Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

В теории права общепризнанно, что в основе любого вида юридической ответственности лежит факт противоправного поведения, которое воплощается в нарушении правовых норм и предписаний, исполнение которых охраняется и обеспечивается мерами государственно-правового принуждения. Иными словами, основанием для применения мер государственно-правового принуждения является противоправное поведение обязанного субъекта.
Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.

Содержание

1. Налоговые преступления……………………………………………………….2
2. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и её источники…………………………………………………………………………..7
3. Акцизы…………………………………………………………………………..12
4. Список используемой литературы…………………………………………….17
5. Рецензия…………………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 32.64 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов  в пределах своих полномочий посредством  налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. Любая  из перечисленных форм налогового контроля предполагает получение налоговыми органами различной информации о  налогоплательщике, источником которой  не обязательно будет сам налогоплательщик. Любые сведения, полученные должностными лицами налоговых органов в рамках реализации полномочий по налоговому контролю, являются объектом налоговой  тайны.

Ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливает  обязанность определенных физических лиц и организаций предоставлять  сведения о налогоплательщике, известные  им. Такая обязанность устанавливается, к примеру, за налоговыми агентами, банковскими организациями, свидетелями. Непредставление налоговым органам  информации влечет ответственность  в соответствии со  ст.129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика. 

Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые не являются налоговой  тайной (см. выше). В связи с этим перечнем интересно постановление  ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 по делу, в котором ИФНС отказала налогоплательщику в сообщении  информации о добросовестности его  контрагентов, решив, что такой отказ  является правомерным, т.к. данные сведения составляют налоговую тайну и  имеют специальный режим доступа.[2]

Как указал суд, признавая  позицию ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой  тайне, согласно которому сведения о  нарушениях законодательства о налогах  и сборах и мерах ответственности  за эти нарушения не относятся  к налоговой тайне. Запрошенные  сведения к налоговой тайне не относятся.

Таким образом, из данного  решения можно сделать практический вывод – для любого налогоплательщика  существует возможность затребовать  информацию о добросовестности контрагента  у ИФНС.

Кроме того, отказ ИФНС влияет на права организации как налогоплательщика  на получение налоговой выгоды, в  том числе при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, с  учетом обязанности налогоплательщика  подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента  – согласно сложившейся практике, налоговые органы весьма неохотно возмещают  НДС налогоплательщикам, чьи контрагенты, оказавшись недобросовестными, данный налог не уплатили. Как правило, даже в свете Постановления Палаты Европейского Суда по правам человека от 22 января 2009 года, где Суд указал, что: «Национальный законодатель вправе предусматривать определённые ограничения  во избежание налоговых мошенничеств, но такие меры должны касаться должной  осмотрительности налогоплательщиков-покупателей  в определённых обстоятельствах (special diligence) и не могут сводиться к  отказу в вычете при любой налоговой  неисполнительности поставщика», российские налоговые органы относятся к  возмещению при указанных обстоятельствах  весьма скептически.

Исходя из сказанного в  данном разделе, можно сделать следующие  выводы:

В ст.102 НК РФ предусмотрен закрытый перечень сведений, исключаемых из объекта налоговой тайны. Вместе с тем, единого критерия разграничения  сведений, составляющих налоговую тайну, и сведений, таковой не являющихся, законодателем не предусмотрено;

Налогоплательщик имеет  возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента  у налоговых органов.

 

 

3. Акцизы

Акциз – это косвенный  налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную  продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз  – индивидуальный налог на отдельные  виды и группы товаров, входящие в  специальный перечень.

Акцизы имеют древнюю  историю. В прошлых веках система  акциза имела всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось  около 200 видов акциза.

Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены  их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

Например, до революции в  России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку  это были товары массового личного  или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е  годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и  спички – в нищей стране брать  налоги было больше не с чего.

В СССР акциз использовался  в период новой экономической  политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно  государственные предприятия. Система  акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз»  употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог  с оборота по алкогольной продукции  составлял более 10% всех бюджетных  доходов. После распада СССР в  России вновь введена система  акциза.

