История развития налогообложения в России и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения России, а также показать налогообложение в ходе исторического развития. Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи: - проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на протяжении всего периода существования государства; - определить пути совершенствования прямого налогообложения; - проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2009-2011 годах;

Содержание

Введение
1. История возникновения налогообложения в России
2. Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики России
3. Пути решения проблем налоговой системы РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История развития налогообложения в России и пути совершенствования.docx

— 67.91 Кб (Скачать файл)

Начавшаяся  в 1985 р. перестройка привела к  реформированию системы платежей в  бюджет. 30 июня 1987 г. был принят Закон  СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на усиление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение  значения экономических методов управления, создание механизма реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Наряду с реформированием, системы платежей государственных предприятий создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Принимаются соответствующие нормативные документы, регулирующие процесс реформирования. Например, Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий» и др. В последующие годы издается множество нормативных правовых актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности.

Впоследствии  они были систематизированы в  Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций», установившем обязанность  уплачивать налог на прибыль, налог  с оборота, налог на экспорт и  импорт.

В 1991 г. началось формирование самостоятельной налоговой  системы Российской Федерации. В  частности, были приняты законы о  налоге на добавленную стоимость, о  налоге на прибыль предприятий и  организаций, о подоходном налоге с  физических лиц. Обобщающим законодательным  актом являлся принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации

Однако созданная  налоговая система обладала существенными  недостатками, среди них: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное  с этим частое несоответствие законов  и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального  и местного уровней.

В целях совершенствования  налоговых отношений с середины 1990-х гг. в Российской Федерации  проводятся преобразования системы  налогообложения. Значительным шагом  в совершенствовании налогового законодательства являлась его кодификация - разработка и принятие Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

Современный период развития налоговых отношений  в России характеризуется совершенствованием законодательства о налогах и  сборах, поиском оптимальной модели налоговой системы с учетом федеративного  устройства государства, реорганизацией органов налогового управления.

Таким образом, становление и развитие системы  налогообложения в России проходило  несколько этапов: первый этап - конец IX - первая половина XV в. (податные отношения  Древней Руси); второй этап - вторая половина XV - первая половина XVII в. (налоговая система периода формирования централизованного государства); третий этап - вторая половина XVII-XVIII в. (налоговая система периода абсолютной монархии); четвертый этап - XIX - начало XX в. (до 1917 г.) (налоговая система буржуазного строя); пятый этап - 1918-1990 гг. (налоговая система советского периода); шестой этап - начало 1990-х гг. - настоящее время (современная налоговая система).

Система налогообложения  Российской Федерации

Налоговая система  в Российской Федерации практически  была создана в 1991 г., когда в декабре  этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

Налоговая система  Российской Федерации в 1992-1994 гг. по сравнению с советской налоговой  системой претерпела существенные изменения, т.к. смена командно-административной системы управления на рыночную потребовала пересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились ряд пережитков советской эпохи.

Главным изменением налоговой системы стало то, что  основными налогами, обеспечивающими  основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства  стран мира. Эти налоги в 1998 г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений. Наиболее важным достижением реформы  стала замена налога с оборота  на налог на добавленную стоимость  и акцизы.

Однако, изменив  состав и структуру налоговых  доходов, налоговая реформа начала 1990-х гг. не смогла коренным образом  изменить порядок взимания, а также  принципы начисления многих налогов, во многих случаях сохранив практику советских  времен. В основе этой практики осталась ориентация налоговой системы страны на ее пополнение за счет государственных  или приватизированных предприятий (в отличие от развитых стран, где  основу налоговых поступлений составляет подоходный налог и доходы по социальному  страхованию). Т.о., для России характерен перекос в сторону корпоративных  доходов (прежде всего налога на прибыль) в ущерб налогам на доходы физических лиц и конечное потребление. Этот перекос связан прежде всего с тем, что достигнутый в России уровень налогообложения прибыли и доходов от капитала является экономически завышенным и не стимулирует экономическое развитие предприятий.

