Налоговое правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое правонарушение кр.docx

— 1.42 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный  университет

Филиал в городе Златоусте

Факультет сервиса экономики  и права

Кафедра гражданского и уголовного права и прцесса

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине налоговое  правонарушение

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

группы ЗЗЮ-650

Швецова Н.В

 

Проверил:

Казанцев С.П

 

 

Златоуст 2014г.

Введение

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в  виде умышленного либо не умышленного  действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного  вида общественных отношений, за которое  законодательством установлена  определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного  нарушения умышленно или по неосторожности

Такое определение налогового правонарушения можно выделить из многих работ по данной теме, причём, во многих работах достаточно подробно описаны  и виды ответственности, и права  участников налоговых правоотношений, но не достаточно раскрыты сами субъекты данной сферы общественных отношений.

Что такое субъект налоговых  правоотношений ? Данный правовой институт можно классифицировать по нескольким основаниям, вот некоторые из них:

  • по месту пребывания (по источнику дохода);
  • по юридическому статусу (юр. или физ. лицо);
  • по правам и обязанностям.

Проработанность данной темы не так уж и велика, конечно многие авторы писали на эту тему, но, в связи  с постоянно меняющимся в России налоговым законодательством, некоторые  из этих работ устарели. Тему налоговых  правонарушений в своих работах  раскрывали такие авторы, как:

  • Витрянский В.В., Герасименко С.А. “Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс”//Библиотека журнала “Консультант” - Международный центр финансово-экономического развития, 1995 г.
  • Пепеляев С.Г., Алёхин А.П. “Ответственность за нарушения налогового законодательства”// Аудиторская фирма “Контакт”, Москва 1992 г.
  • Пепеляев С.Г. “Основы налогового права” Аудиторская фирма “Контакт”, Москва 1995 г.
  • Гаухман Л.Д., Максимов С.В. “Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификация”// Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, Москва, 1995 г.
  • Кучеров И.И. “Налоговые преступления”// Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, Москва, 1997 г.
  • Петрова Г.В. “Ответственность за нарушение налогового законодательства”//Инфра-М, Москва 1995 г.

Также большое количество статей было посвящено этой теме, вот  некоторые из них:

  • Брызгалин А.В., Берник В.Р. “Состав и виды финансовых правонарушений по российскому законодательству”// Хозяйство и право, 1995 г., №6, С-144;
  • Курбатов А. “Вопросы применения финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства// Хозяйство и право. 1995 г., №1, С-63, №2, С-44.
  • Штрафные санкции за налоговые нарушения”// Экономика и жизнь. 1995 г., №29, С-3.
  • Соболев В.А., Тумаркин В.М. “Об ответственности предприятий и организаций за нарушение налогового законодательства” // Аудит и налогообложение. 1995 г., №5, С-18.
  • Смирнов А. “Виды административных нарушений налогового законодательства” // Экономика и жизнь: Московский вып. 1995 г., №33, С-10.

Отдельные авторы, раскрывая  эту тему в своих работах, дают понятие субъекта с позиции юридических  и физических лиц, резидентов и нерезидентов, либо затрагивают не всех субъектов, а лишь одну определённую группу.

Исходя из того, что чаще авторы работ на эту тему пишут  о субъектах, классифицируя их по первым двум основаниям, я решил  написать данную работу, поставив перед  собой цель, разделив понятие субъектов  налоговых правоотношений по последнему основанию (по правам и обязанностям),

на группы:

  • налогоплательщиков;
  • налоговых агентов;
  • налоговых органов;

и выяснить объёмы ответственности  этих групп по отношению друг к  другу. Конечно список групп, которые  можно выделить по данному основанию  приведёнными выше не ограничивается, можно ещё выделить сборщиков  налогов, банки, органы государственной  власти и управления и т.д., поэтому, исходя из того, что разбор всех групп  субъектов займёт много времени  и объём данной работы может увеличиться  во много раз, я решил ограничить перечень рассматриваемых в данной работе субъектов до приведённого выше списка.

Основным объектом моего  исследования являются налоговые правонарушения, совершённые тем или иным субъектом  налоговых отношений.

В обществе сейчас бытует мнение, что налоговые правонарушения это  только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это не так, хотя неуплата налогов  и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых  правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых  другими участниками налоговых  отношений. Поэтому перед данной работой есть ещё одна задача - объяснить  человеку незнакомому с данной сферой права, что такое налоговое правонарушение и, в связи с тем, что данный вид отношений в стране сейчас бурно развивается, стремясь, в будущем, сравняться с уровнем развития этих отношений в экономически более развитых странах, дать более широкое понимание проблем, связанных с налогообложением.

История развития налоговой системы России.

