Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы. Целью работы является определение основных проблем и путей совершенствования земельного налогообложения в РФ.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- изучить порядок становления и развития земельного налогообложения в РФ;
- проанализировать правовое регулирование земельного налога;
- исследовать основные элементы земельного налога;
- проанализировать порядок исчисления и взимания земельного налога;
- рассмотреть земельный налог как источник формирования доходов муниципальных образований;
- определить основные направления развития земельного налогообложения в РФ;
- разработать предложения по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Основы земельного налогообложения в РФ 5
1.1. Становление и развитие земельного налогообложения в РФ 5
1.2 Современная нормативно-правовая база, регулирующая земельное налогообложение в РФ 8
1.3 Основные элементы земельного налога 11
Объект налогообложения ………11
Глава 2 Анализ проблем и путей развития земельного налогообложения в РФ 19
2.1. Анализ порядка исчисления и взимания земельного налога ……………….19
2.2 Земельный налог как источник формирования доходов муниципальных образований 21
2.3 Основные направления развития земельного налогообложения в РФ 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая земельный налог.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

      С 1 января 2006г. утрачивает силу Закон  РФ от 11 октября 1991г. «О плате за землю», представительные органы местного самоуправления в срок до 30 ноября 2005г. должны принять свои нормативные правовые акты, вводящие земельный налог на территории соответствующих муниципальных образований. Установление и введение в действие на территории того или иного муниципального земельного налога зависит от местных законодательных органов конкретного образования, соответственно им предоставлено право решать, использовать или нет возможность указанных налоговых поступлений в качестве дохода муниципальной казны.18

      Другие  коренные изменения, заложенные в основу указанной главы Налогового кодекса РФ, касающиеся определения налоговой базы земельного налога, вызвали ряд проблем при их практической реализации. В соответствии с НК РФ налоговая база при исчислении земельного налога определяется теперь как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Соответственно все регионы, на территории которых устанавливается земельный налог, обязаны произвести кадастровую оценку своих земель. Однако на практике собственники земель - физические лица отказываются проводить ее за свой счет. В целях необходимости проведения подобной оценки муниципальные образования вынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этих расходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета, что несомненно представляет определенные трудности. В то же время, по данным на декабрь 2005г., в подавляющем большинстве регионов, предполагающих ввести на своей территории земельный налог, в частности в Ростовской области, кадастровая оценка земель осуществлена в полном объеме.

      Следующая проблема, возникающая из нововведений закона, связана со ставкой налога, определение которой предоставлено  непосредственно органам местного самоуправления, на федеральном уровне устанавливается верхний предел ставки. Анализ проекта бюджета некоторых регионов (в частности, Ростовской области) показал, что в доходную часть бюджета закладываются предполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки, установленной федеральным законодателем, вместе с тем муниципальные органы предполагают исчислять налог, исходя из более низких ставок. Подобная несогласованность решений указанных органов, безусловно, не способствует совершенствованию межбюджетного процесса в рамках региона.

      Таким образом, подводя итог, можно сказать, что многочисленные законодательные нововведения, касающиеся местных бюджетов и местного налогообложения, поставили перед практиками и теоретиками значительное количество вопросов, требующих скорейшего разрешения в целях обеспечения благополучия муниципальных образований. В связи с тем что приведенные выше новеллы законодательства пока не нашли своего применения на практике, в рамках данной работы мной были лишь обозначены проблемы, выявленные в ходе проведенного исследования законодательства. Пути разрешения отмеченных проблем, очевидно, могут стать целью дальнейших научных исканий19.

2.3 Основные направления  развития земельного  налогообложения  в РФ

      В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.

      В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» указывается на необходимость принятия главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан. Указанная мера была предусмотрена и Основными направлениями налоговой политики на 2008 - 2010 годы.

      Проект  федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий установление местного налога на недвижимость, который заменит для соответствующих налогоплательщиков налог на имущество физических лиц, а также земельный налог в части налогообложения установленных объектов, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 10 июня 2004 года20.

