Классификация налогов, изучение применения прямых и косвенных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая НАЛОГИ.docx

— 124.48 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса[19].

Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

С 1992 года в нашей стране  действует новая налоговая система. Основные принципы её построения определил закон об "Основах налоговой системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Актуальность темы является многообразие экономических рычагов, способных воздействовать на рыночную экономику, главное место занимают налоги, прямые и косвенные. Их применение и классификация является одним из стратегических методов управления и обеспечения взаимосвязи интересов государства с интересами предприятий, независимо от их форм собственности и правового статуса.

Новый этап развития страны принципиально по-новому определил в налоговой системе России роль и место прямого и косвенного налогообложения организаций и физических лиц, правовая сущность которого заключается в отчуждении собственности налогоплательщика.

Важность рассматриваемой проблемы, ее практическое значение, недостаточная изученность механизма прямого и косвенного  налогообложения в РФ и составляют необходимость и актуальность дальнейшего изучения предмета исследования.

Степень научной разработанности. Рассматривая проблемы применения прямых и косвенных налогов, так как налогам отводится главное место среди экономических рычагов.

В целом наиболее исследованными являются теоретические вопросы. Отдельные вопросы, связанные с разработкой проблем применения прямых и косвенных налогов, рассмотрены в трудах отечественных ученых и специалистов: Евстигнеев Е.Н., Гуккаев В.Б., Жидкова Е.Ю., Лыкова Л.Н., Бобоев М.Р.

Целью курсовой работы является – рассмотрение классификации налогов, изучение применения прямых и косвенных налогов.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • Определена социально-экономическую сущность налогов и особенности налогообложения РФ на современном этапе;
  • Произведен анализ соотношения прямых и косвенных налогов в РФ;
  • Рассмотрены перспективы развития системы прямого и косвенного налогообложения в РФ.

Объект исследования – система налогообложения РФ.

Предметом исследования является применение прямых и косвенных налогов.

Методом исследования в курсовой работе составляют универсальный диалектический метод познания, такие общенаучные методы как: формально-логический, системно-структурный, метод системного анализа, сравнения, описания.

Информационная база исследования сформулирована из Федерального законодательства, периодической литературы и научно-учебных пособий, представленные в списке литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

    1.  Понятие, сущность и функции налогов

 

 

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный[20]. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров [20].

К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом, только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

  В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений [22]. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Сущность налогов проявляется через их функции. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств [15].

Выделяют три основные функции налогов:

1)   Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования.

        2) Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна [16].

Стимулирующая  -  при помощи налоговых льгот,  санкций решаются вопросы технического прогресса,  капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

Распределительная и перераспределительная - При  помощи  налога распределяет и  перераспределяет национальный доход.  Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

Социальная  -  за  счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры:  освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

Воспроизводственная - предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия прежде всего природоохранного назначения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; плата за пользование водными объектами и другие.

3)  Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ государственных внебюджетных фондов [16].

 

    1.  Классификация налогов

 

 

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определённой основе.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов [21]:

        1. По способу взимания различают:

  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
  • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
  • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
  • косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.                   Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);
  • фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от  органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги [17]:

  • федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:

  1. Н Д С;

  1. Акцизы;

  1. НДФЛ;

  1.   Единый социальный налог (с 01.01.2010 - страховые взносы);

  1. Налог на прибыль;

  1. Налог на добычу полезных ископаемых;

  1. Водный налог;

  1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  1. Государственная пошлина.

  • региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);
    1. Налог на имущество организаций

    1. Налог на игорный бизнес

    1. Транспортный налог

Информация о работе Классификация налогов, изучение применения прямых и косвенных налогов