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства. 3
Состав налогового правонарушения 4
Объект 5
Субъективная сторона. Формы вины 6
Субъект 8
Привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства. Объективная сторона налогового правонарушения 12
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения 17
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. 19
2. Налог с продаж: плательщики налога, объект налогообложения, ставка и порядок исчисления. 21
Налогоплательщики 22
Объект налогообложения 24
а) Уплачивает ли налог с продаж предприниматель без образования юридического лица, осуществляя расчеты за товар наличным и безналичным платежами? 26
Порядок исчисления и уплаты налога 29
б) Кто является плательщиком налога с продаж по договору комиссии (комитент или комиссионер)? 29
Задача 31
Список источников и литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговые правонарушения 1.docx

— 43.79 Кб (Скачать файл)

 

Презумпции виновности налогоплательщика не существует. Это означает, что налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность, наоборот, обязанность доказывать вину налогоплательщика лежит на налоговых органах.

 

НК РФ предусматривает также, что все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в пользу налогоплательщика.

 

 

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

 

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

 

1) отсутствие события налогового  правонарушения;

 

2) отсутствие вины лица  в совершении налогового правонарушения;

 

3) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим  к моменту совершения деяния  шестнадцатилетнего возраста..."

 

Деяние не может повлечь применение мер ответственности, если отсутствует хотя бы один элемент состава правонарушения.

 

Отсутствие события налогового правонарушения означает, что отсутствуют признаки объективной стороны, с которыми закон связывает наступление ответственности.

 

Отсутствие вины в формах, определенных НК РФ, означает, что у деяния отсутствуют признаки субъективной стороны правонарушения.

 

Лица, не достигшие 16-летнего возраста, не являются субъектами правонарушений.

 

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

 

1) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия  или других чрезвычайных и  непреодолимых обстоятельств (указанные  обстоятельства устанавливаются  наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой  информации и иными способами, не нуждающимися в специальных  средствах доказывания);

 

2) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его  совершения в состоянии, при котором  это лицо не могло отдавать  себе отчета в своих действиях  или руководить ими вследствие  болезненного состояния (указанные  обстоятельства доказываются предоставлением  в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию  и дате относятся к тому  налоговому периоду, в котором  совершено налоговое правонарушение);

 

3) выполнение налогоплательщиком  или налоговым агентом письменных  разъяснений по вопросам применения  законодательства о налогах и  сборах, данных налоговым органом  или другим уполномоченным государственным  органом или их должностными  лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются  при наличии соответствующих  документов этих органов, которые  по смыслу и содержанию относятся  к налоговым периодам, в которых  совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

 

Лицо не признается виновным в совершении налогового правонарушения, если его действия (бездействие) являются следствием стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. Практически это имеет отношение к бездействию, например непредставлению деклараций, отчетов, других документов, необеспечению сохранности данных бухгалтерского учета и т.п.

 

НК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, могущих повлиять на поведение налогоплательщика или другого обязанного лица, однако указывает, что для освобождения от ответственности эти обстоятельства должны быть одновременно и чрезвычайными, и непреодолимыми.

 

Чрезвычайным можно признать событие, исключительное по своему характеру, не имеющее аналогов или же повторяющееся редко, не систематически, резко отличное от каждодневных явлений. Такое событие не обязательно должно быть неожиданным. Напротив, его можно предвидеть, ожидать, прогнозировать. Важно лишь, чтобы при этом оно было непреодолимым. Это означает, что разумными усилиями лица нельзя устранить наступление такого события или же избежать его последствий.

 

Названные ситуации не присущи исключительно налоговому праву. И другие отрасли права, регулирующие вопросы наложения взысканий, в том или ином виде указывают на эти обстоятельства как исключающие вину. Специфическим для налогового права является другое обстоятельство, исключающее вину: выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или должностными лицами в пределах их компетенции.

 

Налогоплательщики имеют право на полную и точную информацию о налоговом законодательстве, о предоставляемых им законами правах и налагаемых обязанностях.

 

Если нарушивший закон налогоплательщик действовал на основании разъяснений или указаний налогового или иного государственного органа, то налицо так называемая юридическая ошибка, добросовестное заблуждение относительно смысла закона. Юридическая ошибка не рассматривается как проявление умысла или неосторожности, поскольку добросовестное заблуждение исключает осознание лицом противоправности своих действий.

 

Незнание закона не освобождает от ответственности.

 

В случае заблуждения в понимании смысла закона вина лежит не на налогоплательщике, а на законодателе, принявшем неконкретный и непонятный закон, допускающий разночтения, неоднозначность толкования и т.п.