Товары, с которых взимаются  акцизы, обычно обладают общей характерной  чертой: спрос на эти товары малоэластичен  по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.

Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в  расчете на единицу продукции, что  дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может  давать значительные доходы, в особенности  в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных  товаров тщательно продуман и  включает лишь ограниченный круг товаров.

Актуальность темы состоит  в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений  в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного  периода, благодаря относительной  легкости их сбора и четкому определению  налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению  к личным доходам, и поэтому бюджетные  поступления от них стабильны. Следует  также отметить, что относительная  неэластичность акцизов по отношению  к доходам вызовет падение  относительной важности акцизных доходов  с началом экономического роста.

Основными отличиями акцизов  от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера  применения — потребление конкретного  товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, — безъэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких  налогов на потребление с широкой  базой обложения, как НДС или  налог с продаж, то второе — от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы  за пересечение границы и т.д.)

Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости  от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так  называемые традиционные акцизы —  на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две  основных цели: ограничение потребления  вредных для здоровья продуктов  и фискальная.

Ко второй группе относятся  акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции  выполняют еще и роль платежа  за пользование автодорогами, и способа  коррекции негативных экстерналий.

Третья группа включает в  себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени  данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так  как основными потребителями  люксовых товаров являются более  состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов  с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах  к люксовым товарам (автомобили, дорогая  электроника и т.д.), поощрение  местных производителей или же улучшение  внешнеторгового баланса путем  взимания акцизов в дополнение к  таможенным пошлинам с импортных  товаров.

Основным федеральным  законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических  и физических лиц является Налоговый  кодекс РФ (далее НК РФ). Он устанавливает  принципы построения и функционирования стабильной, единой для РФ налоговой  системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого  налогового правового пространства, порядок введения, изменения и  отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с Федеральным  законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и  внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации  о налогах" глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации  введена в действие с 1 января 2001 года. [1, 2]

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440 разработаны  методические рекомендации по применению главы 22 „Акцизы“.

Ставки акцизов являются едиными, но подразделяются на следующие  виды: в процентах к стоимости; твердые (специфические) - в рублях за единицу измерения; ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора.

Объект налогообложения  акцизами зависит от вида ставки —  адвалорной и специфической. В первом случае, как для товаров, произведенных  на территории России из собственного или из давальческого сырья, так  и для произведенных за границей из давальческого сырья, принадлежащего российским предприятиям, — отпускная  цена товаров. При применении адвалорной ставки акцизов к импортным товарам  в налогооблагаемую стоимость входят таможенные пошлины и платежи. Во втором случае — объем реализованной  продукции в натуральном выражении.

Примечательно, что для  большинства товаров (табачные изделия, алкогольная продукция, бензин, нефть) применяется специфическая ставка акциза, адвалорная ставка используется лишь в отношении ювелирных изделий  и автомобилей с объемом двигателя  более 90 л. с.

Акцизы в бюджете-2002 составляли 11% всех доходов, в бюджете-2003 их доля снизилась до 9,4%, а в бюджете-2004 – до 3,4% (98,5 млрд руб.).

Статьёй 181 Налогового Кодекса  РФ подакцизными товарами признаются [1]:

1) спирт этиловый из  всех видов сырья, за исключением  спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция  (растворы, эмульсии, суспензии и  другие виды продукции в жидком  виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые  и мотоциклы с мощностью двигателя  свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо; 

9) моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных  (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.

Таким образом, можно определить четыре вида акцизов:

1. акцизы на подакцизные  товары;

2. акцизы на алкогольную  продукцию; 

3. акцизы по нефтепродуктам;

4. акцизы на подакцизное  минеральное сырье - природный  газ

 

 

 

4.Список используемой  литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)- М.,1999

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ

3.  Налоговый кодекс  Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000

4. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ, 2002.

5. Селезнёва Н. Н. Налоги и налоговая система России. –М. Закон и право, 2000

 

 

5. Рецензия

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Информация о работе Налоговые правонарушения