Экономическая сущность налогов и организация учета расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение учета и анализа налогов уплачиваемых в бюджет Звериноголовским райпо, выработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи, вытекающие из содержания выпускной квалификационной работы, а именно:
— изучить экономическую сущность налогов;
— исследовать организацию учета расчетов Звериноголовского райпо по налогам и сборам

Содержание

Введение
Глава 1 Экономическая сущность налогов и организация учета расчетов по налогам и сборам
1.1 Экономическая сущность налогов и сборов , их стимулирующее значение в развитии рыночной экономики
1.2 Цель и задачи учета и анализа расчетов организации по налогам и сборам
1.3 Виды налогов и сборов и порядок их учета
1.4 Бухгалтерский и налоговый учет расчетов по налогам и сборам
Глава 2 Технико-экономическая характеристика Звериноголовского райпо
2.1 Краткая экономическая характеристика Звериноголовского райпо
2.2 Налоги ,уплачиваемые Звериноголовским райпо
2.3 Бухгалтерский и налоговый учет в Звериноголовском райпо
2.4 Анализ расчетов с бюджетом по налогам
Глава 3 расчетов Звериноголовского райпо по налогам и сборам
3.1 Анализ структуры и динамики налогов и сборов, уплачиваемых Звериноголовским райпо в бюджет
3.2 Факторный анализ основных видов налогов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

2.2 Налоги ,уплачиваемые Звериноголовским райпо

Главным среди налогов, уплачиваемых Звериноголовским райпо, является налог на прибыль. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической оснащенности. К сожалению система исчисления налога ориентирована в основном на фискальный эффект.

При определении прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг собственного производства принимаются  расходы, которые приходятся на фактически реализованную продукцию, работы и  услуги. Такие расходы рассчитываются на основе данных бухгалтерских счетов с учетом их расчетных корректировок, сделанных по итогам ведения налогового учета. Поскольку расчеты налоговой  базы (прибыли, которая облагается налогом) и суммы налога на прибыль в  налоговой декларации осуществляется с нарастающим итогом за налоговый  период, регистры налогового учета  доходов и расходов необходимо вести  за каждый отчетный месяц с подсчетом  соответственных показателей, как  за месяц, так и с начала года.

В регистрах бухгалтерского учета Звериноголовского райпо прибыль, которая облагается налогом, рассчитывается исходя с суммы прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных средств, других товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль или убыток от реализации перечисленных активов, за исключением основных средств и нематериальных активов, определяются как разность между выручкой, полученной от их реализации, и расходами по производству и реализации этих активов. К расходам, которые принимаются в счет для определения прибыли, подлежащей обложению налогам, добавляются также суммы налогов и сборов, которые выплачиваются с выручки, полученной от реализации продукции, товаров, работ и услуг. Итог от реализации внеоборотных активов определяется как положительная или отрицательная разность между выручкой от их реализации, уменьшенной на сумму налогов и сборов, которые выплачиваются в соответствии с действующим законодательством с полученной выручки и остаточной их стоимостью, а также расходами на их реализации.

Также Звериноголовское райпо уплачивает налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость и акцизы, единый налог на вмененный доход , транспортный налог, земельный налог.

2.3 Бухгалтерский и налоговый  учет в Звериноголовском райпо

В Звериноголовском райпо для бухгалтерского учета налогов и отчислений используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", где обобщается информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с дохода ее персонала.

Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательными и другими нормативными правовыми  актами.

К счету 68 "Расчеты по налогам  и сборам" открыты субсчета:

68-1 "Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции,  работ, услуг";

68-2 "Налоги, уплачиваемые  из выручки от реализации товаров,  продукции, работ, услуг";

68-3 "Налоги, уплачиваемые  из прибыли (дохода)";

68-4 "Налоги на доходы  физических лиц";

68-5 "Прочие налоги, сборы  и отчисления".

Счет 68 "Расчеты по налогам  и сборам" кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к уплате в бюджеты.

Кроме того, по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с дебетом  счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются суммы начисленных налоговых  санкций и пени, подлежащие уплате в бюджет.

По дебету счета 68 "Расчеты  по налогам и сборам" отражаются суммы, фактически перечисленные в  бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные  с кредита счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным  товарам, работам, услугам".

