Экономическая сущность налогов и организация учета расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение учета и анализа налогов уплачиваемых в бюджет Звериноголовским райпо, выработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи, вытекающие из содержания выпускной квалификационной работы, а именно:
— изучить экономическую сущность налогов;
— исследовать организацию учета расчетов Звериноголовского райпо по налогам и сборам

Содержание

Введение
Глава 1 Экономическая сущность налогов и организация учета расчетов по налогам и сборам
1.1 Экономическая сущность налогов и сборов , их стимулирующее значение в развитии рыночной экономики
1.2 Цель и задачи учета и анализа расчетов организации по налогам и сборам
1.3 Виды налогов и сборов и порядок их учета
1.4 Бухгалтерский и налоговый учет расчетов по налогам и сборам
Глава 2 Технико-экономическая характеристика Звериноголовского райпо
2.1 Краткая экономическая характеристика Звериноголовского райпо
2.2 Налоги ,уплачиваемые Звериноголовским райпо
2.3 Бухгалтерский и налоговый учет в Звериноголовском райпо
2.4 Анализ расчетов с бюджетом по налогам
Глава 3 расчетов Звериноголовского райпо по налогам и сборам
3.1 Анализ структуры и динамики налогов и сборов, уплачиваемых Звериноголовским райпо в бюджет
3.2 Факторный анализ основных видов налогов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

Налоги как один из важнейших  экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов  общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования – главной задаче налоговой политики.

Эффективность проведения налоговой  политики в значительной мере предопределяется ее соответствием основным теоретическим  принципам налогообложения.

Следует отметить, что в  целом существует несколько основополагающих принципов налогообложения, которые  были изначально сформулированы в классической теории налогов, а затем с некоторыми модификациями получили развитие в  иных концепциях, в частности кейнсианской, монетаристской и других. Речь идет о принципах равномерности, определенности, удобства, дешевизны.

Не вызывает сомнений необходимость  равномерного распределения налоговой  нагрузки на все субъекты хозяйствования, поскольку в противном случае предоставление каких-либо преимуществ  отдельным предприятиям по сравнению  с аналогичными приведет к нарушению конкурентного равновесия.

Что касается принципа определенности, то налоговое законодательство должно быть стабильным, любые его корректировки  ни в коем случае не должны приниматься  задним числом, а о предстоящих  изменениях необходимо широко информировать  налогоплательщиков.

Помимо этого налоговое  законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключающим множество дифференцированных ставок и сложные расчеты.

Принцип дешевизны характеризует  эффективность налоговой системы  для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной  будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов  в бюджет при наименьших затратах по их сбору.

Налоги в структуре  общественных отношений выполняют  ряд чрезвычайно важных и сложных  задач. Принципиально их можно свести к четырем основным функциям: фискальной, стимулирующей, распределительной  и регулирующей.

Фискальная функция выступает  в качестве первоначальной, поскольку  она является причиной возникновения  и существования налогов. Это  основная функция, характерная для  всех государств на различных этапах развития. Эта функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной  политики.

Фискальной функции противоположно стимулирование лучшего и более  эффективного использования имеющихся  ресурсов – труда, капитала, природных  ресурсов. А налогообложение как  сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе стимулирующие начала. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредованно и, случается, проявляется через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер деятельности, а поэтому производство – главный объект налогового стимулирования.

Стимулирующей функции характерно стимулирование социально-экономической  деятельности приоритетных для государства  направлений.

Из сущности налогов вытекает еще одна их функция – распределительная, а точнее перераспределительная, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части – в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства в форме налогов.

Регулирующая функция  налогов состоит в их способности  воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между  объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется  через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер  косвенного воздействия государства  на развитие производства путем изменения  нормы изъятия доходов у предприятий  в бюджет, повышения или понижения  общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую  активность в отдельных сферах предпринимательства  или регионах страны. Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной.

Несмотря на то, что функции  налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и  обособленности. Это проявляется  при рассмотрении различных видов  налогов, например, акцизы на табак  и алкогольные напитки преследуют в основном фискальные цели, а налог  на землю имеет в большей мере стимулирующую цель.

Что касается классификации  налогов, то под ней понимается группировка  налогов по различным признакам.