В условиях быстрого роста частного сектора сохранение прежней налоговой практики взимания налогов неизбежно повлекло за собой  снижение сбора по налогам "рыночного" типа и уменьшение их доли в бюджетных  доходах. Половинчатость реформ породила кризис бюджетных поступлений, который  особенно остро проявился в 1993 г., когда в бюджетную систему  России было собрано всего 24,7% ВВП.

Второй серьезный  шаг в реформировании налоговой  системы страны был сделан в 1995 г., когда были ликвидированы либо включены в федеральный бюджет все внебюджетные фонды (включая Федеральный дорожный фонд), за исключением четырех внебюджетных фондов системы социального страхования.

События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили  роль налогов в экономическом  положении страны так как любое  государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы.

Важной особенностью 1999 г. стало практически повсеместное введение в регионах страны налога с продаж (в том числе в Москве), налоговая ставка которого варьируется  по регионам в пределах 2-5%. Но вводя  налог с продаж, регионы в соответствии с законодательством должны отменить практически все другие местные  налоги.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) России, на 1 января 2012 г. в стране зарегистрированы 4417 тыс. налогоплательщиков - юридических  лиц, более 3 млн. индивидуальных предпринимателей и примерно 100 млн. физических лиц, уплачивающих один или несколько налогов в зависимости от наличия объектов налогообложения (доходы, транспортного средства, земельного участка, имущества в виде жилого дома, квартиры, капитального гаража). Все налогоплательщики создают налоговый потенциал экономики, под которым понимается совокупная способность объектов и базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений.

Налоговый потенциал  экономики без учета льгот  по налогам и сборам представляет собой налоговое бремя экономики. Уровень налогового бремени измеряется путем деления суммы налоговых  поступлений в бюджетную систему  и недоимками по налогам и сборам к объему валового внутреннего продукта (ВВП). Другими словами, налоговое  бремя на экономику представляет собой часть ВВП, подлежащую изъятию  в бюджетную систему государства. В 2011 г. уровень налогового бремени  в странах ЕС составлял: 27,1% в Японии; 29,6% в США; 54,2% в Швеции и 48,8% в Дании. В России этот показатель составлял 33%.

Особенностью  налоговой системы является также  и то, что в объеме налоговых  поступлений значительный удельный вес занимают косвенные налоги.

События последних  лет доказали, что экономика Российской Федерации глубоко зависит от мировой экономической системы. На подавляющем большинстве стран  сказались негативные последствия  мирового экономического кризиса, и  Россия, к сожалению, не стала исключением. Поэтому в современных условиях на первый план выходят проблемы минимизации  негативных последствий мирового экономического кризиса и последующего его преодоления. При этом стоит отметить, что именно сейчас жизненно необходимо задать российской экономике устойчивый вектор развития на будущее путем последовательного перехода от сырьевой к инновационной модели развития.

К началу мирового экономического кризиса Россия находилась в благоприятных условиях. Накопленные за годы высоких цен на энергоносители значительные финансовые резервы предоставляли руководству страны возможность применять широкий комплекс антикризисных мер в бюджетной, налоговой, тарифной, денежно-кредитных сферах, не урезая при этом различные социальные программы.

Согласно официальным  данным, правительство Российской Федерации  на реализацию антикризисных мер  израсходовало 10 трлн. руб. Для организационного сопровождения антикризисных мер  образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики (председатель - И.И. Шувалов)

Одним из основных направлений принятия антикризисных  мер во всем мире является налоговая  политика государства. Не стала исключением  и Россия. В этом направлении были приняты следующие меры:

* изменен порядок  уплаты НДС (с поквартального  на помесячный), а также - налога  на прибыль (с фактической,  а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков;

* облегчены  правила погашения налоговой  задолженности;