      Однако  для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу с 1 марта 2008 года, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

      При этом в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные  с определением кадастровой стоимости  объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Остается нерешенным вопрос о сроках принятия проекта федерального закона № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

      Кроме того, для введения налога на недвижимость требуется разработка и принятие таких документов, как методики кадастровой  оценки недвижимости, методики проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

      С учетом предполагаемых сроков принятия федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», разработки методик определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, проведения работ по кадастровой оценке недвижимости, информационному наполнению кадастра объектов недвижимости Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России подготовлен График работ по принятию главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей налогообложение недвижимости (далее - График).

      Графиком  предусматривается, что проект поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту № 51763-4 будет подготовлен Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России и внесен в Правительство Российской Федерации в 2010 году для последующего направления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с учетом необходимости принятия Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2010 году.

      С включением в Налоговый кодекс Российской Федерации главы, регулирующей налогообложение  недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах  Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

      В настоящее время законопроектом предлагается внести и вносятся изменения в главу 31 «Земельный налог» Кодекса21.

      В частности, в соответствии со статьей 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В то же время, как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не учитывалось кадастровое деление территорий Российской Федерации. В результате чего возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей. При этом глава 31 Кодекса не содержит положений, определяющих порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.

      Для решения данного вопроса законопроектом предлагается включить в статью 391 Кодекса  положение о порядке определения  налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.

      Согласно  пункту 2 статьи 393 Кодекса отчетными  периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

      Пунктом 6 статьи 396 Кодекса предусмотрено, что  налогоплательщики, в отношении  которых отчетный период определен  как квартал, исчисляют суммы  авансовых платежей по налогу по истечении  первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода. При этом пунктом 3 статьи 398 Кодекса установлено, что расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Поэтому законопроектом предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 393 Кодекса, согласно которому отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

      Законопроектом устанавливается единый подход к применению налоговой ставки земельного налога, определенной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, в отношении как предоставленных, так и приобретенных земельных участков.

      В соответствии с пунктами 15 и 16 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающих коэффициентов. При этом применение повышающих коэффициентов связано с периодом проектирования и строительства недвижимости. Однако данное положение не позволяет определить конкретный срок, с которого должны применяться данные коэффициенты, что создает возможность возникновения спорных ситуаций в процессе контроля за применением этих коэффициентов.

      В целях разрешения данной проблемы законопроектом устанавливается, что применение повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, и исчисление налога начинается с момента государственной регистрации прав на эти земельные участки.

 

Заключение

 

      В заключение отметим, что в 1991 году в России произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Был введен Закон РФ от 11 октября 1991г. N 1738-1 «О плате за землю». Однако анализ деятельности налога выявил ряд проблем, такие как: регулирование системы земельного налога осуществлялось вне рамок Налогового кодекса РФ; установление налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога органами власти различных уровней не обеспечивало единой методологии данной работы, создавало сложности по сбору земельного налога; распределение поступлений земельного налога между различными уровнями бюджетной системы не отвечало идеологии земельного налога как местного налога; большое количество земель, выведенных из-под налогообложения, а также возможность установления различных видов льгот по уплате данного налога значительно сокращало объемы поступления земельных платежей; при административном установлении налоговых ставок по категориям и зонам не учитывались особенности и экономические характеристики конкретных земельных участков; наличие большого количества законодательных, нормативно-правовых, инструктивных актов органов власти разных уровней (а также изменений и дополнений к ним) существенно усложняло систему администрирования земельного налога, порождало многочисленные споры землепользователей22.

      В настоящее время, основным нормативно-правовым актом земельного налога РФ является Глава 31 Налогового Кодекса РФ. Принципиальным моментом новой системы налогообложения земли, является определение в качестве налоговой базы кадастровой стоимости земельных участков, а не их площади. Новой идеологией предусматривается законодательное ограничение максимальных размеров налоговых ставок, которые могут устанавливать представительные органы муниципальных образований. Переход на новую систему налогообложения земли предоставляет право органам местного самоуправления самостоятельно регулировать налоговую нагрузку и уровень доходов от использования земельных участков, повысит их финансовую самостоятельность и ответственность. Направлениями совершенствования земельного налога является разработка и принятие таких документов, как методики кадастровой оценки недвижимости, методики проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости. 

 

Список  литературы

Информация о работе Земельный налог