Классификационные признаки:

1. По объекту обложения:

-имущество

-земля

-капитал

2.По принадлежности к  уровню власти:

-региональные

-местные

3.По полноте права использования  налоговых сумм:

-закрепленные 

-регулируемые

4.От источника уплаты:

-зарплата 

-выручка

-прибыть

5. По способу изъятия:

-прямые

-косвенные и т.д.

Группирование налогов необходимо как для упрощения налоговых  расчетов, составления отчетности с  использованием машинной обработки  данных, так и для проведения научно-практических исследований.

Общепринято начинать классификацию  налогов с подразделения их на прямые и косвенные. В основе деления лежат особенности объектов обложения и характер взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги устанавливаются непосредственно не доход и имущество. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, включаемые в отпускную цену.

В зависимости от распределения  взысканных сумм между бюджетами  различных уровней налоги делятся  на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней  с целью покрытия дефицита.

По степени компетенции  органов власти различных уровней  в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные (республиканские) и местные налоги.

Установление и введение в действие государственных налогов  осуществляется решением высшего представительного  органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный  бюджет. Они могут зачисляться  в бюджеты различных уровней.

Местные налоги могут устанавливаться  как высшим представительным органом, так и соответствующим местным  органом власти, но вводятся они  только решением, принятым на местном  уровне. Эти налоги всегда поступают  в местные бюджеты.

Налоги по порядку их использования  подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя  страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в  регулировании экономики страны. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального  дохода страны. В ходе распределения  и перераспределения ВВП и  НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.

1.2 Цель и задачи учета  и анализа расчетов организации  по налогам и сборам

Основой организации бухгалтерского учета налогов и сборов в конкретном отчетном периоде является Закон  «О бюджете» (разработан Минфином РФ  09.07.1999 г. (ред. от 26.04.2007 г.)).

Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев  финансовой системы, представляет собой  основной финансовый план образования  и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета, прежде всего, состоит в сосредоточении у государства  части доходов общества.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством Российской Федерации.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Налоги являются одним  из важнейших источников государственных  доходов. В общем, объеме доходов  различных стран они составляют до 90%.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что  можно с уверенностью сказать: без  хорошо налаженной, четко действующей  налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика  невозможна.

Субъекты хозяйствования должны вести налоговый учет. Под  налоговым учетом понимается осуществление  плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения  и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем  расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено  налоговым законодательством.

Налоговый учет вводится исключительно  в целях налогообложения и  осуществления налогового контроля и основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных  с налогообложением, применением  соответствующих правил и форм учета.

Для правильного исчисления налогов и сборов и избегания  последствий их неверного исчисления и уплаты учетные работники должны корректировать объекты налогообложения, сформированные в бухгалтерском  учете, с учетом требований налогового законодательства, причем данные корректировки  должны быть соответствующим образом  документально оформлены. Документы  налогового учета должны храниться  наравне с документами бухгалтерского учета, так как их также будут  требовать при проведении проверок контролирующие органы.

1.3 Виды налогов и сборов и порядок их расчета

Налоговая система Российской Федерации строится на сочетании  прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика, косвенные - включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При  прямом налогообложении денежные отношения  возникают между государством и  самим плательщиком, вносящем налог  непосредственно в бюджет; при  косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий  посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Прямые налоги в свою очередь  разделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических  и физических лиц у источника  дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими, а третьи - теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже не однородны; в их состава выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам  товаров) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнее реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается и имущество предприятий, создающее материально - техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

При определении прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг собственного производства принимаются  расходы, которые приходятся на фактически реализованную продукцию, работы и  услуги. Такие расходы рассчитываются на основе данных бухгалтерских счетов с учетом их расчетных корректировок, сделанных по итогам ведения налогового учета. Поскольку расчеты налоговой  базы (прибыли, которая облагается налогом) и суммы налога на прибыль в  налоговой декларации осуществляется с нарастающим итогом за налоговый  период, регистры налогового учета  доходов и расходов необходимо вести  за каждый отчетный месяц с подсчетом  соответственных показателей, как  за месяц, так и с начала года.

Информация о работе Экономическая сущность налогов и организация учета расчетов по налогам и сборам