Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:34, дипломная работа

Краткое описание

Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его применение неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост. Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических,

Содержание

Введение
Глава 1. Основные аспекты развития и сущность налоговой системы РФ
1.1. История развития налоговой системы в России
1.2. Структура действующей налоговой системы РФ
Глава 2. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ
2.1. Проблемы налоговой системы по изъятию налогов в бюджет и пути их решения
2.2. Достоинства и недостатки налоговой системы РФ
2.3. Анализ налоговой системы на примере Инспекции ФНС по Челябинской области
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

НС (Автосохраненный).docx

— 681.04 Кб (Скачать файл)

     Для улучшения ситуации в текущем  году будет продолжено совершенствование  электронных сервисов. Так, предполагается узаконить понятие электронного уведомления и требования, электронного истребования документов, а также  внедрять технологии уплаты физлицами  налогов через банковские и другие терминалы, обеспечить возможность  уплаты налогов через Интернет и  с использованием мобильной связи.

     В конце 2009 года ФНС запустила один из элементов электронной информации для налогоплательщиков - "Личный кабинет налогоплательщика". При  помощи этого ресурса граждане могут  на сайте ФНС ознакомиться с информацией  о своей задолженности по налогам, а также распечатать платежное  поручение

     От  решения указанных выше проблем  зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны. 

     2.2. Достоинства и  недостатки налоговой  системы РФ 

     Современную налоговую систему России критикуют  и в СМИ, и в Госдуме, и в  регионах, и налогоплательщики, и, зачастую, правомерно.

     Основными недостатками налоговой системы  являются:

  1. Фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию.
  2. Высокий уровень налогообложения предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС.
  3. Нестабильность налогового законодательства и особенно по прибыли, НДС.
  4. Современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов.
  5. Существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не по экономическим причинам, а по налоговым.

     Кроме того хотелось бы отметить недостатки налогового законодательства России.

     В первую очередь следует отметить такой факт, как его постоянная изменчивость.

     Можно только посочувствовать отечественным  налогоплательщикам (в первую очередь  имеются в виду юридические лица), которые вынуждены постоянно  реагировать на подобные ухищрения и изменения. Ответственность за нарушение налогового законодательства достаточно суровая, а о карательных способностях российских фискальных органов уже давно слагают легенды.

     О чем можно говорить, если в Налоговый  кодекс РФ, являющийся основным документом налогового законодательства, с момента  его принятия уже было внесено  несколько десятков изменений. Кстати, подавляющее большинство этих изменений относится к части второй Налогового кодекса, в которой определяется порядок уплаты налогов, указаны ставки налогов, а также содержится иная информация, которая используется налогоплательщиками для расчета и уплаты налогов.

     Отметим, по подавляющему большинству изменений, вносимых в налоговое законодательство, никто не заметил, чтобы от них  была бы какая-то ощутимая польза.

     Следует также сказать о таком недостатке, как противоречивость некоторых  нормативных актов, касающихся налогообложения. Это может быть обусловлено, например, тем, что при принятии какого-то нового документа (Федерального закона, и др.) законодатели забывают отменить прежний  нормативный акт, которому противоречит вновь принятый документ. В результате возникает серьезное противоречие, жертвами которого нередко становятся ни в чем не повинные налогоплательщики.

     Среди прочих недостатков российского  налогового законодательства можно  отметить неточность формулировок и  определений, слишком сложные для  восприятия некоторые формы налоговой  отчетности, а также большое количество уплачиваемых налогов и сборов, что  существенно усложняет налоговый  учет.

     Между тем, налоги – это «наше все» в материальном смысле слова. Это– зарплаты и пенсии. Это – развитие или разорение промышленности, науки, образования. Это – темпы роста нашего ВВП, рост или падение уровня жизни населения и т.п.  

