Государственное стратегическое планирование в сфере налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение формирования стратегического налогового планирования в Российских условиях.
Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач представленных ниже:
- изучить теоретические основы государственного налогового планирования;
- рассмотреть основные этапы стратегического планирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, цели и задачи государственного налогового планирования………..5
1.2 Этапы стратегического налогового планирования………………………………7
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИИ
2.1 Основные направления налоговой политики и налогового планирования в 2014 году……………………………………………………………………………….13
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Прогрессивные элементы зарубежного опыта организации системы налогового планирования и возможность его использования в условиях РФ……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………33

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая..docx

— 73.69 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет Экономики и Права

Направление подготовки 080100.62 «Экономика»

Профиль «Налоги и налогообложение»

Кафедра экономики и налогообложения

 

 

 

 

 

курсовая работа

по дисциплине «Планирование и прогнозирование в налогообложении»

на тему:

 

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

 

 

 

 

 

Автор работы:

Студентка 4 курса, 743Б

очной формы обучения

Простибоженко Наталья Васильевна

Подпись____________

 

Руководитель работы:

К.э.н., доц. каф. экономики и налогообложения

Лебедева Ольга Игоревна Оценка_____________

Подпись____________

«______»______________20___г.

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Сущность, цели и задачи государственного налогового планирования………..5

1.2 Этапы  стратегического налогового планирования………………………………7

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИИ

2.1 Основные направления налоговой  политики и налогового   планирования в 2014 году……………………………………………………………………………….13

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Прогрессивные элементы зарубежного  опыта организации системы налогового  планирования и возможность его  использования в условиях РФ……27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоги. Государство всегда стремилось обеспечить максимально возможный объем налоговых поступлений, что связано с постоянно растущими потребностями средств на поддержание на должном уровне безопасности и обороноспособности страны, медицины, образования, повышения жизненного уровня населения и решения других задач.

Но при этом необходимо учитывать ограничение следующего характера:

возможности роста национальной экономики уровень налоговых изъятий, за пределами которого налоги вообще негативно повлияют на развитие бизнеса в стране.

Тема курсовой работы является актуальной, так как при государственном планирование в сфере налогообложения необходимо находить золотую середину, позволяющую, с одной стороны, удовлетворять разумные потребности государства, а с другой - создать необходимые условия для функционирования всех субъектов хозяйственного развития национальной экономики.

Целью курсовой работы является изучение формирования стратегического налогового планирования в Российских условиях.

Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач представленных ниже:

- изучить теоретические основы государственного налогового планирования;

- рассмотреть  основные этапы стратегического  планирования;

- проанализировать итоги реализации налоговой политики, выявить в процессе рассмотрения достоинства и недостатки предложенных нововведений, а также рассмотреть на этой основе какие планируется ввести изменения в среднесрочной перспективе;

- рассмотреть  зарубежный опыт налогового планирования  и его внедрение в РФ.

Объектом исследования является проводимая налоговая политика РФ в 2009-2011 годах

Предметом исследования выступает государственное стратегическое налоговое планирование.

Хронологические рамки: использованные данные для курсовой работы относятся к 2008 - 2010 годам.

В  ходе работы использовались как законодательные акты (Налоговый кодекс РФ), так и учебная литература таких авторов, как Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М., Мусаев Х.М. , статья  Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг. // Финансы. – 2011.- № 29.

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОВОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.1 Сущность, цели и задачи государственного налогового планирования

 

Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти (налоговую тактику), а также реализацию долговременных направлений экономической и налоговой политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (налоговой стратегии).

В конечном счете, основной целью государственного налогового планирования является обеспечение реализации налогами всех своих функций, включая максимальную собираемость запланированных объемов налоговых поступлений по всем их видам. Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала1.

Достижение цели налогового планирования возможно, с одной стороны, на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени, состава и структуры системы налогов и налогообложения на текущий бюджетный год и перспективу, поддержания высокого уровня собираемости налогов и эффективности налогового контроля, а с другой стороны, с учетом закона растущих финансовых потребностей государства. При этом важно учитывать и структуру источников налоговых поступлений. Так, в настоящее время в России основные бюджетные поступления обеспечиваются за счет налогов с организаций, а в их составе за счет косвенных налогов, тогда как в большинстве развитых стран наоборот – за счет налогов с физических лиц и прямых налоговых платежей. Объективный предельный уровень налоговых изъятий (для каждой страны он индивидуален) ограничивает возможности государства в увеличении своих доходов на основе увеличения налогового бремени. В этой связи, важнейшей проблемой научного налогового планирования является поиск компромиссных решений, учитывающих обе противодействующие закономерности в конкретных практических действиях государственных органов законодательной и исполнительной власти.

Государственное налоговое планирование начинается с разработки или корректировки научно обоснованной концепции налоговой политики, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, задачи и методы их достижения, опять же исходя из стратегических и тактических параметров, заложенных в налоговой политике. Целевые налоговые установки формируются на основе бюджетных заданий и параметров программ социально-экономического развития страны. Основная задача государственного налогового планирования состоит в экономическом обосновании количественных параметров бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны в рамках разработанной и законодательно принятой налоговой концепции.

