История развития налогообложения в России и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения России, а также показать налогообложение в ходе исторического развития. Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи: - проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на протяжении всего периода существования государства; - определить пути совершенствования прямого налогообложения; - проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2009-2011 годах;

Содержание

Введение
1. История возникновения налогообложения в России
2. Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики России
3. Пути решения проблем налоговой системы РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История развития налогообложения в России и пути совершенствования.docx

— 67.91 Кб (Скачать файл)

История развития налогообложения в России и пути совершенствования

Содержание

Введение

1. История  возникновения налогообложения  в России

2. Основные  направления совершенствования  налоговой системы и налоговой  политики России

3. Пути решения  проблем налоговой системы РФ

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение     

Налоги как  основной источник образования государственных  финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного  продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как  элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного  типа хозяйствования. В связи с  этим о налогообложении можно  говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

История налогов  насчитывает тысячелетия. Налоги выступили  необходимым звеном экономических  отношений с момента возникновения  государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные  механизмы древнего мира потребовали  соответствующего финансирования.

Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально  безвозмездные платежи, взимаемые  с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии  государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов).

Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.

С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами  всех уровней. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, а также  формируется прибыль предприятия.

Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.

Налоговая система  возникла и развивалась вместе с  государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения  можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным  законом. Налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово - кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построены взаимоотношения между  субъектами хозяйствования и государством по взиманию части дохода через налоги, а в особенности через механизм налога на прибыль, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства.

Основной целью  данной работы является рассмотрение истории налогообложения России, а также показать налогообложение  в ходе исторического развития.

Для достижения данной цели поставлены и выполнены  следующие задачи:

- проанализировать  эволюцию прямого налогообложения  в Российской Федерации на  протяжении всего периода существования  государства;

- определить  пути совершенствования прямого  налогообложения;

- проанализировать  принятые и реализуемые меры  в области прямых налогов, оказывающие  влияние на экономическую ситуацию  в 2009-2011 годах;

- рассмотреть  существенные элементы основных  прямых налогов и их значение  в налоговых поступлениях страны;

- выявить основные  направления совершенствования  прямых налогов в среднесрочной  и долгосрочной перспективе.

Объектом исследования является налоговая система РФ.

Предметом - основные тенденции и особенности прямого  налогообложения в Российской Федерации.

Теоретической и методической основой послужили  нормативно-правовые акты в области  налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и др.; труды  российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, работы).

Налогообложение Древней  и Средневековой Руси

Финансовое  устройство Древней Руси складывается во время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Существовавшие в этот период податные отношения имели еще и достаточно примитивную форму, однако со временем под воздействием внешних и внутренних политических и экономических факторов происходит их постепенная трансформация.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве  церковь святой Богородицы и дал  ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.

Князь Олег установил  дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую.

Первым и  основным источником доходов княжеской  казны была дань, которая изначально выступала своеобразной контрибуцией, налагаемой князем на подвластные племена  для покрытия единственного государственного расхода - удовлетворение потребностей князя и дружины.

Развитие государственного аппарата впоследствии привело к  формированию новых потребностей, что  предопределило установление новых  повинностей и податей. Дань уплачивалась с плуга («рала») и со двора («дыма»).

Дань взималась  двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

С течением времени  дань утратила значение контрибуции  и приобрела форму платы с  имущества и доходов. В период Золотой Орды (XIII в.) дань взималась  в пользу татаро-монгольских ханов («выход»). Каждый удельный князь сам  собирал дань в своем уделе  и передавал ее великому князю  для отправления в Орду. Но был  и другой способ взимания дани -- откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям -- обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

В XVI-XV вв. свободное  население платило не только ордынскую  дань (как государственная подать), которая направлялась в княжескую  казну. Дань как государственная  подать приобрела самостоятельное  значение, когда была прекращена уплата «ордынского выхода» (1480 г.). Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440--1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных  крестьян и посадских людей. Затем  последовали новые налоги: ямские, пищальные -- для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек -- укреплений на южных границах Московского государства. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому.

Помимо дани население Древней Руси уплачивало оброк, который на начальных этапах формирования древнерусской финансовой системы означал доход с государственных  имуществ и религий, а впоследствии трансформировался в податный платеж.

Известно в  Древней Руси было и поземельное  обложение. Налог определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей  земли 12 четей, средней -- 14, худой -- 16 четей. Для определения размера налогов  служило «сошное письмо». Оно  предусматривало измерение земельных  площадей, в том числе застроенных  дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы  «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных  местах был неодинаков - зависел  от области, качества почвы, принадлежности земель.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин.

Судебная пошлина  «вира» взималась за убийство, «продажа» - штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину  цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении.

Пошлина «мыт»  взималась за провоз товаров через  горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина -- за право иметь склады, «торговая» пошлина -- за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Торговые пошлины  в то время обычно были таковы: с  воза пошлины -- деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли -- платить деньгу же, со струга (ладьи) -- алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.

До XVII в. в России сбором налогов занимались русские князья, баскаки (во времена Золотой Орды), «откупщики» (в основном хорезмские и хивинские купцы), «осьменики» (Киевская Русь), «таможники» и их помощники «мытники». В XVII в. с образованием централизованного Русского государства формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов: Приказ большого прихода, занимающийся сбором прямых налогов; Приказ большого дворца, ведающий сбором налогов с царских земель; Приказ большой казны, собирающий налоги с городских промыслов; Печатный приказ, занимающийся сбором пошлины за скрепление актов государственной печатью; Казенный патриарший приказ, собирающий налоги с церковных и монастырских земель. Кроме того, отдельные функции в области налогообложения выполняли Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы.

Финансовая  система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения  древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну  была дань. После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально  реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация- сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы- "сохи", на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Иван Грозный (1530--1584) умножил государственные  доходы лучшим порядком в собирании  налогов. Земледельцы при нем  были обложены определенным количеством  сельскохозяйственных продуктов и  деньгами, что записывалось в особые книги. По свидетельству Н. Карамзина, два земледельца, высеивая для себя 6 четвертей ржи, давали ежегодно Великому князю 2 гривны и 4 деньги, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьмину пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях[5].

Со времени  Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться  не по сохам, а «по животам и  промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных  инородцев, у которых каждый работоспособный  мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Кроме обычных  прямых податей и оброка, при Иване  Грозном широко практиковались целевые  налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги -- для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в плен.

Раскладка и  взимание податей производились  самими земскими общинами посредством  выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены  равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые «окладные  книги».

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом  передвижении, складировании или  продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана  Грозного упорядочены; судебные пошлины.

Торговые пошлины  очень часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно вследствие их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о  сборе пошлин на Торговой стороне  в государевой опричнине. И здесь  новгородцу дается преимущество перед  иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу.

Информация о работе История развития налогообложения в России и пути совершенствования