Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы. Целью работы является определение основных проблем и путей совершенствования земельного налогообложения в РФ.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- изучить порядок становления и развития земельного налогообложения в РФ;
- проанализировать правовое регулирование земельного налога;
- исследовать основные элементы земельного налога;
- проанализировать порядок исчисления и взимания земельного налога;
- рассмотреть земельный налог как источник формирования доходов муниципальных образований;
- определить основные направления развития земельного налогообложения в РФ;
- разработать предложения по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Основы земельного налогообложения в РФ 5
1.1. Становление и развитие земельного налогообложения в РФ 5
1.2 Современная нормативно-правовая база, регулирующая земельное налогообложение в РФ 8
1.3 Основные элементы земельного налога 11
Объект налогообложения ………11
Глава 2 Анализ проблем и путей развития земельного налогообложения в РФ 19
2.1. Анализ порядка исчисления и взимания земельного налога ……………….19
2.2 Земельный налог как источник формирования доходов муниципальных образований 21
2.3 Основные направления развития земельного налогообложения в РФ 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая земельный налог.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

      Следует отметить, что Бюджетный кодекс РФ имеет также непосредственное отношение к регулированию земельного налога6, так как относит к налоговым доходам местных бюджетов собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации (ст. 61).

      Осуществление земельной реформы как составной части экономической реформы обусловливает совершенствование земельного законодательства РФ. Подготовка нового Земельного кодекса РФ вызвана, прежде всего, причинами социально-экономического характера. Переход страны к рыночной экономике, приватизация промышленных предприятий и иного государственного и муниципального имущества, ликвидация исключительной государственной собственности на земельные ресурсы обусловливают необходимость участия земли в гражданском обороте, формирование земельного рынка, соответственно упорядочение правового регулирования земельных отношений.

      Принятие  нового Земельного кодекса РФ и подготовка ряда иных законов и нормативных  правовых актов о земле направлены на решение двух основных задач:

      а) совершенствование имеющихся и создание новых механизмов правового регулирования земельных отношений в переходный период к рыночной экономике;

      б) создание условий, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие всех форм собственности на земельные участки и всех форм хозяйствования в сфере использования и охраны земель промышленных предприятий7.

1.3 Основные элементы  земельного налога

 

      Рассмотрим, в таблице 3, более подробно элементы главы 31 Налогового Кодекса РФ.

      Таблица 3

      Основные  элементы налога, соответствующие статьям Налогового Кодекса РФ

Статья Наименование  статьи Комментарии
Статья 387 Общие положения определяет  общие положения применения нового земельного налог
Статья 388 Налогоплательщики рассматривает порядок определения налогоплательщиков нового земельного налога и прежде всего связывает понятие «налогоплательщик» с понятием «право на земельный участок»
Статья 389 Объект налогообложения в статье устанавливается объект налогообложения земельным налогом.
Статья 390 
 
Налоговая база в комментируемой статье устанавливается налоговая база земельного налога. В статье 391 устанавливается порядок определения налоговой базы земельного налога.
Статья 391 Порядок определения  налоговой базы в статье устанавливается порядок определения налоговой базы земельного налога
Статья 392.  
Особенности определения  налоговой базы в отношении земельных  участков, находящихся в общей  собственности в статье устанавливаются особенности определения налоговой базы земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности
Статья 393 
 
Налоговый период. Отчетный период в статье устанавливаются налоговый период земельного налога и отчетный период земельного налога, а также право представительных органов муниципальных образований (законодательные органов государственной власти городов федерального значения) не устанавливать отчетный период земельного налога
Статья 394. Налоговая ставка в статье определены правила установления и пределы налоговых ставок земельного налог
Статья 395. Налоговые льготы в статье определены налоговые льготы, установленные НК РФ (на федеральном уровне).
Статья 396.  
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу в статье устанавливается порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по земельному налогу.
Статья 397.  
Порядок и сроки  уплаты налога и авансовых платежей по налогу в статье устанавливаются порядок уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) и сроки уплаты налога земельного налога (авансовых платежей по налогу).
Статья 398. Налоговая декларация в статье устанавливаются правила представления налоговой декларации по земельному налогу.
 

      Таким образом, согласно главы 31 Налогового Кодекса РФ8, Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

      При установлении налога нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований могут также устанавливаться  налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

      Налогоплательщиками налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

      Объектом  налогообложения признаются земельные  участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

      Не  признаются объектом налогообложения:

      - земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      - земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов.

      - земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

      - земельные участки из состава земель лесного фонда;

      - земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

      Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса9.

      Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством  Российской Федерации.

      Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

      Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу).

      Налогоплательщики-организации  определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном  участке, принадлежащем им на праве  собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

      Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

      Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

      - Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

      - инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

      - инвалидов с детства;

      - ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

      - физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законами Российской Федерации;

      - физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

      Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка10.

      Порядок и сроки представления налогоплательщиками  документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

      Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой  собственности, определяется для каждого  из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально  его доле в общей долевой собственности.

      Налоговым периодом признается календарный год.

      Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут  превышать:

      - 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

      - 1,5% в отношении прочих земельных участков.

      Допускается установление дифференцированных налоговых  ставок в зависимости от категорий  земель и (или) разрешенного использования  земельного участка.

      Освобождаются от налогообложения11:

      - организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

      - организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

      - религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

      - общероссийские общественные организации инвалидов

      - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов,

      -учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов,

      - организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

      - физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

      - организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

      Рассмотрим  порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности12.

      Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

      По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Информация о работе Земельный налог