Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 07:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и предмет, метод Налогового права;
2. Определить систему Налогового права;

Вложенные файлы: 1 файл

КР Налоги.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

Перекликается данная позиция, согласно которой принципы налогообложения  не входят в понятие "налоговая  система", с позицией Конституционного Суда, изложенной в Постановлении  Конституционного Суда от 30.01.2001 № 2-П, в котором говорится: "Установление общих принципов налогообложения  и сборов и формирование налоговой  системы, включающей в том числе  исчерпывающий перечень региональных налогов как источников поступлений  в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, осуществляется федеральным законом  в соответствии с Конституцией Российской Федерации".

В работах экономистов  можно найти такие определения  налоговой системы.

Д.Г. Черник определяет налоговую  систему как сложное образование, включающее в себя органически взаимосвязанные  подсистемы: подсистему налогообложения  и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных  налогов и сборов, уплачиваемых организациями  и физическими лицами в бюджетную  систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков. Налоговая система демократического правового государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни[5].

О.В. Калинина под налоговой  системой понимает совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с  Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях[6].

Итак, как научное понятие  налоговая система представляет собой социальную категорию, рассматриваемую  как открытая система, объединяющая положения политического, экономического и правового характера, устанавливаемая  в целях обеспечения реализации налога (или налогового механизма) как  средства финансового обеспечения  деятельности публично-территориальных  образований в современном демократическом  правовом (социальном) государстве.

    1. Система налогов и сборов в Российской Федерации

При рассмотрении сущности объединения налогов и платежей в систему возникает необходимость  их классификации в зависимости  от характерных для этой категории  оснований. Любой вид налога содержит такие важнейшие основания, как: вид плательщика, уровень подчиненности, характер использования денежных средств, способ изъятия дохода и др.

В зависимости от налогоплательщика (субъекта) различают налоги с организаций  и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного  территориального уровня. Основные налоги организаций: налог на добавленную  стоимость, налог с продаж, налог  на прибыль (доход), налог на имущество, акцизы и др. Налоги физических лиц: подоходный налог, налог на наследование или дарение и др. Существует группа налогов, которые являются общими для  всех плательщиков в Российской Федерации. Характеристика налогов по этому  основанию имеет большое практическое значение. Она позволяет установить правовой статус юридического или физического  лица, перспективы их деятельности, организовать контроль за уплатой налогов.

По уровню территориального подчинения различают федеральные, региональные и местные налоги. Все  налоги устанавливаются высшим органом  государственной законодательной  власти Российской Федерации. Однако порядок  и сроки взимания налогов, а также  форма отчетности имеют определенное отличие. Различная атрибуция налогов  предопределяет их поступление в  государственный бюджет или в  региональные и местные бюджеты.

В зависимости от характера  использования денежных средств  различают налоги общего назначения и целевые. Налоги общего значения —  это денежные средства, поступающие  в бюджет соответствующего уровня и расходуемые без их привязки к конкретным целям. Поступления от этих налогов записываются в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ или местных органов власти общей массой.

Целевые налоги образуют внебюджетные специальные фонды, расходуемые  на строго определенные цели.

В зависимости от способа  взимания дохода налоги и сборы подразделяются на прямые и косвенные. Основным критерием  деления налогов таким образом  является определение окончательного плательщика налогов. Прямым считается  налог в том случае, если его  окончательным плательщиком является владелец обложенной собственности  или обложенного дохода. В этот момент одно лицо выступает в качестве юридического и фактического плательщика  налогов (сборов).

