Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 07:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и предмет, метод Налогового права;
2. Определить систему Налогового права;

Вложенные файлы: 1 файл

КР Налоги.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Данная тема сложна, интересна  и в тоже время важна, потому что  одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства  является обеспечение устойчивого  сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

Налоги в нашей жизни  определяют многое, от того, сколько  их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. Государство обязано оберегать  свое общество от внешних врагов, оберегать  каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения  со стороны всякого другого члена  общества, обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы. В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно - правовой формы  предприятия. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и  развития приоритетных отраслей народного  хозяйства, через налоги государство  может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вот почему данная тема столь актуальна для России.

Степень научной разработанности  данной темы обширна, составляет множество  трудов отечественных специалистов, занимающихся разработкой теоретических  и практических аспектов в области  Налогового права в связи с  необходимостью совершенствования  и улучшения нормативно законодательной  базы в условиях современной рыночной экономики России.

Предмет исследования контрольной  работы - налоговая система РФ.

Объект исследования - предмет, метод, система, особенности налоговой системы РФ.

Цель данной работы - изучение налоговой системы РФ.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

  1. Определить понятие и предмет, метод Налогового права;
  2. Определить систему Налогового права;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговое право России: понятие, предмет и методы правового регулирования

Современное налоговое право  как подотрасль финансового права  и соответствующая сфера российского  законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования  налоговых отношений, обновляются его внутренние институты.

После вступления в действие Налогового кодекса РФ правовое регулирование  налоговых отношений пополнилось  многими новыми для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т.д.

В науке финансового права  относительно понятия налогового права  нет принципиальных разногласий. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие  между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой  регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.

Подобно любой правовой общности, налоговое право представляет собой  совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения  и общественные связи, возникающие  между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный  характер и по своему социальному, политическому  и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые  отношения исключительно важны  для жизнедеятельности всего  государства, поэтому должны всесторонне  регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация  этих норм, находя свое закрепление  в нормативных финансовых актах  различного территориального уровня, образует налоговое право.

Налоговое право не является раз и навсегда сложившимся феноменом  — оно постоянно развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям.

Все отрасли или подотрасли права различаются между собой  прежде всего по предмету правового  регулирования. Поэтому, чтобы дать понятие налогового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Предмет правового регулирования  образуют, как правило, отношения, характеризующиеся  следующими признаками:

• устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность  с достаточной точностью фиксировать  правоотношения субъектов;

• способностью к внешнему правовому контролю;

• нахождением в правовом поле, т.е. под юрисдикцией права.

Уяснение содержания предмета налогового права позволит

отграничить его от других составных частей финансового права  и отраслей российского права, а  также определить ту центробежную силу, которая обусловливает объединение  налоговых отношений в самостоятельный  вид общественных отношений, объективно требующих финансово правового регулирования.

Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет ст. 2 НК РФ, которая называется «Отношения, регулируемые законодательством  о налогах и сборах». Эта статья не только перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и определяет сферу действия законодательства о  налогах и сборах и тем самым  указывает на критерии разграничения  налогового и смежных подотраслей  и отраслей права. Для определения  предмета налогового права ст. 2 использует два критерия: метод правового  регулирования и объект правового  воздействия с указанием основных групп регулируемых отношений.

Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового  регулирования, можно сгруппировать  следующим образом:

• отношения по установлению налогов и сборов;

• отношения по введению налогов и сборов;

• отношения по взиманию налогов;

• отношения, возникающие  в процессе осуществления налогового контроля;

• отношения, возникающие  в процессе обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

• отношения, возникающие  в процессе привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и  расширительному толкованию не подлежит.

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит  в том, что они складываются в  особой сфере жизни общества —  финансовой деятельности государства  и местного самоуправления, направленной на аккумулирование денежных средств  в доход публичных субъектов.

Налоговое право имеет  определенные закономерности, которые  влияют на возникновение, функционирование или прекращение налоговых отношений. Подобными закономерностями, например, являются следующие показатели налоговых  отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обусловленность  необходимостью материального обеспечения  деятельности государства; изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности; политическая компромиссность правового регулирования.

Присущая налоговому праву  развитая и сложная совокупность объективных закономерностей позволяет  рассматривать предмет налогового права совокупность однородных имущественных  и связанных с ними неимущественных  общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками  и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в  доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Можно выделить следующие  основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового  регулирования налоговых отношений:

• их имущественный характер;

• направленность на образование  государственных и муниципальных  финансовых ресурсов;

• то, что обязательным их участником и воздействующим субъектом  является государство или муниципальное  образование в лице компетентных органов.

Наиболее полное представление  о структуре предмета налогового права дает его классификация  по различным основаниям.

1. В зависимости от  функций налоговой деятельности  предмет налогового права образуют:

• материальные отношения;

• процессуальные (процедурные) отношения.

2. В зависимости от  институциональной принадлежности  выделяются отношения по:

• установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;

• исполнению обязанности  по уплате налогов и сборов;

• осуществлению налогового контроля;

• охране механизма правового  регулирования налоговой сферы;

• налогообложению организаций;

• налогообложению физических лиц;

• установлению особых налогово-правовых режимов.

3. По экономическому критерию  налоговые отношения подразделяются  следующим образом:

• финансовые, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по взиманию налогов;

• нефинансовые, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти  отношения лежат в основе налоговых  и направлены на создание, изменение или прекращение налоговых правоотношений (в качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности).

Проведенная классификация  общественных отношений позволяет  сделать вывод, что в предмет  налогового права входят не все финансовые отношения, а только определенная их часть, опосредующая процессы образования  за счет налоговых поступлений государственных  и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах.

Вторым критерием для  определения сущности налогового права  служит метод правового регулирования. Специфика общественных отношений, в совокупности образующих предмет  налогового права, обусловила и особенности  способов государственного воздействия  на данную сферу финансовой деятельности.

Методы осуществления  налоговой деятельности являются важным составляющим элементом налогового права. Понятие «метод», являющееся одним из основополагающих в методологическом и мировоззренческом развитии современной  науки, определяется как научная  абстракция, фиксирующая совокупность приемов или операций практического  или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Методы отражают качественную сторону налоговых отношений, так  как позволяют судить о характере  сочетания частных и публичных  финансовых интересов.

Информация о работе Налоговая система РФ