Аналитический учет расчетов по налогам и сборам ведется по каждому виду платежей.

Таблица 2.3.1- Корреспонденция счетов по учету налогов и сборов

№п/п

Наименование налогов, сборов и отчислений

Дебет

Кредит

1

Земельный налог (платежи  за землю) в части налога по вновь  строящимся объектам

08

68

2

Налог на приобретение автомобильных  транспортных средств 

08

68

3

Единый налог для производителей с/х продукции

91,92

68

4

Таможенные пошлины 

08,10,41

68

5

НДС, исчисленный по реализации объектов

91/3(92/3)

68

6

НДС, исчисленный по нормируемым  затратам при их списании сверх установленных  норм и от расходов, неучитываемых при исчислении налога на прибыль

92

68

7

НДС, исчисленный при безвозмездной  передаче объектов (за исключением  передачи объектов в пределах одного юридического лица)

92

68

8

НДС, исчисленный при использовании  объектов на непроизводственные нужды

92

68

9

НДС, исчисленный при недостаче, хищении, порче товаров сверх  норм естественной убыли

94

68

10

НДС, исчисленный при недостаче, хищении, порче товаров сверх  норм естественной убыли, при возмещении суммы ущерба материально ответственным  лицом

98(73)

68

11

НДС, исчисленный при принятии на учет по результатам инвентаризации основных средств и нематериальных активов, за исключением приобретенных

18

68

12

Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов (удерживается источником выплат у  юридических лиц)

75

68

13

Часть прибыли, исчисляемая  в бюджет государственными унитарными предприятиями, имущество которых  находится на праве хозяйственного ведения

84

68

14

Санкции и пени по налогам, сборам и отчислениям

99

68,69,76/2


 

2.4 Анализ расчетов с  бюджетом по налогам

Для Звериноголовского райпо можно предложить следующую методику анализа расчетов с бюджетом по налогам. Первоначальным этапом анализа налогообложения организации является изучение и оценка динамики налогов и других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные, так и относительные показатели. Относительными показателями, в частности, являются удельный вес (доля) отдельных видов обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или снижения их в динамике. Считаем, что анализ динамики обязательных платежей целесообразно проводить по всем обязательным платежам как в разрезе источников их уплаты, так и по каждому налогу.

Далее в ходе анализа необходимо оценить структуру налогов и  других обязательных платежей в зависимости  от источника их уплаты. Так, выделяют следующие группы налогов: налоги, уплачиваемые из выручки (косвенные налоги); налоги, относимые на расходы по реализации; налоги, уплачиваемые из прибыли.

Важным этапом анализа  является проведение факторного анализа  наиболее значимых видов налогов. Основными  источниками информации при этом являются налоговые декларации (расчеты) по налогам, уплачиваемым исследуемой  организацией, в частности по налогу на добавленную стоимость, налогу на недвижимость и на прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАСЧЕТЫ ЗВЕРИНОГОЛОВСКОГО РАЙПО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

3.1 Анализ структуры и динамики налогов и сборов, уплачиваемых Звериноголовским райпо в бюджет

Анализ структуры и  динамики налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет целесообразно  начинать с анализа состава, структуры  и динамики налогов.

Проанализируем состав, структуру  и динамику налогов, уплачиваемых Звериноголовского  райпо, предварительно составив таблицу 3.1.1.

Таблица 3.1.1- Данные о составе, структуре и динамике налоговых и неналоговых платежей Звериноголовского райпо за 2011-2012 гг.

Виды налогов

            2011г.

              2012г.

Отклонение(+,-)

Темп изменения,%

Сумма, тыс. р.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. р.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. р.

Уд. вес, %

Налог на недвижимость

33

1,838

31

1,542

-2

-0,297

93,94

Налог на прибыль

46

2,563

32

1,591

-14

-0,971

69,57

НДС

1581

88,078

1784

88,712

203

0,634

112,84

Земельный налог

4

0,223

3

0,149

-1

-0,074

75

Экологический налог

2

0,111

3

0,149

1

0,038

150

Подоходный налог с  физ. лиц

39

2,173

52

2,586

13

0,413

133,33

Итого

1705

100

1905

100

200

0,257

634,68


 

Данные таблицы 3.1.1 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в общей сумме уплачиваемых налогов как в 2011, так и в 2012г. занимал налог на добавленную стоимость, причем его сумма в 2012г. значительно увеличилась на 203 млн р. Значительное увеличение суммы подоходного налога с физических лиц на 13 млн р., чрезвычайного налога и отчислений в фонд содействия занятости на 6 млн р. можно объяснить проводимой государством социальной политикой по увеличению средней заработной платы. В целом по исследуемой организации наблюдается рост сумм практически всех уплачиваемых налогов, что может быть связано с увеличением объемов деятельности Звериноголовского райпо, с упразднением государством некоторых льгот применительно к организациям системы потребительской кооперации, а также с инфляцией.

