Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

В теории права общепризнанно, что в основе любого вида юридической ответственности лежит факт противоправного поведения, которое воплощается в нарушении правовых норм и предписаний, исполнение которых охраняется и обеспечивается мерами государственно-правового принуждения. Иными словами, основанием для применения мер государственно-правового принуждения является противоправное поведение обязанного субъекта.
Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.

Содержание

1. Налоговые преступления……………………………………………………….2
2. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и её источники…………………………………………………………………………..7
3. Акцизы…………………………………………………………………………..12
4. Список используемой литературы…………………………………………….17
5. Рецензия…………………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 32.64 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Налоговые преступления……………………………………………………….2

2. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой  тайны, и её источники…………………………………………………………………………..7

3. Акцизы…………………………………………………………………………..12

4. Список используемой  литературы…………………………………………….17

5. Рецензия…………………………………………………………………………18

 

1. Налоговые правонарушения

 

В теории права общепризнанно, что в основе любого вида юридической  ответственности лежит факт противоправного  поведения, которое воплощается  в нарушении правовых норм и предписаний, исполнение которых охраняется и  обеспечивается мерами государственно-правового  принуждения. Иными словами, основанием для применения мер государственно-правового принуждения является противоправное поведение обязанного субъекта.

Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное   (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  установлена ответственность в  соответствии с НК РФ.

Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков налогового правоотношения.

Во-первых, противоправное деяние – налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушающие нормы законодательства о налогах и сборах. Налоговым  правонарушением считается только деяния, предусмотренное законодателем  о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные гл.16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательства о налогах и сборах, не могут  относиться к налоговым правонарушениям.  Противоправное деяние может совершаться  в форме действия (например, отказ  предоставлять налоговым органам  необходимые сведения и т.д.) или  бездействия (например, непредставление  в налоговые органы отчеты и другие).

Во-вторых, виновность –  налоговое правонарушение совершается  виновно (умышленно или по неосторожности).  Форма вины является обязательным признаком  налогового правонарушения, поскольку  тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих состав правонарушений. Отсутствие вины в  действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает применение санкций. Например, непредставление  налоговой декларации в установленный  законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.

В-третьих, деяние, влекущее вредные последствия (нарушение  прав, нанесение ущерба и т.п.), причем между деянием и вредными последствиями  должна быть причинно-следственная связь. Например, для применения       п.1 ст.112 НК РФ должно быть установлено, что неуплата налога (результат) была вызвана занижением налоговой базы или иным неправомерным деянием (причина).

В-четвертых, наказуемость деяние – совершение налогового деликта  влечет для нарушителя негативные последствие  в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным признаком, поскольку  налоговым правонарушением признается противоправное деяние фискально-обязанных  лиц, ответственность за которое  предусмотрена НК РФ. 

Указанные признаки свойственны  всем правонарушениям налогового законодательства. Однако у каждого конкретного  нарушения есть свой собственный  фактический состав, который является основанием юридической ответственности.

По своему характеру и  направленности все налоговые правонарушения условно могут быть подразделены на четыре обособленные группы:

1.  Нарушения, связанные  с неисполнением обязанностей  в связи с налоговым учетом (ст. 116-117 НК РФ)

2.  Нарушения, связанные  с несоблюдением порядка ведения  учета объектов налогообложения,  доходов и расходов и представлением  в налоговые органы налоговых  деклараций (ст. 119-120 НК РФ)

3.   Нарушения, связанные  с неисполнением обязанностей  по уплате, удержанию или перечислению  налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)

4. Нарушения, связанные  с воспрепятствованием законной  деятельности налоговых администраций  (ст. 125-129.1 НК РФ)

В  зависимости от объекта можно выделить два основных вида налоговых правонарушений:

 а) правонарушения, посягающие  на налоговые отношения, связанные  с непосредственным осуществлением  налоговых изъятий и непосредственно  влекущие финансовые потери государства;

б) правонарушения, посягающие на отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка управления в сфере налогообложения.

По непосредственному объекту состава налоговых правонарушений можно выделить правонарушения, посягающие на:

- материальные фискальные  права государства, т.е. нарушающие  урегулированные налоговым законодательством  общественные отношения, обеспечивающие  уплату или изъятие налога;

- процессуальные фискальные  права государства, т.е. нарушающие  урегулированные налоговым законодательством  общественные отношения, обеспечивающие  учет налогоплательщиков, производство  налогового контроля, осуществление  производства по делам о налоговых  правонарушениях.