 

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

 

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

 

1) совершение правонарушения  вследствие стечения тяжелых  личных или семейных обстоятельств;

 

2) совершение правонарушения  под влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

 

3) иные обстоятельства, которые  судом могут быть признаны  смягчающими ответственность.

 

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

 

3. Лицо, с которого взыскана  налоговая санкция, считается подвергнутым  этой санкции в течение 12 месяцев  с момента вступления в силу  решения суда или налогового  органа о применении налоговой  санкции.

 

4. Обстоятельства, смягчающие  или отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются  им при наложении санкций за  налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 настоящего  Кодекса.

 

К вопросу о форме вины и обстоятельствах, исключающих вину, тесно примыкает вопрос об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность за налоговые правонарушения. Им посвящена ст.112 НК РФ.

 

НК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность. Любые обстоятельства могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность. Однако НК РФ устанавливает два случая, когда ответственность обязательно должна быть смягчена.

 

Во-первых, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Например, из-за болезни родственника налогоплательщик несет большие траты на медицинское обслуживание и лекарства и чтобы сберечь деньги на эти цели уклоняется от уплаты налога. Вина такого налогоплательщика имеется, правонарушение совершено, однако наказание за него должно быть снижено.

 

Во-вторых, смягчающим обстоятельством признается совершение нарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Это особенно важно иметь в виду бухгалтерам, которые, с одной стороны, обязаны подчиняться приказам руководителя предприятия, а с другой - являются субъектами ответственности.

 

В отношении обстоятельств, отягчающих ответственность, НК РФ ограничивает усмотрение налоговых органов и судов. Только те обстоятельства, которые прямо и непосредственно предусмотрены самим НК РФ, могут признаваться отягчающими.

 

Предусмотрено, что ответственность отягчает совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

 

Помимо обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, при индивидуализации наказания должны учитываться мотив и цель действий лица. Они, так же как и форма вины, характеризуют психическое отношение лица к совершаемому им правонарушению, но относятся к факультативным признакам субъективной стороны нарушения налогового законодательства. Ни в одной статье НК РФ не указано, что мотив или цель может влиять на квалификацию деяний. Поэтому они могут учитываться только при определении конкретного размера взыскания.

 

2. Налог с продаж: плательщики  налога, объект налогообложения, ставка  и порядок исчисления.

В соответствии со ст.347 Налогового кодекса РФ налог с продаж устанавливается законами субъектов РФ. С момента его установления данный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

 

При принятии налога с продаж региональные органы власти вправе самостоятельно определить только ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности.

 

Ставка по налогу с продаж может быть установлена в размере, не превышающем 5 процентов.

 

Согласно ст.58 Налогового кодекса РФ под порядком уплаты налога понимается способ его уплаты. Так, уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке.

 

Сроки уплаты налога и форма отчетности также устанавливаются региональным законодательством. При этом форма отчетности, как правило, утверждается региональными налоговыми органами на основании предоставленной им компетенции.

 

Все иные элементы налогообложения как-то: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и т.д. должны соответствовать главе 27 Налогового кодекса РФ.

 

 

Налогоплательщики

 

В соответствии со ст.348 НК РФ плательщиками налога с продаж (далее по тексту налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог.

 

Так, под организациями понимаются - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

 

Индивидуальными предпринимателями являются - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

 

В случае осуществления реализация товаров (работ, услуг) в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности) обязанность по уплате налога с продаж должна исполняться в общем порядке.

 

Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" для организаций и индивидуальных предпринимателей предусматривает возможность перехода на специальный режим налогообложения.

 

Согласно п.2 ст.1 указанного закона применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. При этом для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога.

 

Следовательно, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, плательщиками налога с продаж не являются.

 

В отношении индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности означает замену уплаты установленного законодательством РФ налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Замены налога с продаж по индивидуальным предпринимателям в данном случае не предусматривается.

 

Таким образом, индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, не освобождаются от уплаты налога с продаж.

 

Другой специальный режим налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрен Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

 

Согласно ст.1 названного закона со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с плательщиков этого налога не взимаются налоги, предусмотренные ст.ст.19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением определенного перечня налогов. Налог с продаж установлен в ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и в состав исключений не входит.

 

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, плательщиками налога с продаж не являются. При этом необходимо учитывать, что налог с продаж не уплачивается только в части операций, подпадающих под действие Федерального закона от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Информация о работе Налоговые правонарушения. Налог с продаж