Процесс становления налоговой  системы, в более не менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных  потребностей, в связи с переходом  страны от прежнего натурального хозяйства  к денежному. В течении 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в  ходе которой были отменены соляной  налог и подушная подать, введены  новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе  наибольшее место отводилось акцизам  и таможенным пошлинам. Косвенные  налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный  бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее  время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета1.

Поступление податей до 1885 г. контролировала Казённая палата, учреждённая  ещё в 1775 г.. Контроль этот заключался лишь в учёте налогов, поступающих  в казну. Аппарата, который имел бы не только учётные функции не было. Сбором налогов занималась полиция. Однако, в 1885 г., исходя из необходимости  постоянного податного надзора  на местах, был учреждён институт податных инспекторов при Казённой палате в количестве 500 человек, на которых  был возложен контроль за своевременным  и полным поступлением налоговых  платежей на всей территории России. Податные инспекторы были наделены довольно таки широкими полномочиями, сходными по объему с полномочиями сегодняшних налоговых  инспекций2

Как было сказано выше, основная масса налоговых платежей приходилась  на долю акцизов, в связи с этим основная масса нарушений выявлялась в этой сфере податных отношений. Нарушения эти проявлялись, в основном, в реализации подакцизных товаров без соответствующих ярлыков, свидетельствующих об уплате продавцом акцизного сбора. Ответственность за акцизные нарушения предусматривалась в Уставе об акцизных сборах 1883 г. .

В России в любое время  существовало неприязненное отношение  к налогам, в отличии от западноевропейских государств, где плата налогов  считается даже предметом гордости налогоплательщиков. В таком государстве  человек редко когда скажет: “Я гражданин этой страны”, скорее он скажет: “Я налогоплательщик”. Подобная высокая налоговая культура обуславливается  тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю  гораздо более продолжительную, нежели в России. Именно вокруг налогов, в странах западной Европы, разгоралась  борьба между королём и парламентом. Парламент именно тогда получил  законодательную власть, когда получил  сначала власть в области финансов, т.е. соглашаться или не соглашаться  с королём по вопросам установления и сбора налогов. К тому же, у  российского законодателя всегда была склонность к достаточно большим  ставкам налогов, что в свою очередь, опять же, не прибавляло популярности налогам. И не всегда налоги использовались (и используются) в качестве источника  доходов для бюджета. Например, в  период Новой Экономической Политики налоги использовались больше, как  орудие борьбы с буржуазией3.

Надо сказать, что с  октября 1917 г., в связи с отменой  права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности  были уничтожены почти все возможные  объекты налогообложения. Налоговая  политика новой власти сводилась  только лишь к принудительному сбору  с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового налогового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов. Государство, в свою очередь, пытаясь искоренить указанные явления, усилило меры уголовной репрессии за правонарушения подобного рода. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось, как сокрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. Тем не менее количество выявляемых налоговых правонарушений не уменьшалос4ь.

Причины возникновения налоговых правонарушений.

Причины возникновения налоговых  правонарушений в России, на мой  взгляд всегда были одни и те же, а  если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить  на три условных категории:

  • правовые ;
  • экономические ;
  • моральные;

Российское налоговое  законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные  акты постоянно вносятся изменения  и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового  характера.

Экономические причины обусловлены  действием довольно высоких налоговых  ставок и невозможностью некоторых  налогоплательщиков своевременно и  полно платить налоги. Причина  в том, что, по моему мнению, законодатель, вводя такие высокие налоговые  ставки, не учитывает сложившуюся  в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие  предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия - производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие  оборотных средств и не могущие  реализовать свою продукцию из-за её неконкурентноспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

Моральными причинами  являются, по моему мнению, низкая правовая культура, неприязненное отношение  к имеющейся налоговой системе  и, не в последнюю очередь, корысть  налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института  налогового права, в более не менее  цивилизованном виде, насчитывает в  России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой  культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов  насчитывает много веков. Ведь это  на фоне борьбы с единоличной властью  монарха на ввод и сбор налогов, в  странах западной Европы сформировался  институт парламента.

Неприязненное отношение  к имеющейся налоговой системе  основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать  систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает  его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении  от уплаты налогов играют не последнюю  роль в причинах существования налоговых  правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у  них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.

Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что  следует учитывать в сложившейся  в стране экономической обстановке.

Наиболее часто встречающаяся  группа налоговых правонарушений - уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог  в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить  классификацию причин, побуждающих  плательщика уклоняться от уплаты налогов. Так, П.М. Годме выделяет несколько групп причин:

  • политические;
  • экономические;
  • моральные;
  • технические.

Политические причины  связаны с тем, что государство  использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента  государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие данному процессу.

Информация о работе Налоговое правонарушение