 Государственное налоговое планирование решает следующие основные задачи:

- формирование правового поля и налогового законодательства;

- построение рациональной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации, основанной на оптимальных параметрах совокупного налогового бремени и структуры системы налогов;

- оптимизация объектов налогообложения и налоговой базы;

- разработка рациональной системы налоговых скидок и льгот;

- разработка налогового бюджета на предстоящий финансовый год и среднесрочную перспективу.

Стратегическое налоговое планирование связывается с перспективной оценкой доходности территории, т.е. с определением стратегического налогового потенциала. Инструментом, с помощью которого осуществляется такая оценка, является прогнозирование налоговых поступлений, которым должны быть охвачены не столько сами величины налоговых поступлений, сколько их налоговые базы и составляющие их элементы.

Стратегическое налоговое планирование не ограничивается лишь задачей прогнозирования налогового потенциала, а ориентировано на оценку внутреннего потенциала системы налогообложения, реализующегося через совокупность кадровых, законодательно-нормативных, организационных и иных его составляющих, а также через принципы и методы управления налоговым производством. Результатом такой оценки должна стать выработка концепции долгосрочного развития налоговой системы.

 

1.2 Этапы стратегического налогового  планирования

 

С точки зрения эффективности налогового потенциала налоговое планирование и налоговое прогнозирование различаются как по экономической сущности, так и по целям и функциям.

1) По экономической сущности: налоговое планирование включает формирование текущих планов поступления обязательных платежей в бюджет (налоговых потоков) на финансовый год; налоговое прогнозирование – стратегическое налоговое планирование, используемое в качестве метода экономического предвидения на средне- и долгосрочный период;

2) по  целям и функциям: налоговое планирование имеет своей целью планирование налоговых потоков на финансовый год, а также систематическое решение определенных тактических задач, связанных с будущим системы налогообложения; налоговое прогнозирование предполагает выработку общей государственной стратегии в налогообложении на определенный средне- или долгосрочной период.

Государственное налоговое планирование, как процесс разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предполагаемых налоговых поступлений, выступает в виде трех этапов.

Первым этапом налогового планирования является изучение и анализ всеми ведомствами, принимающими участие в составление плана налоговых доходов бюджета: информации относительно действующего налогового законодательства; нормативов отчислений в доходы бюджетов нижестоящих уровней бюджетной системы; предполагаемых объемов финансовой помощи, предоставляемой из различных звеньев бюджетной системы; видов и объемов расходов, передаваемых между бюджетами. Уполномоченные ведомства предоставляют информацию касающуюся социально-экономического развития территории за отчетный период, формулируют и обосновывают тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.

Таким образом, при процедуре составления проектов бюджетов начальный этап налогового планирования – это формирование прогнозов развития территории на перспективу, а также анализ исходных условий для разработки плана налоговых доходов бюджета.

Вторым этапом процесса налогового планирования является разработка направлений налоговой политики, разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней. Налоговая политика является частью общей экономической политики государства и включает в себя совокупность государственных мероприятий, направленных на: достижение максимальной мобилизации доходов, обеспечение выполнения государством его функций и, в конечном счете, создание условий для экономической стабилизации общества2.

Можно выделить следующие этапы разработки налоговой политики:

  1. четкое определение целей, которых необходимо достичь в процессе реализации налоговой политики;
  2. сопоставление и анализ последствий альтернативных программ достижения целей (для этого требуется ясное представление об экономических результатах, выгодах, издержках осуществления каждой из программ);
  3. изучение прошлого опыта реализации подобных программ, оценка их результативности с расчетом на её повышение;
  4. анализ арсенала методов и инструментов проведения конкретного варианта политики;
  5. оценка и учёт реальных экономических и политических условий для осуществления налоговой политики;
  6. корректировка мероприятий политики с учетом конкретной экономической конъюнктуры.

Одним из направлений работы по выявлению дополнительных налоговых доходов бюджета является разграничение налоговых полномочий (прав в части реализации налоговой политики и получения налоговых платежей), определение конкретных пропорций распределения налогов между органами власти и управления различных уровней. Цель налогового регулирования доходов бюджетов территорий состоит в таком распределении налоговых поступлений между уровнями власти, которое гарантировало бы финансирование  нормативной части расходов, законодательно закрепленной за каждым из звеньев бюджетной системы, свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного движения между ними финансовых средств.

Проблему финансового обеспечения самостоятельности бюджетов территорий, создания устойчивой доходной базы каждого уровня бюджетной системы отражает понятие налогового федерализма. Конкретные формы реализации налогового федерализма зависят от сочетания двух взаимодополняющих тенденций – с одной стороны, конкуренции между регионами и, с другой – выравнивания экономического положения территорий и обеспечения доходами расходных полномочий органов власти и управления различных уровней.

Информация о работе Государственное стратегическое планирование в сфере налогообложения