Косвенные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Косвенные налоги издавна были органичной частью финансового хозяйства любого государства. За время своего существования косвенное налогообложение переживало расцветы и кризисы, взлеты и падения. В XX в. ряд государств перешли от обложения косвенными налогами отдельных товаров к универсальным объектам обложения. Косвенное налогообложение распространилось практически на все обменные операции, включая торговлю услугами. После периода упадка косвенного налогообложения в связи с введением подоходного налога, который продлился с конца XIX

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………….…………………………6
2. Понятие и общая характеристика косвенного налога…………………………………………………………………………10
3. Виды косвенных налогов………………….……………………….15
3.1 Налог на добавленную стоимость………………….………………………18
3.2 Акцизы ………………………………………………………………………20
3.3 Таможенные пошлины………………………………………………………22
4. Роль косвенных налогов в формировании доходной части бюджета……………………………………………………….…….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………32
Список использованной литературы…………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик косв.налоги.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

     В современной литературе о налогах  приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления. Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.7

     Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

     Все налоги различаются по способам взимания как прямые и косвенные. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество), а к косвенным – налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене. Косвенные налоги — налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услугу); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.8

     Эффективность обложения прямыми налогами зависит от способности граждан и предприятий вносить те или иные назначенные платежи в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т.д. Этот способ налогообложения всегда был связан с насильственными мерами (принуждением, штрафами, судебным разбирательством и пр.). Прямые налоги граждане платят очень неохотно, ведь они представляют собой непосредственные вычеты из того, что они могли бы, не будь налогов, считать своим достоянием. Отсюда и множественные нарушения налогового законодательства - вплоть до уголовных преступлений.

     Иное  дело, косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. При косвенном налогообложении величина платежа государству скрыта от глаз налогоплательщика, поэтому государство увеличивает именно эти налоги, попутно демонстративно снижая на несколько процентов прямые налоги.

     Прямые  налоги зависят от личной работоспособности  граждан и ориентируются на нее. Косвенные налоги же ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но, в конце концов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар и пользующимися услугами.

     И косвенные налоги, несмотря на присущие им темные стороны, являются необходимым элементом в хозяйстве каждого государства.

     Главным недостатком косвенных налогов  является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.9

     Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима  при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытия огромных современных государственных расходов.

     К достоинствам косвенных налогов  некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

     Главное достоинство косвенных налогов  заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое  распространение и сильное развитие этих налогов.

     По  сравнению с прямыми налогами косвенные налоги примитивны и грубы, но их легче получать. В античные времена сборщики косвенных налогов с торговцев и купцов, зачастую не умели даже читать и писать. Однако они прекрасно знали счет. И этого было достаточно, чтобы собрать налог с товара: подсчитал количество мешков или кувшинов, взял за каждый с хозяина по определенному количеству денег – вот и вся работа.10

     Поэтому косвенные налоги называют налогами на расходы или на потребление (при  купле-продаже). Здесь субъект налога, как правило, не совпадает с носителем  налога, так как уплачивает его в бюджет продавец, а косвенным плательщиком выступает покупатель. Субъект налога - лицо ответственное за его оплату.

     Практика  налогообложения заставила финансовую науку разработать понятие носителя налога. Субъект налогообложения  и носитель налога - это не одно и тоже. Если субъект налога сможет переложить свой налог на другого, то он уже не носитель налога. Процесс переложения налогов сложен. Распределение налогового бремени происходит в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Различают два вида переложения:

  • переложение вперед (от продавца к покупателю) происходит, когда плательщик перекладывает тяжесть налога на покупателей своих товаров, повысив их цену в соответствии с размером налога;
  • переложение назад (от покупателям продавцу) происходит, когда плательщик перекладывает тяжесть налога на продавцов, уплачивая им меньше и не принимая во внимание существование налога. Теория переложения является составной частью общей теории налогов.