Таблица 3.1.2 - Данные о начисленных и уплаченных налогах Звериноголовского райпо за 2011-2012 гг.

Виды налогов

По расчету

Фактически уплаченные

Отклонение  (+,-)

Темп изменения, %

Налог на недвижимость

33

33

0

100

Налог на прибыль

46

52

6

113,04

НДС

1581

1608

27

101,71

Земельный налог

4

4

0

100

Экологический налог

2

2

0

100

Подоходный налог с  физ. лиц

39

39

0

100

Итого

1705

1738

36

102


 

Данные таблицы 3.1.2 свидетельствуют о том, что в 2011г. по исследуемой организации отклонение между суммой начисленных и фактически уплаченных налогов составило 36 тыс. р. (2,01%). Сумма переплаты наблюдается практически по всем видам налогов. В целом хозяйственной деятельности Звериноголовского райпо можно дать положительную оценку, т.к. в регистрах аналитического учета отсутствуют суммы штрафов, санкций и пеней за несвоевременную уплату налогов, неправильное исчисление налогооблагаемой базы, за сокрытие доходов и других объектов, подлежащих налогообложению.

Таблица 3.1.3- Данные о начисленных и уплаченных налогах Звериноголовского райпо за 2012 г.

Виды налогов

По расчету

Фактически уплаченные

Отклонение  (+,-)

Темп изменения, %

Налог на недвижимость

31

31

0

100

Налог на прибыль

32

29

-3

90,63

НДС

1784

1754

-30

98,32

Земельный налог

3

3

0

100

Экологический налог

3

3

0

100

Подоходный налог с  физ. лиц

52

56

4

107,69

Итого

1904

1876

-29

98,52


 

Данные таблицы 3.1.3 свидетельствует о том, что сумма разницы между начисленными и фактически уплаченными налогами в 2012г. составила 29 тыс. р., т.е. организация уплатила 98,52% начисленных налогов. Суммы недоплаты налогов наблюдается по НДС (-30 млн. руб.), налога на прибыль (-3 млн. руб.). По остальным же видам налогов сумма уплаченных налогов почти соответствует сумме начисленных. Это означает, что Звериноголовское райпо внимательно отслеживает свою задолженность перед бюджетом, и в срок гасит ее, что способствует недопущению штрафных санкций со стороны как налоговой инспекции, так и других контролирующих данный процесс органов.

Таблица 3.1.4-  Структура налогов и других обязательных платежей в зависимости от источника их уплаты Звериноголовского райпо за 2011-2012 гг.

 

 

 

 

 

Показатели

2011г.

2012г.

Отклонение(+,-)

Темп изменения,%

1. Выручка от реализации, продукции, товаров, работ, услуг,  тыс. р.

3627

2738

-889

75,49

2.Налоги, уплачиваемые из  выручки, тыс. р

517

402

-115

77,76

3.Доля косвенных налогов  в выручке (стр. 2/стр. 1*100), %

14,25

14,68

0,43

103

4. Расходы на реализацию, тыс. р.

901

1020

119

113,21

5.Налоги, относимые на  расходы по реализации, тыс. р.

517

402

-115

77,76

6. Доля налогов, относимых  на расходы по реализации, в  общей сумме расходов на реализацию (стр. 5/стр. 4*100),%

57,38

39,41

-17,97

68,68

7. Прибыль отчетного периода,  тыс. р.

40

18

-22

45

8.Налоги, уплачиваемые из  прибыли, тыс. р.

10

23

13

230

9. Доля налогов, уплачиваемых  из прибыли, в общей сумме  прибыли за отчетный период (стр. 8/стр. 7*100), %

25

127,78

102,78

511,11

Информация о работе Экономическая сущность налогов и организация учета расчетов по налогам и сборам