Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.

Содержание

Введение 3

1. Понятие налоговых проверок и их виды 5

2. Порядок проведения налоговых проверок 16
3. Оформление результатов выездной налоговой проверки. 23

4. Проблемы при организации налоговых проверок в РФ. 26

5. Пути совершенствования налогового контроля. 33

6. Показатели, характеризующие эффективность проведения налоговых проверок. 39

Заключение 43

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

-налогоплательщики, допустившие  убытки от финансово-хозяйственной  деятельности на протяжении ряда  отчетных периодов. С целью определения  существования скрытых источников  средств проводится сравнительный  анализ финансовых результатов  деятельности аналогичных организаций;

-налогоплательщики, у которых  выявлены нарушения налогового  законодательства по результатам  предыдущей проверки, повлекшей  начисления финансовых санкций;

-плательщики, пользующиеся налоговыми  льготами по бюджетам различных  уровней;

-предприятия представляющие нулевой баланс;

-налогоплательщики, уклоняющиеся  от представления отчетности;

-налогоплательщики, имеющие более  трех расчетных, текущих и других  счетов, а также валютные счета;

-предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую  деятельность по поступившим  сведениям таможенных органов  об экспортно-импортных операциях,  а также банков по средствам,  осуществленным по предоплате  и 

34

 

не возвращенным в течение 180 дней в случае непоставки импортных товаров;

-организации, предложенные к  проверке структурными подразделениями 

инспекции при наличии фактов, вызывающих подозрение в отношении достоверности  бухгалтерской отчетов и налоговых  расчетов, а также предприятия, допускающие  нарушения законодательства применения контрольно-кассовых машин при осуществлении  денежных расчетов с населением, порядка  ведения кассовых операций и условий  работы с денежной наличностью;

-предприятия, на которые поступила  информация от правоохранительных  органов, от Госкомимущества,  Госкомзема, Комитета по природным ресурсам, а также от других налоговых инспекций по результатам контрольной работы.

В настоящее время в МНС РФ продолжается работа по дальнейшему  совершенствованию процедуры отбора и разрабатывается единое программное  обеспечение, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для такого рода предприятий пределов, оценить  реальный предел обязательств налогоплательщика.

Однако в настоящее момент имеется  достаточное количество примеров, когда  в ряде налоговых органов используются самостоятельно разработанные автоматизированные системы отбора, применение которых  даже на имеющейся далеко не самой  совершенной технической базе приносит весьма ощутимые результаты.

Процесс автоматизации указанного анализа имеет большую актуальность прежде всего в отношении малых предприятий, когда ограниченное число

35

работников налогового органа, проводящих камеральную налоговую проверку значительного числа малых предприятий, должны не только качественно провести в установленные сроки данную проверку, но и отобрать для выездной налоговой проверки именно те малые  предприятия,

проверка которых могла бы принести максимальные доначисления в бюджет при минимальных затратах рабочего времени.

Первоочередной задачей налоговой  инспекции является постоянное совершенствование  форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно  с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений  от таких проверок.

Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в  течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций  является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно  увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой  инспекции на территорию другой инспекции.

Как показывает анализ практики контрольной  работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое  распространение факты уклонения  налогоплательщиков от уплаты налогов  посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера  налогооблагаемой

36

базы. Особая сложность работы с  данной категорией плательщиков связана  с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой  инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

В данном случае можно было бы использовать, широко распространенные в развитых странах, так называемые, косвенные  методы исчисления налогооблагаемой базы. Наиболее распространенными из них являются следующие:

Метод общего сопоставления имущества:

Методика исчисления налогооблагаемого  дохода данным методом подразделяется на две части:

1) учет изменения имущественного  положения за отчетный период;

2) учет произведенного и личного  потребления за отчетный период.

Сумма имущественного прироста, с  одной стороны, и производственного  и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании  прироста имущества неизвестного происхождения  делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов  за отчетный период.

 

37

Метод, основанный на анализе производственных запасов:

Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного  в отчетности объекта продаж с  затратами на производство.

Основной задачей совершенствования  форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без  улучшения работы с кадрами.

Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых  инспекторов, осуществляющих контрольные  проверки. Сущность такой оценки, состоит  в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации  на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору засчитывается  определенное количество баллов. При  этом за отчетный период каждый налоговый  инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить  основанием для вывода о его служебном  соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой  для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в  части наиболее оптимального распределения  нагрузки между отдельными инспекторами.

