Косвенные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Косвенные налоги издавна были органичной частью финансового хозяйства любого государства. За время своего существования косвенное налогообложение переживало расцветы и кризисы, взлеты и падения. В XX в. ряд государств перешли от обложения косвенными налогами отдельных товаров к универсальным объектам обложения. Косвенное налогообложение распространилось практически на все обменные операции, включая торговлю услугами. После периода упадка косвенного налогообложения в связи с введением подоходного налога, который продлился с конца XIX

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………….…………………………6
2. Понятие и общая характеристика косвенного налога…………………………………………………………………………10
3. Виды косвенных налогов………………….……………………….15
3.1 Налог на добавленную стоимость………………….………………………18
3.2 Акцизы ………………………………………………………………………20
3.3 Таможенные пошлины………………………………………………………22
4. Роль косвенных налогов в формировании доходной части бюджета……………………………………………………….…….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………32
Список использованной литературы…………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик косв.налоги.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

     Антидемпинговые пошлины используют при ввозе на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

     Компенсационные пошлины устанавливают в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ20.

 

     4. Роль косвенных налогов в формировании доходной части бюджета 

     Находясь  в диалектической связи с государством, экономикой и политикой, налоговая система является неотъемлемым атрибутом политической организации общества. Государство, а равно общество, не может существовать без налогов. В то же время налоги не существуют вне государства. Состояние налоговой системы оказывает определяющее влияние на финансовую деятельность государства, от количества поступивших в казну налоговых платежей зависит размер его основных финансовых фондов и жизнедеятельность общества в целом. С налогами связана вся деятельность государства. Их значение особенно возросло в связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, в которой Россия была провозглашена демократическим правовым социальным государством. Замена административно-командной системы хозяйствования рыночной системой предполагает широкое использование налогов в качестве экономического метода вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

     Налоги - важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы - непременное  условие сбалансированности государственной  казны.21

     Сущность  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

     Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

     Роль косвенных налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

  • группы косвенных налогов в общей сумме доходов бюджета;
  • конкретного налога (например, налога на добавленную стоимость) в общей сумме доходов бюджета;
  • группы косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

     Эти показатели с разной степенью детализации  характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

     Проследим роль косвенных налогов в доходной части госбюджета РФ за период с 2006 по 2008 год включительно.  

    Таблица 1. Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2006 – 2008 гг.

    (в  %  к общей сумме доходов)

  2006 2007 2008
Налог на прибыль 24,7 25 25
НДПИ 17,6 14,3 17,4
НДФЛ 13,7 14,7 16,6
НДС 14 16,5 10,4
Акцизы 3,8 3,4 3,1
ЕСН 4.7 4,7 5,1
Таможенные  пошлины 6,5 6,4 6,7
Неналоговые доходы 15 15 15,7
ИТОГО 100 100 100

     Из  приведённой выше таблицы очевидно, что в бюджетных доходах РФ главенствующее положение занимают налоговые доходы: в 2006 - 78,5 %, в 2007 - 78,6 %, а в 2008 составили 77,6 % от общего числа доходов консолидированного бюджета. Из них доминирующее положение принадлежит налогу на прибыль, налогу на добычу полезных ископаемых, подоходному налогу с физических лиц и НДС. Неналоговые доходы бюджетов, хотя и вносят свой вклад в формирование доходной части бюджета, но незначительный относительно налоговых доходов.

     На  протяжении последних трёх лет в общей сумме доходов консолидированного бюджета доля косвенных налогов составляет приблизительно двадцать четыре процента. Среди косвенных налогов НДС стабильно занимает первое место при формировании доходов консолидированного бюджета. За анализируемый период средний показатель по данному налогу – 13,6 %, для сравнения акцизы – 3,4 %.

     Доля  косвенных налогов в сумме  налоговых доходов консолидированного бюджета за тот же период составила 28%. Из них (в среднем за три года): НДС – 16,1 %, акцизы – 4 %.

