История развития налогообложения в России и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения России, а также показать налогообложение в ходе исторического развития. Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи: - проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на протяжении всего периода существования государства; - определить пути совершенствования прямого налогообложения; - проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2009-2011 годах;

Содержание

Введение
1. История возникновения налогообложения в России
2. Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики России
3. Пути решения проблем налоговой системы РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История развития налогообложения в России и пути совершенствования.docx

— 67.91 Кб (Скачать файл)

В 1577 г. там  же на Торговой стороне были установлены  твердые пошлины с дворов гостиных и лавок. В царскую казну шли  сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и  продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

В конце XVI в. особенная  царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено. Тягло и подать государственная приносили казне 400 тыс. руб. и меха сибирской области. Различные городские пошлины -- торговые, питейные, судебные, банные -- приносили 800 тыс. руб. в казну Большого Прихода. Сюда же направляли излишки доходов прочие приказы -- Стрелецкий, Иноземный, Пушкарский, Разрядный и др.

Политическое  объединение русских земель относится  к концу XV в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго.

Несколько упорядочена  она была в царствование Алексея  Михайловича (1629--1676), создавшего в 1655 г. "Счетный приказ". Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных  и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1203367 руб. Из них  за счет прямых налогов обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов -- 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1125323 руб. Вообще после смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее больным местом.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких людей». Посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, дворцовые и помещичьи крестьяне -- по 4 деньги, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов -- по 2 деньги. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот -- неокладные сборы.

Отсутствие  теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили  к тяжелым последствиям. Правительство  Алексея Михайловича прибегало  к экстренным сборам. С населения  взимали сначала двадцатую, потом  десятую, затем пятую деньгу. Таким  образом прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.

Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.

В России соляной  налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более  разумных основаниях.

Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Устав. Внешняя таможенная пошлина была установлена в 8 денег с рубля и в 10 денег с рубля, т. е. 4 и 5%. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги с рубля проезжую пошлину. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12--13%, для русских, вывозивших товары за границу -- 4-- 5%, т. е. Торговый Устав имел явно протекционистский характер.

В 1667 г. ставки были уточнены Новоторговым Уставом. Сохранилась  пошлина в 8 и10 денег с рубля  для русских и плюс 12 денег  с рубля, для иностранных купцов. Но добавилось положение, что при  проезде в глубь страны иностранец платит еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Большое распространение  получил введенный несколько  ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

В 1678-1680 гг. в  целях упрощения сложной системы  налогообложения проводится налоговая  реформа, в результате осуществления  которой отмечаются многочисленные налоги и сборы, а поземельное обложение заменяется подворным. Замена посошного обложения подворным позволила расширить количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы. Единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом, то есть общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами.

В XVII в. происходит ликвидация остатков прежней феодальной раздробленности и укрепление централизованного государства. Соответственно осуществляются преобразования и в финансовой сфере, в том числе в процессе упорядочения системы налогообложения. Нормативное регулирование налогов появляется в специальных актах органов центральной государственной власти, посвященных регулированию исключительно налоговых отношений и устанавливающих новые правила налогообложения, не основанные на обычаях.

Таким образом, в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено  в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные  органы, в компетенцию которых  входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.

Период правления Петра I (1672-1725) сыграл особую роль в становлении  и развитии налоговых отношений  Российского государства.

Коренное реформирование финансовой системы России Петром I заключалось в изменении самого принципа формирования доходов государственного бюджета. При Петре I в сфере налогообложения  произошли радикальные преобразования. Для пополнения казны увеличивались  ставки уже существующих налогов, а  также вводились различные новые  сборы, численность которых достигла трех-четырех десятков. Были введены  военные налоги: «драгунские деньги» (взимались по 25 копеек с крестьянского  двора на жалованье ратным людям), налог «на наем подвод под артиллерийские припасы» (его размер колебался от 6 до 13 копеек) и другие налоги.

В предшествующее ему время финансовая система  Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и  возрастания потребностей казны  вне связи с реальным экономическим  положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия  укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили  новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились  новые орудия производства и новые  приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась  сетью заводов и мануфактур.

