Возникновение и развитие налоговой системы в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Налоговая система Украины достаточно молодая система в масштабе государства. После распада Советского Союза она претерпевала большое количество изменений, реформирований и обновлений. Налоги играют ключевую роль экономике любого государства, это главная составляющая бюджета и от налогов зависит в целом состояние и степень развитости государства. Изучение налоговой системы поможет глубже вникнуть в структуру экономики, как действует, насколько развита налоговая система государства и поможет понять истинную важность этой системы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Государственная налоговая служба Украины имеет многоуровневую иерархичную  налоговую систему, в которую входит совокупность государственных органов, которые организуют  и контролируют поступление налогов, налоговых и отдельных видов неналоговых платежей .

На сегодняшний день, государственная налоговая администрация Украины как центральный орган исполнительной власти подчиняется Кабинету Министров Украины, который утверждает ее структуру.

Государственную налоговую  службу возглавляет голова ГНА Украины, которого назначает на должность и увольняет  Президент Украины по указанию  Премьер министра Украины.

13 июля 2000 года  Президентом Украины был выдан и утвержден указ №886/2000 «Об утверждении положения про Государственную налоговую администрацию Украины»[20] , в котором указывалось, что ГНА обеспечивает реализацию единой налоговой политики.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2001 года №510/2001 «Об усилении государственного контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий»[21] и постановление Кабинета Министров Украины о 7 августа 2001 года №940 « О мерах относительно  усиления государственного контроля за производством и оборотом спирта , алкогольных напитков и табачных изделий и акцизного сбора»[22] в составе Государственной налоговой инспекции администрации Украины был создан Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров, как самостоятельный функциональный подраздел  с правами юридического лица. В составе ГНА в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе были созданы региональные управления этого департамента и их территориальные подразделения. В том же году на основе Указа Президента Украины от 19 июля 2001 года  №532/2001 « О дополнительных мероприятиях относительно борьбы с отмыванием доходов , полученных преступным  путем» был создан Департамент по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем[23].

Основные задачи ГНА Украины состояли в :

- осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства правильностью  начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты , государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а так же неналоговых доходов , установленных законодательством;

- осуществления контроля за погашением налоговой задолженности плательщиками  налогов, других платежей, в том числе теми ,  имущество которых пребывает в налоговом залоге;

- осуществление в рамках своих полномочий контроля за учетом, сбережением, оценкой и реализацией конфискованного и другого принадлежащего имущества государству;

- принятие в случаях , предусмотренных законом, нормативно- правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

- формирование  и ведение Государственного реестра  физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей и Единого банка данных о плательщиках налогов юридических лиц;

- разъяснение  законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов, других платежей;

- противодействие преступлениям и другим правонарушениям, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции , их выявление, раскрытие и устранение, расследование в делах про административные правонарушения;

- противодействие коррупции в органах государственной налоговой службы и выявления ее фактов;

- обеспечение безопасности  деятельности работников органов государственной налоговой службы, защиты их от противоправных действий , связанных с исполнением служебных обязательств;

- поиск плательщиков налогов, которые уклоняются от выплаты налогов, других платежей.

Корме этого, ГНА разрабатывает предложения относительно усовершенствования законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение  Президенту  Украины и Кабинету Министров Украины. Налоговая служба инициировала «Изменения налогового законодательства (49 инициатив, которые направлены на развитие  предпринимательства в Украине , налаживание партнерских взаимоотношений с плательщиками)»[24].

Важным направлением работы  сотрудников органов ГНС  Украины является проведение массово-разъяснительной и воспитательной работы среди плательщиков,  которая стимулирует добровольную уплату налогов, таким образом, государственная налоговая  служба меньше затрачивает административных и финансовых ресурсов  на исполнение  государственной функции  - формирование доходной части бюджета . Это является одним из показателей эффективности  работы Государственной налоговой службы. К основным задачам  по работе с плательщиками налогов так же можно отнести : формирование правовой сознательности населения, информирование плательщиков  налогов о налоговом законодательстве, обеспечение обратной связи плательщиков налогов с органами власти[8].

