Возникновение и развитие налоговой системы в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Налоговая система Украины достаточно молодая система в масштабе государства. После распада Советского Союза она претерпевала большое количество изменений, реформирований и обновлений. Налоги играют ключевую роль экономике любого государства, это главная составляющая бюджета и от налогов зависит в целом состояние и степень развитости государства. Изучение налоговой системы поможет глубже вникнуть в структуру экономики, как действует, насколько развита налоговая система государства и поможет понять истинную важность этой системы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

На протяжении 1994-1995 годов в налоговой службе на законодательном уровне никаких изменений не было . Это был период накопления стажа работы. Через увеличение количества приватных структур, увеличение объемов финансовых оборотов налоговые органы пытались усовершенствовать свою структуру и методы роботы.

Однако поверхностные,  необдуманные действия в роботе налоговых органов не давали ощущаемых  результатов . У страны началось значительное увеличение роста задолженности платежей в бюджет, не контролируемый  вывоз капитала за границу, создание теневого сектора экономики. При таких условиях налоговая служба уже не могла в полной мерой выполнять функции, возложенные  на нее государством. Коренное  реформирование налоговой системы для нашего государства было крайне необходимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

 

Новый качественный этап в развитии налоговой  системы  произошел в 1996-1999 годах. Про это свидетельствует Указ Президента Украины от 31 июля 1996 №621/96 «Про мероприятия реформирования налоговой политики»[15].

В соответствии с указом Президента Украины 22 августа 1996 года №760/96 «Про создание государственной налоговой администрации Украины и городских государственных налоговых администраций» на базе главной  государственной налоговой инспекции  Украины , государственных  налоговых инспекций  в автономной республике Крым , областях, районах, городах и районов городов, которые ликвидировались , были созданы государственная налоговая администрация Украины и соответственно государственные  налоговые администрации  в автономной республике Крым, областях, районах, городах и районов городов.[16]

Считается, что  с этого момента государственная  налоговая служба Украины  получила статус независимой.

Для создания сильной  и мобильной структуры  этим же указом Государственной налоговой администрации Украины были подчинены подразделения  Министерства внутренних дел Украины   по борьбе с криминальным сокрытием доходов от  налогообложения[16]. Кроме этого, был создан специальный правоохранительный орган - сначала налоговая полиция, позднее переименованная  в налоговую милицию, которая с самого начала своего существования , тесно взаимодействуя с многими структурными подразделениями  ГНА , подтверждала не только  целесообразность ее создания, но и необходимость дальнейшего развития.

Государственная налоговая администрация Украины в зависимости от количества плательщиков налогов и других городских условий может создавать межрайонные  объединенные государственные налоговые инспекции и соответствующие подразделения налоговой милиции в их составе.

В соответствии с указом президента Украины от 30 октября 1996 г. №103/96 «Вопросы городских налоговых администраций» в настоящее время  было определено организационную и структурную форму современной налоговой службы Украины[17].

На базе главной  государственной налоговой инспекции , которая ликвидировалась, была создана  Государственная налоговая администрация Украины.

Налоговую службу было выведено из состава Министерства финансов. Государственной налоговой администрации Украины был присвоен статус центрального органа исполнительной власти  с подчинением непосредственно Кабинету Министров.

На базе ликвидированных  государственных налоговых инспекций  в Автономной Республике Крым , областях , г.Киев , Севастополь, районах и городах на правах районных были созданы соответствующие государственные налоговые администрации.

Было введено  должность главы Государственной налоговой администрации Украины, которая соответствовала должности  министра.

Согласно с частью 2  статьи 4 с изменениями, внесенными в соответствии с Указом Президента Украины №25 от 15  января 1997 года глава ГНА в Автономной Республике Крым, областях , городах Киеве, Севастополе на должность  назначаются и увольняются с должности Президентом Украины[16].

Кроме этого, было принято решение о  создании в составе Государственной налоговой администрации Украины Главного управления налоговой полиции[5].

Законом Украины от 5 февраля 1998 года « О внесении изменений в закон Украины  « Про государственную налоговую службу в Украине» немного изменены названия низших  уровней налоговых органов. Так, государственные налоговые администрации в районах, городах (кроме города Киева и Севастополя), районах в городах были переименованы на инспекции.

Соответственно статье 1 Закона Украины от 5 февраля 1998 года  «О внесении изменений в Закон Украины « Про государственную налоговую службу в Украине» Государственная налоговая служба является системой органов,  в состав которой входят : Государственная налоговая администрация Украины, Государственные налоговые администрации  в Автономной Республике Крым , областях, городах Киев и Севастополь, государственные налоговые инспекции в районах , городах( кроме Киева и Севастополя) ; районах в городах.

В зависимости от количества плательщиков налогов и других местных условий, ГНА Украины может создавать межрайонные (два и более районов), объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции[18].

Этим законом  налоговую полицию было переименовано  в налоговую милицию. Таким образом, в состав органов государственной налоговой службы законодательно было закреплено деятельность специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями – налоговую милицию, на которую возлагался контроль за  соблюдением налогового законодательства и исполнением оперативно - поисковых и криминально-процессуальных функций.

 
              Основные задачи налоговой милиции состояли в:

- предотвращении преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытии, расследовании в дела про административные правонарушения;

- поиск плательщиков , которые уклоняются от уплаты налогов, других платежей;

- предотвращении коррупции в органах государственной налоговой службы и выявлении ее фактов;

- обеспечении безопасности деятельности работников  органов государственной налоговой службы , защита ее от противоправных посягательств , связанных с исполнением служебных обязательств[18].

В соответствии с  возложенными  на нее задачами , налоговая милиция уполномочена такими  распоряжениями :

- принимает и регистрирует заявления, сообщения и другую информацию о преступлениях и правонарушениях , относящихся к ее компетенции , выполняет в установленном порядке их проверку и принимает  относительно них предусмотренные законом решения;

- выполняет в соответствии с законом оперативно- поисковую деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводит  дознание и досудебное следствие в рамках своей компетентности , применяет меры по возмещению причиненных государству ущербов;

- выявляет причины и условия, которые содействовали исполнению преступления  и других правонарушений в сфере налогообложения ,использует меры по их устранению;

- обеспечивает безопасность  работников  органов государственной налоговой службы , и их защиту от противоправных посягательств, связанных с исполнением ими должностных обязательств;

- предотвращает  коррупцию и другие служебные  нарушения среди работников государственной налоговой службы;

- собирает, анализирует , обобщает информацию относительно нарушений налогового законодательства , прогнозирует тенденции развития негативных процессов криминального характера , связанных с налогообложением[18].

Произошло  расширение функций подразделений налоговой службы,  которые  заключались в законодательном  увеличении задач ГНС, к которым относились:

- осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью взимания , полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов, других обязанных платежей, установленных законодательством.

- принятие решений относительно наложения финансовых санкций и административных штрафов на нарушителей налогового законодательства  и обеспечения их взимания , защита интересов государства в судебных органах по делам, которые касаются выплаты налогов , сборов и других обязательных платежей;

- принятие нормативных и методических документов по вопросам налогообложения , бухгалтерского учета и отчетности на исполнение  соответственных  законодательных актов.

 В процессе  реформирования налоговой службы одним из основных заданий было создание,  введение и пополнение реестра физических лиц – плательщиков налогов.

С 1998 года функции налоговой службы были расширены и качественно упорядоченны.

Были детализированы права налоговых органов , к которых относились такие :

- выполнять на предприятиях , учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и граждан, в том числе граждан- субъектов предпринимательской  деятельности,  проверке денежных  документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем,  которые используются для расчета  за наличность с потребителями и другими документами независимо от способа подачи информации (включая компьютерный) , связанным с начислением  и выплатой налогов , других платежей , наличия свидетельств про государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов ) на ее исполнения;

- получение от должностных лиц и граждан в письменной форме объяснения, справки и  уведомления  по вопросам , которые возникают во время проверок;

- проверять у  должностных лиц  документы во время проведения проверок про налогообложение;

- вызывать должностных лиц, граждан для объяснения относительно источника получения  доходов , начисления и уплаты налогов, других обязательных платежей. А так же проводить проверки о достоверности информации , полученной для внесения в государственный реестр физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей;

- получать бесплатно от предприятий , учреждений, организаций справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности , полученных доходах, затрат предприятия, про текущие (депозитные) счета, информацию, про наличие и оборот средств на этих счетах и другую информацию , связанную с начислением и выплатой налогов;

- обследовать  какие либо производственные, складские торговые и другие помещения предприятий, учреждений  и организаций независимо от форм собственности и жилье граждан , если они используются  как юридический адрес субъекта предпринимательской деятельности , а так же для получения доходов.

- требовать от руководителя и других служебных лиц предприятия  , организаций , а так же  от граждан , деятельность которых проверяется, устранения выявленных нарушений налогового законодательства о предпринимательской деятельности  , контролировать их исполнение, а так же прекращать  действия, которые мешают осуществлению полномочий должностными лицами органов государственной налоговой службы;

- изымать  у предприятий , учреждений и организаций документы , которые свидетельствуют о сокрытии объекты налогообложения, невыплату налогов,  других платежей, и изымать у граждан-субъектов предпринимательской деятельности , которые нарушают порядок   занятия предпринимательской деятельностью, регистрационные свидетельства или специальные разрешения (лицензии, патенты )  с следующей передачей материалов про нарушение органом, который выдали эти документы;

- применять финансовые санкции в порядке и размере,  установленном законодательством.

- взимать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы недоимок , пени и штрафных санкций в порядке, пересмотренным законом.

- применять административные штрафы.

- предоставлять отсрочку и расторжение налоговых обязательств, решать вопросы относительно налогового компромисса, а также принимать решения об описи сумм безнадежного долга в порядке, пересмотренном законодательством.

- в случае выявления злоупотреблений во время осуществления контроля за поступлением валютной выручки , проведением расчетов с потребителями с использованием  товарно-кассовых книг, а так же при соблюдении лимитов наличности в кассах и использовании для расчетов за товары, работы и услуги органы государственной налоговой службы имеют право давать поручения органам Государственной  контрольно-ревизионной службы на проведения ревизий;

- требовать от руководителей, которые проверяются , проведения   инвентаризации  основных фондов , товарно-материальных ценностей , средств  и расчетов.

- при проведении административного ареста опечатывать кассы , кассовые помещения, склады и архивы.

- обращаться в суд с заявлением про отмену государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности[5].

Государственная налоговая служба Украины складывается из 3 частей.

К первой части относятся  районы , городские на правах районных и межрайонных налоговых инспекций.

Ко второй части относятся областные государственные налоговые администрации , на правах областных государственных налоговых администраций города Киева, Севастополя и Автономной республики Крым.

К 3 части относится Государственная налоговая администрация Украины.

Так же налоговую систему Украины можно разделить на 3 уровня –высший, средний и низший.

К высшему уровню относят  Государственную налоговую администрацию и налоговую милицию Украины; к среднему уровню Государственные налоговые администрации в автономной республике Крым , областях, городах Киеве и в Севастополе; к низшему(базовому) уровню относят государственные налоговые инспекции в районах , городах на правах районных и межрайонных государственные налоговые инспекции[19].

Информация о работе Возникновение и развитие налоговой системы в Украине