Виды налогов и способы их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы, в соответствии с заданной темой, является – рассмотрение классификации налогов по отдельным признакам, а так же раскрытие социально-экономической сущности налога.
Указанная цель определила следующие задачи исследования:
1. исследовать понятие и сущность налогов;
2. рассмотреть функции налогов и правовой механизм налога;
3. дать характеристику юридического состава налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………...3ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ
Понятие налога и его признаки……………………………………..5
Функции налогов…………………………………………………….8
Правовой механизм налога………………………………...……...14
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СПОСОБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ
2. 1 Юридический состав налога……………………………...…..18
2.2 Критерии классификации налогов……………………………21
2.3 Новации системы налогов Российской Федерации…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАК ПО ФПГлава 1)).doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Подведём итог: классификация  налогов помогает составить более  полное представление об изучаемом  предмете. Однако следует отметить, что любой критерий носит условный и субъективный характер и в зависимости от целей анализа, по природе своей всегда оказывает комплексное воздействие на экономику.

 

 

25

2.2. НОВАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Каждый новый год  начинается для специалистов в сфере  налогообложения и налогоплательщиков одинаково - с изучения "вечно живого, вечно изменяющегося" налогового законодательства. Ни один год не бывает похож на предыдущий.

Ежегодно в налоговое законодательство вносится достаточно много поправок.

Конечно, самый глобальный закон 2011 года, внесший максимальное количество изменений, - это Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Кроме данного закона еще более двадцати законов внесли изменения в налоговое законодательство [4].

Взыскание недоимки с  физических лиц через суд 
Федеральным законом от 29.11.2010 N 324-ФЗ изменен порядок взыскания задолженности по налогам, штрафам, пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями [5]. Статьей 48 НК РФ по-прежнему предусмотрен судебный порядок взыскания недоимки [2].

Приостановление операций по счетам в банках. До 1 января 2011 года налогоплательщик мог рассчитывать на компенсацию в виде процентов в случае, если налоговая инспекция нарушала срок отмены решения о приостановлении операций по счетам в банке или срок передачи решения в банк.

Теперь бюджету придется отвечать и за неправомерное решение  налоговиков о приостановлении  операций по счетам. Проценты будут  начисляться на сумму, замороженную на счетах, за каждый день с момента  получения банком решения о приостановлении до получения решения об отмене приостановления. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в этот период. Такое

26

дополнение внесено  в п. 9.2 ст. 76 НК РФ [2].

Что касается НДС, несмотря на то что Федеральным законом N 229-ФЗ со 2 сентября 2010 года, в п. 8 ст. 169 НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются правительством Российской Федерации, а также в перечень обязательных реквизитов счета-фактуры введено наименование валюты, все налогоплательщики выставляют счета-фактуры по прежним формам [2].

Значительные изменения  связаны с исчислением НДС  при осуществлении экспортно-импортных операций и внесены Федеральным законом от 27.11.10 N 309-ФЗ. Так, в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ было сказано, что нулевая ставка НДС применяется в отношении работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт. Вокруг этой нормы было много судебных споров [6].

 Касаемо НДФЛ, с 1 января 2011 года вступила в действие ст. 214.3 НК РФ [2], определяющая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, а также внесены отдельные поправки в порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ, дополнен доходами, получаемыми от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций при условии, что на дату их реализации (погашения) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет (п. 17.2 ст. 217 НК РФ) [2].

Учитывая существенное повышение ставок акцизов на бензин, Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ [8], внесено серьезное изменение в п. 1 ст. 361 НК РФ [3]. А именно базовые налоговые ставки по

27

транспортному налогу уменьшены  ровно в два раза. А также  предоставлено право субъектам РФ снизить ставку налога до нуля в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

Земельный налог. Срок уплаты налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу для физических лиц отменены.

С 2011 года отменено представление  налоговых расчетов по авансовым  платежам по земельному налогу. При  этом авансовые платежи по налогу по-прежнему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог на имущество физических лиц. Эти поправки внесены уже не в НК РФ, а в Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Теперь уплата налога должна производиться не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. До последнего времени налог на имущество физических лиц за текущий год уплачивался равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября этого же года [9].

В 2012 году, Налоговый Кодекс Российской Федерации претерпевал  ряд изменений, таких так: уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности (часть первая Налогового кодекса РФ). Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ, Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ. Организации (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Срок ее подачи - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть

28

 по 31 марта включительно (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ). Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ. Реализация племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 5 п. 2 ст. 164 НК РФ), воз племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 5 п. 2, п. 5 ст. 164 НК РФ), жиры специального назначения (кулинарные, кондитерские, хлебопекарные), заменители молочного жира, эквиваленты, улучшители и заменители масла какао, спреды и смеси топленые облагаются НДС по ставке 10 процентов (абз. 7 подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). 

Акцизы (глава 22 НК РФ). Федеральный закон от 29.11.2012 N 203-ФЗ: 1. Увеличены ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и прямогонный бензин (п. 1 ст. 193 НК РФ), топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки или вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, относится к подакцизным товарам (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ). 

Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ). Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ. Субсидии и гранты, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера не облагаются НДФЛ (п. п. 14.1 и 14.2 ст. 217 НК РФ). 

Так же были внесены изменения, касаемо налога на прибыль организаций (глава 25 НК РФ): Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-Ф; государственной пошлины

29

(глава 25.3 НК РФ): Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 и п. 3 ст. 333.23 НК РФ); налога на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ): Федеральный закон от 21.07.2011 N 258-ФЗ, Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2012 N 204-ФЗ; единого сельскохозяйственного налога (глава 26.1 НК РФ): Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ; упрощенной системы налогообложения (глава 26.2 НК РФ): Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ; единого налога на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ): Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ, Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ; патентной системы налогообложения (глава 26.5 НК РФ): Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ; налога на имущество организаций (глава 30 НК РФ): Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ; земельного налога (глава 31 НК РФ): Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ [25].

В 2013 году, в Налоговый  Кодекс Российской Федерации, так же был внесён ряд некоторых изменений.

Вступают в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся исчисления НДС в случае изменения стоимости отгруженных товаров.

Согласно дополнению, внесенному в статью 154 НК РФ, поощрительные выплаты покупателю за объемы приобретенных товаров не изменяют их стоимость, если это прямо не предусмотрено условиями договора. Напомним, что в случае, когда цена договора изменяется, продавцу и покупателю необходимо скорректировать суммы НДС, соответственно уплаченные и принятые ими к вычету.

Кроме того, предусматривается возможность выставления единого корректировочного счета-фактуры на составленные ранее несколько счетов-фактур при изменении стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав).

(Федеральный закон от 05.04.2013 N 39-ФЗ "О внесении изменений в

30

часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения")

С 1 июля 2013 года из перечня кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10% при реализации, исключается продукция, классифицируемая кодом 91 4821 "Смеси топленые сливочно-растительные". (Постановление Правительства РФ от 09.03.2013 N 201 "О внесении изменений в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации")

С 1 июля 2013 года повышаются ставки акцизов на бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов. Возникает обязанность по уплате акциза в отношении печного топлива.

Кроме того, с 1 июля 2013 года возникает обязанность по уплате акциза в отношении топлива печного бытового, вырабатываемого из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия. (Федеральный закон от 29.11.2012 N 203-ФЗ; Приказ ФТС России от 11.02.2013 N 239; информация ФНС России от 12.12.2012; письма ФНС России от 18.02.2013.)

Увеличивается ставка НДПИ при добыче природного газа.

Кроме того, увеличивается коэффициент, корректирующий налоговую ставку для отдельных категорий налогоплательщиков. С 1 июля 2013 года коэффициент увеличен с 0,455 до 0,646.

(Федеральный закон от 29.11.2012 N 204-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Налоговое законодательство применяет ряд изменений, в связи с

31

внешними изменениями  в экономике, но главной прерогативой остаётся сохранение стабильности налоговой системы, которая является важным фактором экономического развития [25].

Подводя итог по главе  в целом, скажем, что в настоящее время законодатель не только принимает ряд изменений, касаемо налоговых правоотношений, но система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но и в финансовой системе в целом.

Посредством деления  на различные виды налоги объединяются в 

отдельные группы, позволяющие  более детально определить их юридическую  сущность. Точное установление вида налога способствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Видовое многообразие налогов  предполагает их классификацию по различным  основаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов  в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в

Информация о работе Виды налогов и способы их классификации