Определяя систему нарушений  законодательства о налогах и  сборах в  зависимости от направленности деяний можно  выделить:

- правонарушения против  системы налогов;

- правонарушения против  прав и свобод налогоплательщиков;

- правонарушения против  порядка ведения бухгалтерского  учета и отчетности;

- правонарушения против  контрольных функций налоговых  органов.

- правонарушения против  системы налогов;

- правонарушения против  прав и свобод налогоплательщиков;

- правонарушения против  системы гарантий выполнения  обязанностей налогоплательщика;

-   правонарушения против  исполнения доходной части бюджетов;

-   правонарушения против  контрольных функций налоговых  органов;

- правонарушения против  порядка ведения бухгалтерского  учета, составления и представления  бухгалтерской и налоговой отчетности;

-  правонарушения против  обязанности по уплате налогов.

Глава 16 НК РФ устанавливает  меры ответственности только в отношении  обязанных участников налоговых  отношений, то есть в отношении тех, которые так или иначе, но в  конечном итоге несут обязанности  перед бюджетной системой государства. Это налогоплательщики, налоговые  агенты, а также иные обязанные  лица. Никаких специальных мер  ответственности в отношении  представителей государства НК РФ не установлено. Поэтому представляется, что анализ видов налоговых правонарушений следует осуществлять именно в тех  рамках гл. 16 НК РФ, которые и определил  законодатель.

Российское законодательство предусматривает  финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные  ими налоговые правонарушения.

Финансовые санкции – это меры экономического воздействия, применяемые уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитной, расчетной, бюджетной, финансовой дисциплины и за ряд других нарушений.

Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.

Административная ответственность. Под административной ответственностью как вида юридической ответственности следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах.

 

2. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой  тайны, и её источники.

2.1. Понятие налоговой тайны

Легальное определение понятие  «налоговая тайна» дано в п.1 ст.102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну  составляют любые полученные налоговым  органом, органами внутренних дел, органом  государственного внебюджетного фонда  и таможенным органом сведения о  налогоплательщике, за исключением  сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о  налогах и сборах и мерах ответственности  за эти нарушения; 4) предоставляемых  налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или  правоохранительными органами (в  части сведений, предоставленных  этим органам); 5) предоставляемых избирательным  комиссиям в соответствии с законодательством  о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о  размере и об источниках доходов  кандидата и его супруга, а  также об имуществе, принадлежащем  кандидату и его супругу на праве собственности».

По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные  со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также  ответственностью за неправомерное  ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы  не только налогового,  но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

2.2. Содержание налоговой тайны

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую  тайну составляют любые сведения о налогоплательщике.  Из установленного ст.102  НК РФ положения, следует, что  сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной  должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

Одним из важнейших признаков  объекта налоговой тайны является то, что сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация  конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны  и «чужие» тайны. «Свои» тайны  представляют собой сведения, относящиеся  к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы).[1]  Налоговую  тайну по смыслу ст. 102 НК РФ составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному  налогоплательщику, которому и предоставляется  право требовать соблюдения тайны  в отношении этих сведений (ст.21 НК РФ). Другим лицам такое право  не предоставляется. Следовательно, «чужие»  тайны объектом налоговой тайной быть не могут, сохранность такой  информации обеспечивается в режиме иных тайн, предусмотренных законодательством, в частности в режиме профессиональной тайны. Гарантией сохранности такой  информации в налоговом законодательстве выступает норма, предусмотренная  ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой  при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и  распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике  составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике  должны быть получены налоговым органом  при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Получение налоговым органом  информации о налогоплательщике  осуществляется в рамках правоотношений, возникающих в силу НК РФ, имеющих  публично-правовой характер и основанных на властном подчинении одной стороны  другой. В этих правоотношениях налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие истребовать  необходимую информацию (ст.31 НК), а  налогоплательщику – обязанность  ее предоставить (ст.23 НК РФ). Несоблюдение налогоплательщиком такой обязанности  влечет применение к нему мер ответственности, установленных   ст.129 НК РФ.

Информация о работе Налоговые правонарушения