В зависимости от объекта  обложения прямыми налогами могут  быть подоходные налоги, налоги с имущества  и др. Система подоходных налогов  включает: общий подоходный налог  с населения, налоги на отдельные  виды доходов (в дополнение к общему налогу существуют налоги от таких  доходов, как заработная плата, предпринимательская  прибыль, процент на ссудный капитал, земельную ренту и др.). В последнее  время в связи с появлением новой формы предпринимательской  деятельности — акционерных обществ (компаний), имеющих огромные суммы  нераспределенной прибыли, во многих странах  введен налог на прибыль корпораций (иногда дополнительный налог на сверхприбыль). Правила налогообложения корпораций сложны, запутаны и характеризуются  большим количеством исключений, скидок, вычетов и льгот. Однако удельный вес налогов от корпораций в доходах  бюджетов развитых капиталистических  стран весьма значителен.

В системе налогов, взимаемых  в федеральный бюджет нашей страны, в п. 3 ст. 13 «Федеральные налоги и  сборы» установлен налог на прибыль (доход) с организаций (НК РФ, часть  первая). В п. 2 ст. 11 дано понятие «организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством  Российской Федерации (далее — российские организации)». По нашему мнению, в НК РФ, основания налогообложения применительно  к корпорациям использованы недостаточно. Поэтому взимание должным образом  части прибыли этих корпораций не представляется возможным. Данная проблема в настоящее время относится  к числу наиболее актуальных.

Налоги на имущество имеют  незначительный удельный вес в общем  объеме федеральных доходов. Основным из них является налог на недвижимое имущество, которым облагаются земельные  участки и строения. Эти налоги относят к категории региональных налогов («Налог на имущество организации» — п. 1 ст. 14 НК РФ, часть первая) или  местных налогов и сборов («Налог на имущество физических лиц» —  п. 2 ст. 15 НК РФ, часть первая). Ставки этих налогов невысокие и находятся в пределах 1—3% от стоимости имущества. В налоги с имущества включен специфический вид налога — налог с наследования или дарения (п. 4 ст. 15 НК РФ, часть первая), который весьма своеобразен. Он не имеет регулярного характера и взимается не с имущества, а со стоимости сделки безвозмездного отчуждения собственности, которая указана в акте передачи имущества.

Специфическим видом прямого  налога является земельный налог  — налог за использование земли  в Российской Федерации. Объектом обложения  земельным налогом являются земельные  участки, предоставленные физическим лицам и организациям. Земельная  площадь, предоставляемая в установленном  порядке гражданам и организациям, облагается налогом, который взимается  в расчете на год. Основанием для  установления и взимания налогов  является документ, удостоверяющий право  собственности владения земельным  участком.

Косвенное налогообложение  — это замаскированная форма  взимания доходов граждан в федеральный  бюджет. Косвенные налоги — это  надбавка к цене реализуемых товаров (услуг), оплачиваемая в конечном счете  потребителем. Косвенный налог не связан непосредственно с доходом  или имуществом плательщика —  потребителя продукции (услуги). Уклониться от налога невозможно, так как практически  весь объем продукции (услуг) широкого потребления облагается косвенным  налогом. Таким образом, окончательным  плательщиком косвенного налога является потребитель продукции (услуги), на которого налог перекладывается  через надбавку в цене. Закон возлагает  юридическую обязанность уплаты налога (надбавку к цене) на предприятие  после реализации продукции (услуги).

Различают следующие виды косвенных налогов (сборов): таможенная пошлина, акцизы, налог на добавленную  стоимость, налог с продаж и другие налоги на потребителя продукции (услуг), налог на сделки, взносы в государственные  и социальные внебюджетные фонды.

Таможенная пошлина и  таможенные сборы — это косвенные  платежи, взимаемые с импорта, экспорта и транзита продукции. В прошлом  основной функцией таможенных пошлин и сборов была фискальная, цель которой  — получение доходов для государственной  казны.

В настоящее время основной экономической функцией этих платежей является уравнительная. Сбор таможенных пошлин (сборов) направлен не на получение  дохода, а на охрану внутреннего  рынка страны, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Поэтому в развитых капиталистических  странах Запада применяются лишь импортные таможенные пошлины (сборы).