     Несмотря  на то, что таможенная пошлина в  силу особенностей, связанных с установлением, взиманием и администрированием, была изъята из перечня федеральных налогов и сборов, по своей экономической сущности она является косвенным налогов и занимает значительную долю в доходах бюджета. Так в 2006 году доля таможенных пошлин по отношению к общей сумме доходов государства составила 6,5%, в 2007 – 6,4 %, в 2008 – 6,7 %. Средний показатель за три минувших года – 6,5 %.

     Подводя итог проведённому анализу можно сделать следующие выводы:

     - косвенные налоги играют важную  роль в формировании бюджета  РФ, так как составляют чуть  меньше одной четверти всех  доходов государства;

     - более одной четверти в сумме налоговых доходов также приходится на долю косвенных налогов и, несмотря на то, что они значительно уступают по данному показателю доле прямых налогов, тем ни менее косвенные налоги  в современных экономических условиях обладают большим фискальным потенциалом. 22

     Например, после кризиса 1998 года в качестве чрезвычайной фискальной меры был введен именно косвенный налог – налог с продаж, отмененный в 2006 году, так как приводил к двойному налогообложению и трудно поддавался администрированию.

     Косвенные налоги  на данный момент имеют тенденцию к снижению.23

     Если  говорить о поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет, то здесь доля косвенных налогов возрастает, поскольку все они относятся к группе федеральных.

     Основная  масса доходов федерального бюджета за 2008 год обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

     Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам ФНС, составляет 107,7%.

     Доля  косвенных налогов  в налоговых  доходах федерального бюджета за минувший год составила 27,1 %. В 2007 году этот показатель значительно выше – почти 40 % (НДС – 37 %, акцизы – 2,9 %,). Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета в 2007 году обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).

     Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза.

     Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2007 году выросли относительно 2006 года на 16,7%.24

     Косвенные налоги имеют привлекательность  по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, и стабильный источник поступлений в бюджетную систему, а при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним, получаем прогрессивный, а, следовательно, справедливый метод обложения доходов различных социальных групп.

     Однако нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – негативный стереотип в налоговой политике. До 50 % всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений25.

     Основываясь на изложенном можно сделать следующий  вывод: роль косвенных налогов в налоговой системе РФ велика. Можно говорить о том, что за годы экономических реформ в России сложилась налоговая система с ярко выраженной ориентацией на косвенное налогообложение, и основное место в ней занимают НДС, акцизы, таможенная пошлина (несмотря на то, что таможенная пошлина в силу особенностей, связанных с установлением, взиманием и администрированием, была изъята из перечня федеральных налогов и сборов, по своей экономической сущности она является косвенным налогов и занимает значительную долю в доходах бюджета). Это обусловливается «функциональной специализацией» косвенных налогов - обеспечение стабильных доходных поступлений в бюджет в условиях незначительного экономического роста, низких доходов населения.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

     Современное состояние бюджетной системы  в Российской Федерации характеризуется  исторически сложившимися межбюджетными  отношениями и общим кризисным  состоянием российской экономики. Все  это оказывает влияние на региональные бюджеты различных территорий, а также на федеральный бюджет.

     Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

     Таким образом, государство за счет налогов  само является плательщиком разнообразных  потребностей его граждан.

     Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, взамен получения  права на пользование предоставляемых государством и (или) муниципальными образованиями услуг. Это определение, закрепленное в НК РФ наиболее точно выражает экономическую и правовую сущность налога, что даст возможность формирования у налогоплательщиков правильного отношения к налогам, а именно того, что налоги работают на налогоплательщика, а не наоборот - налогоплательщики ради налогов.

     Возможность аккумулирования налогов в руках  государства проявляется через  выполнение ими фискальной функции.

     Формирование  доходной части бюджетов происходит за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

     К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

     Налоги  можно классифицировать по различным  признакам. Издавна по методу установления налогов их начали подразделять на прямые и косвенные. В настоящее время все подоходные и имущественные налоги относятся к прямым, а все налоги на потребление — к косвенным.

       Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют косвенные налоги (НДС, акцизы) и за анализируемый период (2006 – 2008 гг.) происходит снижение удельного веса.

Информация о работе Косвенные налоги