     

     Рис. 2. Структура доходов в федеральном бюджете на 2009 год, %13 

     Федеральная налоговая служба России мобилизовала в консолидированный бюджет РФ за 2009 г налогов, сборов и других обязательных платежей на сумму 6 трлн 288,3 млрд руб, что  на 20,9 проц меньше по сравнению с  предыдущим годом. В указанную сумму  не входит единый социальный налог, зачисляемый  в федеральный бюджет. Об этом свидетельствует  поступивший сегодня в ПРАЙМ-ТАСС очередной доклад Федеральной службы государственной статистики .

     Общие для всех развитых и развивающихся  стран основные принципы налогообложения  состоят в том, что налоги должны способствовать росту производства и обеспечивать справедливое распределение  доходов.

     Обратимся к основным достоинствам нашей налоговой  системы.

     Президент РФ относит к преимуществам российской экономики сбалансированную налоговую  систему, которая в таком виде работает уже почти восемь лет.

     «Это  не значит, что она идеальная, и  мы ее тоже все время критикуем, но тем не менее она работает. И, на мой взгляд, это уж точно не худшая система в мире», — отметил  Д.А. Медведев на встрече с руководителями американских венчурных фондов.

     Говоря  о достоинствах национальной налоговой  системы, Д.А. Медведев напомнил о налоге на доходы физических лиц. «У нас практически  самая низкая ставка, причем при  наличии так называемой плоской  шкалы, когда применяется только одна ставка независимо от объема дохода», — сказал он.

     Основным  же преимуществом российского налогового законодательства, по мнению большинства  специалистов, является то, что отчетность в налоговые органы сдается не ежемесячно, а ежеквартально. Также  несомненно положительным моментом является то, что в России законодательно разрешено сдавать бухгалтерскую  и налоговую отчетность в электронном  виде через Интернет, что позволяет  делать это прямо со своего рабочего места, буквально нажатием нескольких клавиш.

     Для более полной картины достоинств и недостатков нашей налоговой  системы исследуем рейтинг удобства национальных систем налогообложения.

     Систему налогообложения в нашей стране не назовешь простой — ставки высокие, налогов много, и на их оформление требуется в среднем 448 часов в  год. Такие данные опубликованы в  отчете «Paying taxes 2009», подготовленном компанией Price-waterhouseCoopers (PWC), Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Исследователи ставили перед  собой задачу оценить уровень  удобства налоговых систем различных  стран мира.

     Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались  тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое  нужно потратить на подготовку к  их уплате.

     В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134-е место — российские предприниматели ежегодно вынуждены  тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при  этом половину коммерческой прибыли. Для  сравнения: годом ранее мы находились на 130-й строчке. Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей  стране за минувший год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники  опроса, изменившие свои методики пополнения казны. Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133-е место, за год перебрался на 35 строчек вверх. Единственное, в  чем российская система уступает китайской — это в количестве налогов. В Китае их всего 9, однако суммарная ставка составляет 79,9%. Надо сказать, что налоговые поступления  — основной источник пополнения бюджета  в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46-м месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. Кстати, за год в рейтинге «Paying taxes» США поднялись на 30 строчек вверх.

     Заметим, что в ходе исследования не принималась  во внимание зависимость между уровнем  экономического развития страны и удобством  налоговой системы. Лидером рейтинга оказалось государство, экономику  которого при всем желании высокоразвитой не назовешь. Тем не менее, тот факт, что наша страна занимает позицию  лишь во второй сотне, конечно, не характеризует  ее с лучшей стороны. Свидетельствует  это в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения  нуждается в совершенствовании14.

     Из  всего вышесказанного кому-то может  показаться, что наша налоговая система  практически не имеет никаких  достоинств. Это не так. Возможно, этих достоинств не так много, но одно, несомненно, есть – большие резервы совершенствования. Ведь когда нет резервов, наступает  стагнация, развал. Нам до этого еще  далеко 

     2.3. Анализ налоговой системы на примере Инспекции ФНС по Челябинской области 

     В данной работе мы отразим итоги работы налоговых органов Челябинской области за январь - июнь 2010 года

     В I полугодии текущего года налогоплательщиками, находящимися на территории области, в бюджетную систему было перечислено 44,4 млрд рублей, превышение уровня аналогичного периода прошлого года составило 2,5 процента, или 1,1 млрд рублей. Доходы федерального бюджета наполнились 6,4 млрд рублей.