* оптимизирован  порядок начисления НДС по  авансовым платежам, при этом  поставлена задача - существенно  ускорить возврат этого налога  при экспортных операциях;

* введен новый  порядок возмещения НДС - заявительный;

* размеры амортизации  по отдельным группам основных  средств увеличены с 10 до 30%;

* снижена с  24 до 20% ставка налога на прибыль;

* субъектам  федераций предоставлено право  устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5 до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее единая ставка составляла 15%);

* в целях  компенсации выпадающих доходов  региональных и местных бюджетов  от принятых решений по снижению  налогов (в объеме примерно 100 млрд. рублей) им передается 0,5% налога  на прибыль и 100% акцизов на  ГСМ;

* до 2 млн. руб., т.е. в два раза, увеличен размер  налогового вычета для граждан,  приобретающих или строящих жилье.

Все эти меры, безусловно, окажут благоприятное влияние  на российскую экономику. Так, общий  объем снижения налоговой нагрузки определяется примерно в 550 млрд. рублей в 2009 году.

Однако проблем  в этой сфере остается немало. Так, отмена ЕСН (со ставкой 26%) на страховые  платежи общим размером 34% от фонда  заработной платы может негативно  сказаться на развитии экономики. Такое резкое повышение платежей может привести к тому, что еще более значительная часть организаций начнет выдавать основную часть заработной платы в конвертах. В результате, по мнению К. Ветошко, «может быть достигнут обратный желаемому эффект - вместо увеличения сборов произойдет их снижение и повышение пенсий, декламируемое основной целью этой реформы, так и останется на бумаге» [3, с. 182].

Таким образом, можно отметить следующие недостатки налоговой системы России. Прежде всего, она остается громоздкой. В  России, как уже отмечалось, выше чем где бы то ни было налоги на потребление (косвенные налоги). Между тем  НДС взимается по закону в размере 15% от вновь созданной стоимости (V+M), реально же его исчисляют  от стоимости продукции (С+V+M), так  что он значительно выше. Нигде  кроме России нет аккордных налогов: на содержание жилищного фонда, милиции, на уборку территорий и т.д. Выплачиваются  они независимо от доходов предприятий  и забирают до 6% доходов. В целом  российские предприятия выплачивают  до 85% своей прибыли [1]. Отсюда видно, что российская налоговая система  в стремлении пополнить бюджет государства  не стимулирует развитие производства. Кроме того, она перегружена недостатками законодательного, экономического и  организационного порядка. Следовательно, назрела крайняя необходимость  ее скорейшего реформирования в интересах  обеспечения устойчивого экономического роста в стране.

2. Основные  направления совершенствования  налоговой системы и налоговой  политики России

Совершенствование налоговой системы является важным фактором развития экономики. При этом важное значение имеет обоснование оптимального налогового бремени. В целом по стране налоговое бремя можно рассчитать по удельному весу налогов в валовом внутреннем продукте. По отдельному предприятию уровень налоговой нагрузки может быть измерен отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме его доходов. По оценкам, ныне уровень налогового бремени в России превышает 33% [15].

В настоящее  время проблема налогообложения  в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально - политическую проблему. Необходимость  ее разрешения представляет собой один из главных стимулов перехода к устойчивому  и качественному экономическому росту.

В настоящее  время в налоговой системе  Российской Федерации механизм исчисления и взимания прямых налогов остается крайне несовершенным, что приводит к сокращению налоговых поступлений  в бюджет. Это проявляется в  том, что для современной налоговой  системы характерно много проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность, что  в свою очередь, неизбежно ведет  к укрывательству доходов многими  налогоплательщиками, и, в конечном счете, потерям бюджета.

Для мобилизации  налоговых поступлений необходимо, прежде всего, повышение заинтересованности граждан России в полной и своевременной  уплате налогов.

Необходимо  регулярно информировать граждан  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актах, порядке  исчисления и уплаты налогов и  сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц.

Информация о работе История развития налогообложения в России и пути совершенствования