Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.

Содержание

Введение 3

1. Понятие налоговых проверок и их виды 5

2. Порядок проведения налоговых проверок 16
3. Оформление результатов выездной налоговой проверки. 23

4. Проблемы при организации налоговых проверок в РФ. 26

5. Пути совершенствования налогового контроля. 33

6. Показатели, характеризующие эффективность проведения налоговых проверок. 39

Заключение 43

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

Тематическая  проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной  проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения  законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным  актом, либо отражаются в акте комплексной  проверки. Если возникает необходимость  в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового

9

законодательства по определенному  направлению или финансово-хозяйственным  операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и  по любым иным финансово-хозяйственным  операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или  тематической проверке и оформляются  либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как  самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

 По способу  организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Плановая проверка – проверка с предварительным уведомлением налогоплательщика.

Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при  проведении обычных проверок. Внезапные  проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения контрольно - кассовой машиной, в большинстве  случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает  также возможность проведения 

Контрольная проверка - это также не основная, а зависимая проверка.

По своей сути это выездная.

Цель контрольной проверки - установить факт некачественного  проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых 

10

органов. Контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим  налоговым органом в порядке  контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и  на проверяемых работниках налоговых  органов. Так, если будут установлены  факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к  нему будут применены соответствующие  санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Повторная выездная налоговая  проверка может проводиться:

- вышестоящим налоговым  органом - в порядке контроля  за деятельностью налогового  органа, проводившего проверку;

- налоговым органом, ранее  проводившим проверку, на основании  решения его руководителя (заместителя  руководителя) - в случае представления  налогоплательщиком уточненной  налоговой декларации, в которой  указана сумма налога в размере,  меньшем ранее заявленного. В  рамках этой повторной выездной  налоговой проверки проверяется  период, за который представлена  уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной  выездной налоговой проверки выявлен  факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику  не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление  факта налогового правонарушения при  проведении первоначальной налоговой  проверки явилось результатом сговора  между налогоплательщиком и должностным  лицом налогового органа.

  11

По объему проверяемых  документов проверки делятся на:

Сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

Выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего  проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может  перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке  нарушений, которые могут быть присущи  всему массиву документации организации.

Участники налоговых проверок - это лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ наделены полномочиями либо имеют права и  обязанности при совершении действий в ходе осуществления налоговой  проверки.

По функциональному критерию участников налоговой проверки можно  подразделить на следующие группы:

- Субъекты, осуществляющие налоговую проверку, - уполномоченные органы: налоговые органы;

- Субъекты, деятельность  которых проверяется в ходе  налоговой проверки: налогоплательщики,  налоговые агенты, плательщики сборов, банки;

- Субъекты, которые могут  быть привлечены к участию  в налоговой проверке: эксперты, переводчики, специалисты, свидетели,  понятые.

В качестве объекта налоговой  проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему  учету и совершению операций с  объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых  льгот и т.д.

А в качестве предмета налоговой  проверки выступают документальные, вещественные (предметы) и цифровые носители

12

информации о совершенных  налогоплательщиком операциях т.е. договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации и т.д.

Наиболее значимыми предметами налоговой проверки являются документы  бухгалтерского учеты и налоговые  декларации, которые должны быть оформлены  в соответствии с требованиями, устанавливаемыми для соответствующего вида документов нормативными актами.

Документы бухгалтерского учета - это носители информации в письменном виде, имеющие установленные реквизиты, фиксирующие наличие материальных ценностей и совершаемые хозяйственные  операции с имуществом и денежными  средствами. Требования к оформлению бухгалтерской документации и регистрам  бухгалтерского учета устанавливаются  положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, и рядом других нормативных  актов.

Так, первичные учетные  документы (накладные акты приема-передачи и др.), посредством которых должны оформляться все хозяйственные  операции организации, принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации, и имеют обязательные реквизиты. Обязательными реквизитами первичного учетного документа должно быть, например, наименование и дата составления  документа; содержание хозяйственной  операции; наименование должностей и  личные подписи лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции, и т.д.

Первичный учетный документ (накладная, счет и т.д.) должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после ее окончания, поскольку предназначение первичного учетного документа состоит в  том, чтобы впервые документально  оформить совершенную хозяйственную  операцию.

13

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки  для отражения в бухгалтерском  учете, а также достоверность  содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие  эти документы.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные  документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

На основе проверки бухгалтерских  документов проводится контроль правильности совершенных операций, устанавливаются  факты совершения налоговых правонарушений, их причины. При исследовании документов используются различные приемы и  способы проверки, например формальная, логическая и арифметическая поверка  документов; сплошная и выборочная проверка первичных документов (в  зависимости от степени охвата документов); приемы фактического контроля: пересчет денежных средств, визуальное наблюдение, учет реальных материальных ценностей, сопоставление документов и т.д. При этом отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика является грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и влечет ответственность. Кроме того, бухгалтерские документы являются письменными доказательствами при рассмотрении судебных споров и должны удовлетворять требованиям, установленным для судебных доказательств.

14

При проведении налоговых  проверок можно выделить следующие  этапы:

1) Подготовка к проведению  налоговой проверки, включающая  изучение дела налогоплательщика,  т.е. документов, имеющихся у налоговых  органов 

2) Проведение налоговой  проверки;

3) Оформление результатов  налоговой проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

2. Порядок проведения  налоговых проверок

 

Налоговые органы проводят камеральные  и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов. Налоговой проверкой могут  быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных  и выездных налоговых проверок у  налоговых органов возникает  необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с  иными лицами, налоговым органом  могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к  деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный  налоговый период, за исключением  случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или  ликвидацией организации - налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или  вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля за деятельностью  налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и  документов,

16

представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными   лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный  срок.

Информация о работе Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