Заслуживает внимания мысль М. Азарова про то, что после определения в конкретных формах структуры налоговой службы встал вопрос наполнения этих форм стратегическим содержанием.  Для этого был введен принцип трех конкретных основных показателей, которые устанавливались на основе детального анализа базы налогообложения и практического мониторинга финансово-экономичной деятельности каждого конкретного района , города, области.

Первый принцип  состоит в том, что каждый руководитель подразделения должен знать, какой оборот налогов он может собрать на этой территории, какие стимулы необходимо задействовать и что делать.

Второй принцип, который был введен, это обеспечение имущественной ответственности , поскольку ответственность за неуплату налогов требует усиления. Хотя действуют нормы административного и криминального законодательства, сама культура выплаты налогов , по сути, отсутствует.

Третий принцип работы налоговой службы – обеспечение принудительного взимания в бюджет налогов и сборов , которые не оплачены субъектами  предпринимательской деятельности по тем или иным причинам.

Совокупность  всех этих факторов позволяет, во первых, установить оптимальный показатель возможностей пополнения бюджета как отдельного региона, так и государства в целом. И, во вторых, дает возможность налоговой администрации управлять доходами, а Министерству  финансов, соответственно, расходами государственного и местного бюджетов[25].

В соответствии со своими задачами ГНА Украины:

Выполняет непосредственно, а так же организовывает работу государственных  налоговых администраций и инспекций, связанную с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах, других платежах и валютных операциях, соблюдением порядка расчетов с потребителями с использованием контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и товарно-кассовых книг, лимита наличности в кассах и ее использованием за товары, работы, услуги, и так же контроля за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензий, патентов, других специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности; осуществление контроля за осуществлением исполнения городских, сельских,  и поселковых советов порядка принятия  и учета налогов и других платежей от плательщиков, своевременностью и полнотой перерасчета этих сумм в бюджет; учет  плательщиков; выявление и ведение учета и поступление налогов и других платежей;  выдаю нормативно-правовые акты и методические рекомендации  по вопросам налогообложения;  утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов , связанных с начислением и уплатой налогов, других платежей, форму сообщения  об открытии или закрытии юридическими лицами, физическими лицами-субъектами предпринимательской деятельности банковских счетов, а так же формы отчетов о работе , проведенную    органами ГНС; разъясняет через СМИ порядок использования законодательства и других нормативно-правовых актов о налогах, других платежах и организовывает исполнение их органами ГНС; осуществляет мероприятия по отбору, профессиональной подготовке и переподготовке кадров для органов ГНС; предоставляет органам ГНС методическую и практическую помощь в организации работы, проводить обследования и проверку ее состояния; организовывает работу по созданию информационной системы, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ органов ГНС; разрабатывает основные направления, формы и методы проведения проверок соблюдения налогового и валютного законодательства; при выявлении фактов, которые свидетельствуют об организованной преступной деятельности, направляет материалы по этим вопросам соответствующим специальным органам по борьбе с организованной преступностью; передает соответствующим правоохранительным органам материалы о фактах правонарушений, за которые предусмотрена криминальная ответственность, если их расследование вне компетенции налоговой милиции; подает Минфину Украины и Главному управлению Государственного казначейства Украины отчет поступления налогов, других платежей; вносит предложения и разрабатывает проекты международных соглашений касательно налогообложения, обеспечивает в определенных законом рамках исполнение международных договоров по вопросам налогообложения; предоставляет физическим особам-плательщикам налогов и других обязательных платежей идентификационные номера и отсылает в ГНИ по месту жительства физического лица или по месту получения доходов или  по местонахождению объекта налогообложения карточку с идентификационным номером и ведет Единый банк данных о плательщиках  налогов – юридических лиц, прогнозирует, анализирует поступление налогов и платежей,  источники налоговых поступлений, изучает влияние макроэкономических показателей и налогового законодательства и поступления налогов, других платежей, разрабатывает предложения касательно их увеличения и уменьшения затрат бюджета.

Возглавляет ГНА  Украины глава, который одновременно является руководителем ГНС Украины. Его назначает и увольняет с должности Президент Украины по предоставлению Премьер Министра Украины. В ГНА Украины создается коллегия – орган, которые рассматривает самые важные направления деятельности[26].

Учитывая важную роль государственной налоговой службы в обеспечении реализации налоговой политики государства,  по борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями был установлен День налоговой службы Украины, который отмечается ежегодно 30 октября.

Так же была утверждена символика ГНС Украины – греб и флаг[27].

Свою деятельность органы ГНС Украины координируют с финансовыми органами, органами Государственного казначейства,  Службой  безопасности, МВД, прокуратуры, статистики, таможенной и контрольно-ревизионной служб, другими контролирующими органами Украины.

Органы ГНС  формируют и ведут Государственный  реестр физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей, а так же Единый банк данных о плательщиках налогов-юридических лиц.

Налоговая служба обслуживает более 706 тыс. юридических лиц, 1 072 тыс. физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, более 760 тыс. плательщиков подоходного налога из зарплаты работников и служащих[28].

Главная задача органов ГНС состоит в обеспечении  единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, точности начислений, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а так же неналоговых доходов, установленных законодательством Украины, в бюджеты и государственные целевые фонды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ  И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

3.1.Налоговая система стран ближнего зарубежья (Российской Федерации, Таджикистана, Киргизстана, Казахстана, Молдовы, Эстонии)

 Каждое государство имеет свою собственную налоговую политику с соответствующей системой налогообложения.

В разных странах  выбор рациональной системы налогообложения  связан, в первую очередь, с соответствующими условиями рыночной экономики, политической ситуации, возможностями экономического потенциала общества и эффективности использования ресурсов[31].

В развитых странах  развитие налоговой системы длится не одно десятилетие.

В нашей стране, а так же в странах бывшего  социалистического содружества  формирование новой налоговой системы, которые соответствует рыночной экономике, началось совсем недавно. Эти страны используют опыт экономически развитых государств, с учетом специфики собственных условий.

Это можно увидеть  на примере существующей налоговой  системы России и других стран  ближнего зарубежья.

В состав налоговой  системы Российской Федерации входят – федеральные налоги; республиканские  налоги (краев, областей, автономных областей, автономных округов); и местных налогов[32].

Становление налоговой  системы  РФ происходило в начале 1992 года в условиях политической борьбы России за суверенитет и независимость.

В свое время  в России всего насчитывалось  до 300 налогов и разных видов сборов[33].

Общие положения  налоговой системы РФ отображены в Законе «Про основы налоговой системы в Российской Федерации».

Согласно статье 2 этого Закона под налогом, сбором и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответственного уровня или во внебюджетный фонд, который осуществляют плательщики налогов в порядке и на условиях, определенных законодательными актами[34].

На сегодняшний  день налоговая система Российской Федерации четко закреплена и  отображена в существующем Налоговом Кодексе[35].

По оценке российских экспертов на часть лишь четырех  налогов (на прибыль, на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога) приходится 90% налоговых поступлений в бюджет Федерации и все это требует проведения необходимой налоговой реформы[36].

В налоговой  политике России есть много общих  черт, которые характерны  для  налоговой системы Украины.

Это можно проследить на примере подоходного налога с  граждан, который в России составляет от 6 до  8% общей суммы доходов  бюджета.

В РФ подоходный налог с граждан регулируется Налоговым Кодексом РФ, который действует с 1 января 2001 года.

Налогообложение доходов физических лиц в Украине регулируется Декретом Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года №13-92 «Про подоходный налог с граждан»[37].

В определении  резидента разница незначительная.

В Украине резидентов является физическое лицо, которые  проживает в стране не менее 183 дней в календарном году; в РФ – лицо, которое фактически в этой стране не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения  как в Украине, так и в России у резидентов есть совокупный налогооблогаемый доход за календарный год, который складывается из месячных совокупных налогообложенных доходов, полученный из разных источников как на территории государства – резиденции, так и за ее пределами, а у нерезидентов – доход, полученный из источников в этой стране.

Система налогообложения как в России, так и в Украине требует дальнейшего ее усовершенствования, основные направления состоят в :

Информация о работе Возникновение и развитие налоговой системы в Украине