     Опережающими  темпами характеризуются платежи  в консолидированный бюджет области (областной и местные бюджеты). Их объем вырос в 1,7 раза, или на 14,4 млрд рублей, и составил 35,5 млрд рублей. Из них в областной бюджет перечислено 26,3 млрд рублей, что в 2 раза, или на 13,4 млрд рублей, превышает показатель I полугодия предыдущего года за счет резкого снижения в прошлом  году налога на прибыль. В бюджеты  муниципальных образований направлено 9,2 млрд рублей, темп роста составил 112,8 процента. В государственные  внебюджетные фонды зачислено 2,5 млрд.руб., или в 6,3 раза (на 13,4 млрд.руб.) меньше предыдущего года в связи с  потерями по единому социальному  налогу, который в текущем году трансформировался в страховые  платежи.

     

Рис. 3. Структура поступлений в разрезе налогов, млрд.руб.15 

     Основной  объем налоговых платежей формируется  за счет налога на доходы физических лиц. Его поступления составили 14,7 млрд рублей, увеличившись против соответствующего периода прошлого года на 8,7 процента, или 1,2 млрд рублей.

     На 12,6 млрд рублей выросла уплата налога на прибыль, что явилось следствием снижения объема проведенных возвратов  по налогу, а также улучшения финансового  состояния организаций области. Если в прошлом году возвраты превысили  платежи на 1,2 млрд рублей, то в текущем  году мобилизовано 11,5 млрд рублей.

     Объем налога на добавленную стоимость  на товары работы и услуги, реализуемые  на территории Российской Федерации, составил 4,3 млрд рублей и вырос по отношению  к аналогичному периоду прошлого года в 2,1 раза, или на 2,3 млрд рублей.

     Увеличение  налоговой базы позволило мобилизовать в 1,9 раза, или на 94,3 млн рублей, больше налога на добавленную стоимость  на товары, ввозимые из Республики Беларусь, с начала года его собрано 204,4 млн  рублей.

     Перечисления  имущественных налогов достигли 6,7 млрд рублей с приростом на 21,6 процента. Налога на имущество организаций  поступило 4,3 млрд рублей, или на 18,4 процента (673,8 млн рублей) больше этого  периода предшествующего года. Сбор земельного налога увеличился в 1,3 раза, или на 359,4 млн рублей, и составил 1,5 млрд рублей. В 1,5 раза, или на 241,8 млн  рублей, уплачено больше транспортного  налога, в бюджет перечислено 714,4 млн  рублей.

     Налоги  на совокупный доход выросли относительно аналогичного периода прошлого года на 9,2 процента, или 141,6 млн рублей, и  составили 1,7 млрд рублей. Основной объем  поступил в виде единого налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения  – 1,1 млрд рублей, увеличившегося на 10,7 процента.

     Перечисления  налогов за пользование природными ресурсами составили 355,7 млн рублей и увеличились на четверть, или 68,8 млн рублей. Водного налога из-за перехода плательщиков на перечисление платы за пользование водными  объектами в рассматриваемом  периоде мобилизовано меньше на 18,5 млн рублей, или 29,1 процента.

     В результате внесения изменений в  налоговое законодательство, ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в текущем  году уплачено 785,2 млн рублей против 4,8 млрд рублей в этом периоде прошлого года16.

 

     

     Заключение 

     Совокупность  взимаемых в государстве налогов  и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие  охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила  налогообложения, а также структуру  и функции государственных налоговых  органов. Налоговая система базируется на  соответствующих законодательных  актах государства, которые устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и  надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой  полиции. В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации