Классификация налогов, изучение применения прямых и косвенных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая НАЛОГИ.docx

— 124.48 Кб (Скачать файл)

Следующим по значению косвенным налогом являются акцизы. В Налоговом кодексе Российской Федерации акцизы также выступают важнейшим элементом системы федеральных налогов.

Инструментом государственного регулирования внутреннего рынка товаров в процессе его взаимодействия с мировым рынком являются таможенные пошлины, которые подразделяются на импортные (ввозные) и экспортные (вывозные). Основные цели их установления — рационализация товарной структуры ввоза и защиты отечественного товаропроизводителя, поддержание оптимального соотношения валютных доходов и расходов, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров.

Также основной особенностью налоговой системы Российской Федерации заключается в преобладании в структуре прямых налогов доли налогов, уплачиваемых юридическими лицами. В зарубежных странах основу составляют подоходные налоги с физических лиц.

Основным прямым налогом, взимаемым с организаций, является налог на прибыль. Его применение вызвано тем, что роль прибыли в условиях рыночной экономики существенно возрастает, она становится главным источником государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Основное назначение налога на прибыль организаций — стимулирование развития определенных сфер и видов деятельности, обеспечение стабильных инвестиционных процессов в сфере производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и наращивание капитала.

Во многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере, по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то, что его ставка в последующем была снижена, он по-прежнему является одним из факторов роста цен [8].

К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов,  постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчисления бюджетных платежей [6].

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

2.1 Прямые и  косвенные налоги в федеральном  бюджете РФ

 

 

Теоретический вопрос о разделении налогообложения на прямое и косвенное, как две его составляющие и об их соотношении между собой, относится к разряду определяющих в науке финансового права в целом и налогового права в частности [21]. Чтобы понять какие же налоги, прямые или косвенные, преобладают в бюджете государства, проанализируем их соотношение за 2011 – 2013 годы в федеральном бюджете РФ (см. Приложение 1).

Исходя из данных приложения 1 видно, что косвенные налоги преобладают над прямыми.

В Федеральном бюджете за 2011 год косвенные налоги равны 2 293 019,2 млн. руб. (34,36 %), в 2012 году – 2 944 233,1 млн. руб. (39,67 %) и в 2013 году составили – 3 389 001 млн. руб. (42,18 %) [26]. Мы наблюдаем тенденцию к росту. Данный показатель увеличится к 2013 году на 1 095 981,8 млн. руб., также увеличится и его доля на 7,82%. В состав косвенных налогов можно отнести налоги и товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ, акцизы на отдельные виды товаров, налог на добавленную стоимость, а также налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.

Наибольший удельный вес здесь занимают налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ – в 2011 г. – 21,04 %, в 2012 г. – 25,8% и в 2013 г. – 27,46%.

В свою очередь, среди налогов на товары (работы, услуги), реализуемых на территории РФ, наибольший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. Он составляет 19,25%, 23,94% и 25,48% в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно. В денежном выражении сумма данного налога также возросла в течение трех лет примерно в 1,5 раза. Остальные налоги (а это акцизы) занимают незначительный объем (около одного процента или менее одного).

Среди же налогов на товары, ввозимые на территорию РФ наибольший удельный вес также занимает налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ – 13,32 %, 13,38% и 14,72% в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно. Как видно, удельный вес данного налога растет, растет также и его количество в денежном выражении. В 2011 году он составлял 888 967,7 млн. руб., а в 2013 году - 1 182 537,0 млн. руб., то есть увеличение примерно в 1,33 раза. Остальные налоги в его составе также занимают объем менее одного процента [26].

Прямые налоги же равны в 2011 году 1 875 487,5 млн. руб. или 28,1 %, в 2012 году – 1 965 396,5 млн. руб. или 26,48 %, и в 2013 году – 2 082 860,7 млн. руб. или 25,92 %. Здесь мы наблюдаем увеличение в денежном форме на 207 373,2 млн. руб. к 2013году, но уменьшение доли на 2,18 % [38].

Наибольший удельный вес среди прямых налогов занимает налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Они составляют 13,58 %, 11,93% и 11% в 2011, 2012 и в 2013 годах соответственно. Здесь мы наблюдаем снижение, как в денежном, так и в процентном значении. Среди налогов, сборов и регулярных платежей за пользованием природными ресурсами наибольший удельный вес занимают налоги на добычу полезных ископаемых. Он составляет 13,14 %, 11,5 % и 10,63 %. Дальше идет водный налог, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, но они составляют небольшую долю меньше 1 %.

Следующий по объему – налог на прибыль организаций. Доходы от него составляют около 8% всех доходов прямых налогов. Изменение удельного веса данного налога незначительно в течение трех исследуемых лет, а сумма возрастает. В 2011 году она была равна 533 375,20, в 2012 – 583 761,40, а в 2013 – 636 278,00, то есть за три года возросла примерно в 1,19 раза. Плательщиками данного налога, согласно главе 25 НК РФ, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации [1].

Третье место по объему занимает Страховые взносы. Его удельный вес растет с каждым годом с 6,53 до 7%. В денежном выражении его сумма также возрастает с 2011 года по 2013 год на сумму 127 010,7 млн. руб.[26]

Остальные налоги, входящие в состав прямых налогов занимают незначительный объем от общей массы - менее 1%.

Графически соотношение прямых и косвенных налогов в федеральном бюджете за 2011 – 2013 годы можно представить в следующем виде (см. Рис.1):

 

Рис. 2.1. Соотношение прямых и косвенных налогов в федеральном бюджете за 2011 – 2013 годы.

 

В итоге можно сделать вывод, что прямые и косвенные налоги в федеральном бюджете за 2011 – 2013 годы неоднократно изменялись. В 2013 году прямые налоги составили 2082860,70 млн. руб., за анализируемый период времени они увеличились. Также можно сказать и о косвенных налогах, т.к. они, как и прямые налоги за три года резко увеличились, и в 2013 году они составили 3389001,00 млн. руб.

2.2 Налоги в  консолидированном бюджете РФ

 

 

Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы. Консолидированный бюджет имеет важное аналитическое значение и дает достаточно полное представление о структуре доходов и расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ, а также в нем можно проанализировать косвенные и прямые налоги.

Исходя из данных в приложении 2, можно сказать, что в консолидированном бюджете сложилась такая ситуация:

Косвенные налоги за 2011 год составили 5 152 174,82 млн. руб. (19,27 %), а за 2012 – 4 964 860,89 млн. руб. (15,51 %) [26]. Наблюдается тенденция к снижению показателя, как в денежной, так и в % форме.

Прямые же налоги за 2011 год составили 7 249 462,75 млн. руб. (54,23 %), а за 2012 – 8 761 563,4 млн. руб. (54,75 %). Здесь наблюдается совершенно противоположная ситуация.

Налог на прибыль увеличился к 2012 году,  его удельный вес составил в 2012 году 37,17%. Также можно сказать, что и налог на прибыль организации изменился, но не так сильно как налог на прибыль. Он составляет 2513170,70 млн. руб.

Единый сельскохозяйственный налог увеличился, за счет возрастания ставки. Ставка на него составляет 18%, но к 2015 году она составит 24%. 

Налог на имущество не сильно изменился, так как его ставка практически не возрастает, она не превышать 2,2%. Он увеличился к 2012 году на 19%.

Транспортный налог относится к региональным налогам, в каждом регионе на него своя ставка. В консолидированном бюджете РФ  поступающая сумма не сильно возросла к 2012 году, и она составила 53107,58 млн. руб.

К региональному налогу также относится и игорный бизнес, но он разрешен не в каждом регионе. Поэтому его сумма снизилась к 2012 году. Сумма поступившая в консолидированный бюджет в 2011 году составила 31550,24 млн. руб., а в 2012 году 26431,60 млн. руб. можно сказать, что сумма его снизилась примерно в 1,12 раза.

Водный налог уменьшился в 2012 году, на 1,5%. Его налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Про гос. пошлины можно сказать в целом, то что они не сильно изменялись за анализируемый период.

Налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ к 2012 году снизились на 6%. Также можно сказать и про налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, он уменьшился к 2012 году на 5,27%.

Проанализировав акцизы по подакцизным товарам, можно сказать следующее, что они не сильно увеличились за анализируемый период. 

Представим соотношение прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете за 2011 – 2012 годы графически (Рис.2):

Рис. 2.2. Соотношение прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете за 2011 – 2012 годы.

 

Значительная разница в суммах доходов от налогов между поступлениями в Федеральный Бюджет РФ и поступлениями в Консолидированный Бюджет РФ обусловлена тем, что в состав Консолидированного Бюджета РФ входит сам Федеральный Бюджет, Бюджеты субъектов РФ и Местные Бюджеты.

 

 

2.3 Консолидированный  бюджет РФ с учетом государственных  таможенных пошлин

 

 

По данным приложения 3, при анализе соотношения прямых и косвенных налогов в Консолидированном Бюджете РФ за 2011 - 2012 года с учетом таможенных пошлин видно, что при включении в состав косвенных налогов таможенных пошлин, суммы доходов возросли на 2 408 326,89млн. руб. в 2011 году и на 3 584 946,29 млн. руб. в 2012 году. Удельные веса также увеличились с 19,27 до 37,29% и с 15,51 до 37,91% в 2011 и 2012 годах соответственно [26].

Для наглядного изображения представим графически соотношение прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете РФ с учетом таможенных пошлин за 2011 – 2012 годы (Рис.3):

Рис. 2.3. Соотношение прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете РФ с учетом таможенных пошлин за 2011– 2012 годы.

 

Преобладание косвенных налогов над прямыми обусловлено низким жизненным уровнем населения, а соответственно низким уровнем доходов физических и юридических лиц, несовершенством фискального законодательства, низким уровнем налоговой культуры и работы налоговых служб. Конкретнее к вышеперечисленному можно отнести преобладание налога на прибыль над подоходным налогом в прямом налогообложении, что обуславливается взиманием его у источников выплаты заработной платы, а не по декларации и создает условия для скрытия от уплаты налога остальной части дохода [5].

В структуре прямых налогов в основном увеличивалась сумма, поступившая в консолидированный бюджет РФ. К примеру, налог на прибыль, доходы за год увеличились в 1,5 раза.  В 2011 году он составил 3438648,96 млн. руб., а в 2012 году 4179438,62 млн. руб.

Налог на прибыль организаций  уменьшился к 2012 году. Его удельный вес составлял в 2011 году 17,75%, а в 2012 году 16,95%. Можно сказать, что он на незначительную величину снизился.

Также можно отметить, что в структуре косвенных налогов наибольший удельный вес занимают налоги на товары, реализуемые на территории РФ (например, за 2012 год -33,68%), т.е. на универсальный акциз НДС, а на специфические приходится очень маленькая доля, что тоже является следствием низкого уровня жизни населения, который стимулирует способность населения к покупке подакцизных товаров.

Итак, основной проблемой соотношения прямых и косвенных налогов является приоритетная доля вторых в объеме налоговых поступлений в бюджет, а также не совершенство взимания подоходного налога, отягощающая ставка налога на прибыль.

Увеличение ставок прямых налогов ведет к снижению деловой активности и уменьшению занятости, во-вторых, введение новых акцизов и увеличение ставок косвенных налогов ведет не только к уменьшению покупательной способности населения, а, значит, спроса на товар, но и к уменьшению прибыли предпринимателей, так как, пытаясь сохранить спрос на товар предприниматели покрывают часть расходов покупателей связанную с введением акцизов или повышением ставок НДС [15].

Для государства косвенное налогообложение является весьма привлекательным по многим основаниям, напрямую связанным с особенностями косвенных налогов. Прямые налоги в большей степени соизмеряются с платежеспособностью населения, тогда как косвенные характеризуются большей устойчивостью поступлений [22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

 

 

3.1 Проблема применения прямых и косвенных налогов в РФ

 

 

Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы, остаются проблемы мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ.

Информация о работе Классификация налогов, изучение применения прямых и косвенных налогов