Но в конце надо отметить, что  никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет  постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

 

 

 

 

 

 

38

6. Показатели, характеризующие  эффективность проведения налоговых  проверок.

 

Налоговый контроль направлен  на обеспечения своевременности  и полноты поступления налоговых  доходов в бюджетную систему  государства. Таким образом, налоговый  контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы.

На макроэкономическом уровне выделяется следующий ряд налоговых  индикаторов (качественных показателей), характеризующих контрольно-проверочную  деятельность налоговых органов.

Таблица 1

Налоговые индикаторы, характеризующие  контрольно-проверочную деятельность налоговых органов

Наименование индикатора

Формула расчета индикатора

  1. Обобщающий показатель эффективности контрольной работы налоговых органов

Эф. Общ =

(Нв+Нк+Пв+Пк+Шв+Шк)/Нн,

Где Н, П, Ш – дополнительно начисленные в бюджет  (в результате  контрольной работы  налоговых органов)  налоги,  пеня,  штрафы,  а индексы «в» и «к» обозначают  вид проверки  –«выездная» и «камеральная»   соответственно;  

НН -  начисленные налоги                                       согласно поданным декларациям налогоплательщиков

  1. Коэффициент начисления пеней

Кнп=Пк/Нн,

где Пк – начисленная пеня

  1. Коэффициент выявления ошибок при заполнении налоговой декларации

Конд=Нк/Нн

  1. Коэффициент сокрытия налогов

Ксн=Нв/Нн

  1. Коэффициент применения санкций за нарушение налогового законодательства

Кш=(Шк+Шв)/(Нк+Нв)

  1. Коэффициент арбитражности

Кар=Нар/Нпр

Нар - сумма недоимки, пени, установленной в арбитражном  суде

Нпр - сумма недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по акту проверки

  1. Коэффициент эффективности налоговых проверок

Кэф=НПнар/НПобщ, где НПнар – доля налоговых проверок, выявивших нарушения, НПобщ – общее количество налоговых проверок.


39

 

Коэффициент начисления пеней  характеризует, насколько своевременно налогоплательщики перечисляют  обязательные платежи в бюджет. Коэффициент выявления ошибок при заполнении налоговой декларации характеризует усилия налоговых органов по выявлению допущенных налогоплательщиками ошибок при заполнении налоговых деклараций. Значение коэффициента сокрытия налогов можно характеризовать как усилия налоговых органов по выявлению заниженных (неучтенных) объектов налогообложения. Значение коэффициента  применения санкций за нарушение налогового законодательства характеризует степень (уровень) привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

При расчете коэффициента арбитражности результативность подразумевает равенство данного показателя единице, однако на практике, данный коэффициент обычно меньше 1.

При расчете коэффициента эффективности налоговых проверок целесообразно рассчитывать эффективность  выездных налоговых проверок (далее  – ВНП), которые характеризуют  степень совершенства системы отбора налогоплательщиков для ВНП.  Также следует учесть тот факт, что эффективность камеральных налоговых проверок всегда будет оставаться на низком уровне в силу своей специфики.

Приведу пример на основе данных показателей, эффективности контрольной работы Межрайонной ИФНС № 1 по Свердловской области   за 2009-2011 гг.

Таблица 2

Анализ эффективности  контрольной работы Межрайонной  ИФНС России № 1 по Свердловской области

 

 

 

40

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонения 2011 г. от 2009 г.

  1. Обобщающий показатель эффективности контрольной работы налоговых органов

3,82%

9,36%

8,37%

4,55%

  1. Коэффициент начисления пеней

0,56%

1,32%

0,98%

0,43%

  1. Коэффициент выявления ошибок при заполнении налоговой декларации

0,39%

1,35%

0,74%

0,35%

  1. Коэффициент сокрытия налогов

1,03%

3,52%

3,69%

2,66%

  1. Коэффициент применения санкций за нарушение налогового законодательства

17,62%

15,59%

20,30%

2,68%

  1. Коэффициент арбитражности

91,60%

78,03%

49,62%

-41,98%

  1. Коэффициент эффективности налоговых проверок

52,70%

47,69%

50,22%

-2,48 %

Информация о работе Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