Петр начал  учреждать казенные фабрики и  заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные  руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались  населенные пункты, что позволило  решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело.

Активно перенимая  зарубежный опыт, Россия проводила  протекционистскую политику, в том  числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов  ставилось наравне с государственной  службой.

Промышленное  развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей  сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы  каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков -- десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи -- по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей -- по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая  сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали  огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

Налогообязанные лица (ревизские души) регистрировались в специальных книгах (ревизских сказках). Величина душевого оклада новой подати была установлена в 74 копейки. При числе наличных душ в 5,6 млн. это должно было обеспечить казне 4,1 млн. руб.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая  в несколько этапов до 1724 г. для  обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд  мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку  налоговых тягот. Тяжесть некоторых  прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же мнения, современники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание  недоимок. Уже в 1725 г. Екатерина 1 (1684-- 1727) снизила оклад с 74 до 70 коп.

Однако подушное обложение имело недостатки, которые состояли в следующем: во-первых, при разной платежеспособности населения в различающихся по своим географическим и хозяйственным условиям районах единый размер податного оклада плательщика означал нарушение принципа равенства уплаты, провозглашенного самим же Петром I; во-вторых, ревизская душа не всегда отражала реальную платежеспособную единицу, поскольку включала умерших между ревизиями, увечных, стариков, младенцев, беглых, в-третьих - налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.

Петр I близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались  не только их дворы, характер промыслов  и ремесел, но и объем промыслов  и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение  сельскохозяйственных жителей и  горожан.

При Петре I существенные изменения претерпела вся система  финансового управления. Большое  значение имело создание Правительствующего сената, учрежденного 22 февраля 1711 г., поскольку  никакие налоги и сборы не вводились  без его согласия. В течение  всего XVIII в. Сенат являлся высшей наблюдательной инстанцией за финансовыми  учреждениями. Учреждаются финансовые коллегии: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия. Они представляли собой государственные органы отраслевого управления, за которыми закреплялись определенные полномочия. Главным органом финансового управлении была Камер-коллегия. В ее ведении находилась доходная часть бюджета. Основным видом деятельности являлось пополнение государственного бюджета и, следовательно, налогообложение. Камер-коллегия получала сведения о сборах налогов, разрабатывала проекты по налогообложению, могла самостоятельно вводить новые городские и земские пошлины. Вопросами расходных статей бюджета ведала Штатс-контор-коллегия. На Ревизион-коллегию возлагались функции финансового контроля. Следует отметить, что другие, неспециализированные коллегии также выполняли функции по финансовому управлению. Например, Берг-коллегия занималась сбором доходов от монетной и горной регалий; Юстиц-коллегия принимала судебные пошлины; Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

Наряду с  реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских  учреждениях. Государство Петра I еще  не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась  на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному  населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено  право «буде они похотят» управляться  своими выборными бурмистрами. В  частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные  налоги. Это был крупный шаг  в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое  распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

Доходы государства  постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство  несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало  ни копейки долгу».

 

После смерти Петра I (1725 г.) финансы  в России постепенно начали приходить  в упадок. Лишь во времена правления  Екатерины II (1762-1796) создаются важные предпосылки последующего перехода к более рациональным методам  ведения финансового хозяйства  и построения финансовой администрации.

Екатериной II были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях.

Предпринятые  финансовые меры наряду с приобретением  новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов.

Надо сказать, что в эти годы иногда принимались  решения, дающие быстрый финансовый эффект, но которые вряд ли можно  признать полезными в целом. Так, в 1765 г. признано необходимым отдать на откуп винную торговлю, что и было сделано. Через два года откупа приобрели массовый характер. Увеличив доходы, они породили пьянство, злоупотребление в винной торговле, тайную продажу водки.

Более одной  трети государственных расходов поглощала армия. В середине 60-х  годов подушная подать целиком в  соответствии еще с распоряжениями Петра I направлялась на содержание войска. Но туда же еще шли деньги от винных, соляных, таможенных сборов.

Информация о работе История развития налогообложения в России и пути совершенствования