Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:34, дипломная работа

Краткое описание

Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его применение неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост. Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических,

Содержание

Введение
Глава 1. Основные аспекты развития и сущность налоговой системы РФ
1.1. История развития налоговой системы в России
1.2. Структура действующей налоговой системы РФ
Глава 2. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ
2.1. Проблемы налоговой системы по изъятию налогов в бюджет и пути их решения
2.2. Достоинства и недостатки налоговой системы РФ
2.3. Анализ налоговой системы на примере Инспекции ФНС по Челябинской области
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

НС (Автосохраненный).docx

— 681.04 Кб (Скачать файл)

     На  этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс Российской Федерации.

     Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в РФ. С его принятием в России окончательно сформирована единая налоговая система. 

     Согласно  п.1, 4 и 5 ст.1 части первой НК РФ понятие  «законодательство о налогах  и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и  сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним  федеральных законов; во-вторых - законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и  иных нормативных правовых актов  о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов  РФ6. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

     Возглавляет налоговую систему Федеральная  налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов  государственного управления России, подчиняется Президенту РФ и правительству  и возглавляется руководителем  в ранге министра.

     Главная задача Федеральной налоговой службы РФ - контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных  законодательством. Согласно ст.57 Конституции  РФ каждый обязан платить законно  установленные налоги7.

     Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней  в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

     Первой  частью НК РФ установлено в целом тринадцать видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных налогов.  

Таблица 1 

Структура налоговой системы в Российской Федерации8 

Федеральные налоги (НК РФ, ст.13 гл.1) Региональные  налоги (НК РФ, ст.14) Местные налоги

(НК РФ4, ст.15)

1. налог  на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог  на доходы физических лиц;

4. налог на прибыль организаций;

5. налог на добычу полезных ископаемых;

6. водный налог;

7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8. государственная пошлина.

1. налог на  имущество организаций;

2. налог  на игорный бизнес;

3. транспортный  налог.

1. земельный  налог;

2. налог  на имущество физических лиц. 

 

     Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов.

     При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов  стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

     Таким образом, установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти.

     Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

     По  объекту обложения налоги также  подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов в российской налоговой системе выделяются реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и налоги, взимаемые  с фонда оплаты труда.

     В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру  оплаты труда.

     В зависимости от уровня налоговой  нагрузки на экономику страны налоговую  систему РФ можно отнести к  умеренно фискальной группе,  обеспечивающей налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП. Данную группу составляют налоговые  системы большинства стран мира. Кроме того существует еще либерально-фискальные (до 30% ВВП) и  жестко-фискальные (более 40% ВВП) группы.

     В зависимости от доли косвенного налогообложения  налоговые системы можно разделить  так:

  • подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества;
  • умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления;
  • косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов.

     Российская  система налогообложения в части  соотношения косвенного и прямого налогообложения задумывалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

     Рассмотрим  поступления администрируемых ФНС  России доходов в федеральный  бюджет. Всего в 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.

     Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

     

Рис. 1. Структура поступлений в федеральный бюджет по видам налогов в 2009г. (в %)9 

     В зависимости от уровня централизации  налоговых полномочий налоговая  система РФ является централизованной, наделяющей федеральный уровень  управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений.

     В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы  можно разделить так:

  • прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается;
  • регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает;
  • нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

     На  сегодняшний день российскую налоговую  систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.

     Налоговая система России в настоящее время  по своей общей структуре, принципам  формирования и перечню налоговых  платежей в основном соответствует  системам налогообложения, действующим  в странах с рыночной экономикой. Основным ее недостатком являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения10.  

     Глава 2. Проблемы совершенствования  налоговой системы  РФ 

     2.1. Проблемы налоговой системы по изъятию налогов в бюджет и пути их решения 

     Несмотря  на многочисленные изменения и уточнения  налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Наиболее серьезные – низкий уровень  собираемости налогов и высокая  неплатежеспособность предприятий. Несоблюдение налоговых правил предприятиями  и гражданами – тому основная причина. Система сбора налогов имеет  много недостатков; привилегии и  неравные условия для предприятий, несовершенное законодательство и  неоднозначные подходы при его  применении. Бартерные сделки также  мешают налогообложению.

     В России система налогообложения  многими рассматривается как несправедливая и неодинаковая для всех. Уклонение от налогов в России процветает и очень изощренно. Для уклонений от налогов разработаны достаточно сложные схемы, в реализации которых принимают участие банки и государственные организации.

     Да  и высокие ставки налогов вынуждают  скрывать доходы, избегая дополнительных выплат.

     По  оперативным данным ФНС, задолженность  по налогам и сборам, учитываемая  с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет РФ на 1 января 2010 г составила 675,4 млрд руб. По сравнению с 1 января 2009 г она увеличилась на 20,8 проц.

     Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций  на 1 января 2010 г составила 443,5 млрд руб  и увеличилась по сравнению с 1 января 2009 г на 8,8 проц11.

     Недоимка  по налоговым платежам на 1 января 2010 г составила 303,3 млрд руб - 44,9 проц от общей задолженности. По сравнению  с 1 января 2009 г она увеличилась  на 35,7 проц.

     Урегулированная задолженность на 1 января 2010 г составила 363,4 млрд руб. Из нее задолженность, приостановленная к взысканию в  связи с введением процедур банкротства - 144,4 млрд руб, задолженность, взыскиваемая судебными приставами - 114,8 млрд руб12.

     Одной из причин, способствовавших значительному  росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых  предприятием имеющим задолженность  по платежам в бюджет, с целью  бронирования поступающих на их расчётные  счета средств для выплаты  заработной платы.

     Другие  причины неплатежей - отсутствие средств  на счетах плательщиков, а также  низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления  правительства, а также нормативных  актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий.

     Борьба  с недоимкой наиболее эффективна, если сочетать правоприменительную  и разъяснительную работу. Например, работа налоговых постов, которые  устанавливаются на предприятиях-должниках и в торговых точках. Инспекторы контролируют деятельность недоимщиков и обеспечивают инкассирование наличных денег в счет уплаты долгов перед бюджетом.

     Кроме того, как меру борьбы с недоимкой использовать арест имущества организаций-должников.

     К предприятиям, не владеющие имуществом и какими-либо средствами для погашения недоимки, применять процедуру банкротства.

     Помимо «силовых» способов сокращения недоимки использовать «моральный» метод воздействия на налогоплательщиков. Например, осуществлять вызов руководителей организаций в инспекции для отчета о проводимой работе по снижению недоимки.

     Кроме таких радикальных мер можно  сказать о необходимости упрощения налоговой системы с тем, чтобы налогоплательщики совершали меньше ошибок при подготовке налоговой отчетности.

     Необходимо  создавать налоговую систему, дружественную  налогоплательщику, и жестоко наказывать тех, кто не хочет платить. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а создавать условия, чтоб у него деньги были и он не уводил их в оффшор, а оставлял здесь.

     Обращает  на себя внимание проблема неэффективности  отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой  полиции, отделов УВД по борьбе с  экономическими преступлениями. А результат  работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические  и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации