Виды налогов и способы их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы, в соответствии с заданной темой, является – рассмотрение классификации налогов по отдельным признакам, а так же раскрытие социально-экономической сущности налога.
Указанная цель определила следующие задачи исследования:
1. исследовать понятие и сущность налогов;
2. рассмотреть функции налогов и правовой механизм налога;
3. дать характеристику юридического состава налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………...3ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ
Понятие налога и его признаки……………………………………..5
Функции налогов…………………………………………………….8
Правовой механизм налога………………………………...……...14
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СПОСОБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ
2. 1 Юридический состав налога……………………………...…..18
2.2 Критерии классификации налогов……………………………21
2.3 Новации системы налогов Российской Федерации…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАК ПО ФПГлава 1)).doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………...3ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ

    1. Понятие налога и его признаки……………………………………..5
    2. Функции налогов…………………………………………………….8
    3. Правовой механизм налога………………………………...……...14

ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СПОСОБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

           2. 1 Юридический состав налога……………………………...…..18

           2.2 Критерии классификации налогов……………………………21

           2.3 Новации системы налогов Российской Федерации…………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги  стали известны еще  на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми  общественными потребностями.

«В налогах воплощено  экономически выраженное существование государства» - справедливо подчеркивал К. Маркс [10, с. 28]. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что в  современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

Важное  место отводится налогам, как  экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права [11, с. 78].

Объектом исследования данной курсовой работы является система налогов и сборов Российской Федерации. Предметом исследования – классификация налогов.

3

Степень разработанности курсовой составляют такие авторы как Гирев В.Н., Шульгина С. Е., Абрамов К. Н., Жидкова Е. Ю. и др.

Целью данной работы, в соответствии с заданной темой, является – рассмотрение классификации налогов по отдельным признакам, а так же раскрытие  социально-экономической сущности налога.

Указанная цель определила следующие задачи исследования:

1. исследовать понятие и сущность налогов;

2. рассмотреть функции  налогов и правовой механизм налога;

3. дать характеристику юридического состава налога;

4. рассмотреть проблемы связанные с классификацией налогов и ее применением;

5. охарактеризовать новации системы налогов и сборов Российской Федерации

Теоритико-методологическую основу данного исследования составляют Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и иные Федеральные законы, такие как: Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О налогах на имущество физических лиц», справочно-правовая система «Консультант+» и др.

Структура курсовой работы состоит из:

-  введения;

- основной части, состоящей из двух глав ;

- заключения;

- списка использованных источников.

При выполнении работы использованы такие методы исследования, как системный подход и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, анализ, синтез, экспертных оценок.

4

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ

1.1. ПОНЯТИЕ НАЛОГА И ЕГО ПРИЗНАКИ.

 

Налоги появились  с государством и использовались им на основной источник средств, для содержания органов государственной власти и материального обеспечения последними своих функций. С тех пор в мире много изменилось. Новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение налогов как источник средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной [13, 89].

Ни одно государство не может  нормально существовать без взимания налогов; в свою  очередь налоги – это один из признаков государства.

Налог является основной системообразующей  категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его  содержания зависят определение  предмета  налогового права, конструирование его общей и особенной частей, деление на институты.

В новейшем российском налоговом законодательстве налог всегда имел определение, однако содержание, научная обоснованность и практичная применимость его были различными. Так, например, Закон РФ от 27.12.1993г. 1218-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не ограничивал налог от иных платежей доходной части бюджета. Устанавливая, что «под налогом, пошлиной и другим платежей понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во  внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях. Определяемых законодательными актами» (ст.2) [3].

В настоящее время налог имеет  законодательно установленное содержание. Основанное на имеющихся достижениях  правовой науки и практики и  в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

5

Согласно ст. 8 НК под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемой с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих или на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государство и (или) муниципальных образований [2].

Из данного определения выводятся  следующие основные признаки налога:

Обязательность –  что означает, юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без  заключения договора с налогоплательщиками, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции Российской Федерации установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, следовательно алогоплательщик не имеет право отказаться от выполнения налоговой обязанности [1].

Характерным элементам  признака обязательности выступает добровольная уплата налога.

Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм [12, с. 47].

Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за  перечисленные обязательные платежи. Поэтому, выполнение налогоплатильщиком обязанности по уплате налогов не порождает  государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных

6

благ совершенно  в его пользу действий.

Однако, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ  к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан.

Налог характеризуется  индивидуальностью, что означает возникновение  налогового обязательства у конкретно  определенного физического лица или организации. Действующее налоговое законодательство не допускает возможности привода долга по налоговым платежам. Уплату налогов третьими лицами и т.д. Налогоплательщик обязан только сам лично уплатить  причитающимся с него налоги и, как следствие. Только он лично может быть привлечен к налоговой ответственности.

Таким образом, для налогоплательщика  уплата налога является индивидуальной юридической обязанностью, а для  государства взимание налогов порождает  не правовые, политико-социальные обязательства в целом перед обществом.

Денежный характер налога характеризуется те, что налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговых платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме в валюте РФ (в исключительных случаях в иностранной валюте) [14, c. 120].

Публичное предназначение налога, заключается в том, что после отчуждения налогоплательщиком при читающихся обязательных платежей они переходят  в собственность государство и поступают  в бюджеты соответствующего территориального уровня или внебюджетного фонда.

7

Поскольку бюджеты являются общим фондами денежных средств, то зачисленные в них налоги утрачивают персонально-целевую идентификацию и приобретают безвозмездный характер. Посредством распределения или внебюджетных средств государство осуществляет финансирование своих функций, в том числе и общественно значимых мероприятий.

Таким образом, под налогом  понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций. Налог имеет ряд своих признаков.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

 

 

1.2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

 

Экономическая сущность налога проявляется через его  функции. Каждая из выполняемых налогом  функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической  категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.

Различают следующие  функции налогов:

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную;
  • контрольную.

8

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Следует отметить, что  во многих развитых странах налоговое  бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные  и субъективные ограничения. При  недостаточности налоговых поступлений  и невозможности сокращения государственных  расходов приходится прибегать к  поиску других форм доходов. Прежде всего  это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга [15, c. 97].

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой

пирамиды, а значит, финансового краха.

Информация о работе Виды налогов и способы их классификации