Инструментом государственной  экономической политики в данном случае является метод выравнивания цен на импортную и отечественную  продукцию. Среди остальных экономических  функций таможенных пошлин следует  выделить: стимулирующую — в целях  повышения импорта продукции из определенных стран или регионов; статистическую — позволяющую более точно учитывать внешнеторговый оборот и ряд других.

Таможенные пошлины взимаются  с цены товара. Но существуют и специфические  пошлины — твердая ставка с  единицы товара.

Основной формой косвенного налога являются акцизы, которые устанавливаются  государством в процентах от отпускной  цены высокорентабельной продукции, реализуемой  предпринимателям производителями.

Акцизы — это косвенные  налоги, представляющие собой надбавки к ценам основных потребительских  товаров. К таким товарам, в частности, относятся: спирт, спиртные напитки, пиво, табачные изделия, деликатесная продукция, автомобили и другие товары, а также  нефть и нефтепродукты.

Организации независимо от форм собственности и ведомственной  принадлежности, реализующие подакцизные  товары, являются плательщиками акцизов. Но окончательным плательщиком налога является потребитель продукции (услуги).

Различают индивидуальные и  универсальные акцизы. Универсальный  акциз — это налог, которым  дополнительно облагается вся продажа  товаров (услуг) на территории данной страны.

Разновидностью универсального акциза является налог на добавленную  стоимость (НДС). Этот налог действует  почти во всех странах Западной Европы и США. НДС — специфическая  форма взимания в государственный  бюджет части добавленной стоимости.

Добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью реализованной продукции (услуг) и  стоимостью материальных затрат, учтенных в издержках производства и обращения.

В настоящее время ставки НДС установлены в размере 10— 20% по всему перечню продукции (услуг), утвержденному Правительством РФ. Порядок  взимания НДС предусматривает, что  налог начисляется по установленным  ставкам на каждой стадии производства и реализации продукции (услуги), вплоть до конечного потребителя. Реальному  обложению налогом подлежит добавленная  на каждом этапе стоимость. В итоге  вся тяжесть налогового бремени  перекладывается на конечного потребителя.

Налог с продаж по своим  признакам является целевым налогом. Денежные средства от его сбора должны направляться на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Суммы поступлений  от этого налога зачисляются в  бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты в размере 40 и 60% соответственно. Объектом налогообложения выступает  стоимость продукции (товаров, работ  и услуг), реализуемых в розницу  или оптом за наличный расчет. Ставка налога установлена в размере  до 5% стоимости подлежащей налогообложению  продукции. Исчисленная по этой ставке сумма налога включается налогоплательщиком (продавцом) в цену товаров, работ  и услуг, а фактическим плательщиком налога является покупатель. Следовательно, данный налог следует считать косвенным

Платежи на сделки — это  особая форма косвенных сборов, представляющая собой вид пошлины, которая взимается  в государственный бюджет со сделок, подлежащих регистрации в установленном  порядке. Наиболее распространенным видом  платежей на сделки является гербовый сбор. Гербовый сбор начисляется или  по твердым ставкам, или в процентах  к сумме сделки. Этим сбором облагается регистрация актов о передаче имущества, долговых обязательств, доверенность на владение или опеку имущества, квитанций и др.

Взносы в государственные  и социальные внебюджетные фонды  имеют обязательный характер и взимаются  с физических лиц и организаций. Взносы организаций относят к  косвенным налогам; они учитываются  в текущих затратах на производство и реализацию продукции и составляют 38—41% от суммы основной и дополнительной заработной платы. При реализации продукции  эта сумма учитывается в цене и в итоге перекладывается  на потребителя.

Анализ информации косвенного налогообложения свидетельствует  о том, что окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель  продукции, т.е. гражданин Российской Федерации. Специалисты в области  экономической политики считают, что  косвенные налоги в отношении  к разным категориям населения страны несправедливы. Практически это  означает, что чем беднее человек, тем большую долю своего дохода (зарплаты, пенсии) он отдает государству в  виде таких налогов.

Информация о работе Налоговая система РФ