     Несмотря  на минусы косвенных налогов, высокая доходность в любых экономических условиях в дополнении с возможностью наряду с прямыми налогами воздействовать на экономические процессы обеспечивает им значительное место в налоговых системах различных стран. К тому же необходимость существования косвенного обложения в качестве составного элемента налоговой системы любого государства демонстрирует многовековая история существования косвенных налогов.11

     Современная налоговая система РФ существует с января 1992 года, когда вступили в действие законы о налогах, принятые в ноябре-декабре 1991 г.: ФЗ «О НДС», ФЗ «Об акцизах», ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской федерации» ФЗ «О Таможенном тарифе». Законодательство, регулирующее взимание косвенных налогов, трансформировалось в течение всего времени их функционирования: изменялись элементы, вводились новые налоги, отменялись старые, законодательно совершенствовался налоговый контроль и т.д.

     Косвенные налоги по объектам взимания можно  подразделить на акцизы, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС).

       Универсальные акцизы более выгодны  с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы. Система универсальных акцизов строится либо по однократному принципу, когда налог взимается в каком-то одном звене (в торговле или промышленности), либо по многократному принципу, когда он уплачивается на каждой стадии производства или реализации (система „каскада"). При многократной системе объектом обложения выступает валовая сумма выручки (с налогом или без него). Облагаются обычно не только товары внутреннего производства, но и импортные.12

     Опыт  применения этих налогов показал, что  более рационально применять однократный принцип обложения, т. е. взимать налог в одном звене.

     Экономисты  считают, что этот налог лишен  недостатков иных форм акцизов и  содержит в себе все их положительные  стороны. Он прост, легко переложим, носит всеобщий характер, обеспечивает крупные, регулярные и повсеместные поступления доходов в бюджет, благоприятствует монополистическому капиталу. Объектом обложения налогом выступает прирост цены изделия в процессе его производства или доработки сверх цены, по которой материалы или услуги, использованные при изготовлении данного товара, были приобретены у поставщиков. То есть, налогом облагается только новая стоимость — зарплата, взносы на социальное страхование, предпринимательская прибыль. Стоимость средств производства исключается из облагаемого оборота (речь идет об амортизации).

     Второй  вид косвенных налогов – монопольные налоги — это разновидность косвенных налогов, устанавливаемых государством на наиболее важные товары массового потребления. Государство в этом случае монополизирует либо производство, либо продажу определенного товара (неполные фискальные монополии), либо и производство, и продажу (полные). Будучи монополистом, государство продает товары по ценам, значительно превышающим стоимость производства. Эта разница и есть фискальный монопольный налог. Как правило, такими товарами выступают соль, табак, винно-водочные изделия и т.д.

     Ставки  по этому налогу не устанавливаются. Твердо фиксируется лишь продажная  цена данного товара. Фискальные монополии возникли из государственных регалий. Государственные регалии, т. е. особые привилегии и права главы феодального государства, вытекали из признания особого права монарха на земли, леса, недра, воды. Отсюда горная, водная, охотничья и другие регалии. Регалии в эпоху натурального хозяйства были основой государственных доходов. С переходом к товарно-денежным отношениям они и переродились в фискальные монополии, т.е. приняли денежную форму.

     Третий  вид косвенных налогов – это  налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

  1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;
  2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок)
  3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

     Итак, можно сделать следующий вывод. Государство предпочитает косвенное обложение из-за его скрытности, простоты взимания. Производители товаров и услуг предпочитают систему косвенного обложения исходя из следующих соображений:

  1. косвенные налоги легко переложимы;
  2. взимаются незаметно для потребителя в цене товара;

     Тем ни менее, косвенные налоги обладают своими преимуществами и являются необходимым элементом в хозяйстве каждого государства. 

 

      3. ВИДЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ 

    3.1 Налог на добавленную стоимость 

     НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализуемой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл. 21 части второй НК РФ. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2007 г. составила около 40%.

     Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы.

Информация о работе Косвенные налоги