Характеристика Федеральной налоговой службы России и структура налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:07, лекция

Краткое описание

Начало современной истории налоговых органов Российской Федерации положено постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 № 76 «О государственной налоговой службе». Указанный документ издан в соответствии с постановлением второго Съезда народных депутатов СССР «О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке традиционного пятилетнего плана» и в целях совершенствования системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет.
Основной функцией налоговых органов был определен налоговый контроль, поэтому в составе ГНС РФ создали управление методологии и контрольной работы. Кроме того, возглавил ГНС РФ руководитель в ранге министра, назначаемый Президентом РФ. Руководителю ГНС РФ стали подчиняться все нижестоящие инспекции.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 92.13 Кб (Скачать файл)

 

1.ХАРАКТЕРИСТИКА ФНС РОССИИ  И СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Начало современной истории  налоговых органов Российской Федерации  положено постановлением Совета Министров  СССР от 24.01.1990 № 76 «О государственной  налоговой службе». Указанный документ издан в соответствии с постановлением второго Съезда народных депутатов  СССР «О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и  принципиальных подходах к разработке традиционного пятилетнего плана» и в целях совершенствования  системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет.

Согласно постановлению  в системе Минфина СССР была создана  государственная налоговая служба (ГНС) в составе подчиненных по вертикали:

1. Главой государственной  налоговой инспекции (ГНИ) Минфина  СССР;

2. ГНИ министерств финансов  союзных республик;

3. ГНИ по автономным республикам, краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам, районам в городах.

Финансирование расходов на содержание ГНИ, производилось из республиканских бюджетов союзных  республик.

Итак, на начальном этапе  становления налоговых органов  в структуре Минфина РСФСР  была создана Главная государственная  налоговая инспекция (1991г.). Однако уже  в 1991 году это ведомство Минфина  РФ было преобразовано в Государственную  налоговую службу России (ГНС РФ). Статус ГНС РФ был установлен Положением о Государственной налоговой  службе Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 31.12.1991г. № 340. В  данном документе определялось, что  ГНС РФ входит в систему центральных  органов государственного управления России, подчиняясь Президенту РФ и  Правительству РФ. В соответствии с анализируемым постановлением единая независимая централизованная система органов ГНС РФ состояла из следующих организационных звеньев:

а) центрального республиканского (Российской Федерации) органа государственного управления (ГНС РФ);

б) государственных налоговых  инспекций по республикам в составе  Российской Федерации;

в) государственных налоговых  инспекций по краям, областям и автономным образованиям;

г) государственных налоговых  инспекций по районам, городам (за исключением  городов районного подчинения) и  районам в городах.

Основной функцией налоговых  органов был определен налоговый  контроль, поэтому в составе ГНС  РФ создали управление методологии  и контрольной работы. Кроме того, возглавил ГНС РФ руководитель в  ранге министра, назначаемый Президентом  РФ. Руководителю ГНС РФ стали подчиняться  все нижестоящие инспекции.

Становление и развитие налоговых  органов имело важное значение, поскольку благодаря их деятельности наладилась налоговая система, которая отсутствовала долгое время. В результате чего, особое внимание стало уделяться налоговому контролю, который был признан обеспечить соблюдение налогового законодательства. Но нельзя забывать о том, что налоговая система должна постоянно совершенствоваться, должны вноситься необходимые преобразования для того, чтобы деятельность налоговых органов осуществлялось эффективно и в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п.15 Указа  № 314 МНС (Министерство по налогам и  сборам) было преобразовано в Федеральную  налоговую службу (ФНС) с передачей  функций по принятию нормативно - правовых актов в установленной сфере  деятельности, а также по ведению  разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ, в ведении которого и находится Служба. При этом положения данного Указа, касающиеся МНС, должны были вступить в силу только после соответствующих федеральных законов.

В настоящее время Федеральная  налоговая служба и ее территориальные  органы в установленной сфере  деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам, а также  Федеральной службы России по финансовому  оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации  в процедурах банкротства.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов  и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового  спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и  руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Министерства финансов Российской Федерации, Налоговым Кодексом РФ, а  также настоящим Положением.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными  объединениями и иными организациями.

К территориальным органам  Федеральной налоговой службы относятся:

1. управления ФНС по субъектам Российской Федерации;

2. межрегиональные инспекции ФНС;

3. инспекции ФНС по  районам, районам в городах, городам без районного деления;

4. инспекции ФНС межрайонного  уровня (налоговые органы);

Таким образом, все  перечисленные выше территориальные  органы ФНС РФ составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Единство этой системы  обусловлено общностью задач  и функций, которые осуществляют налоговые органы, а также достижением  общей цели, которой является обеспечение  законности в налоговой сфере.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдение законодательства о налогах  и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему  Российской Федерации налогов и  сборов, а в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и  надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство  о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном  порядке учет организаций и  физических лиц;

4) информировать налогоплательщиков  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и  уплаты налогов и сборов, правах  и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц, а также  предоставлять формы налоговой  отчетности и разъяснять порядок  их заполнения;

5) руководствоваться письменными  разъяснениями Министерства финансов  Российской Федерации по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации о налогах и сборах;

6) соблюдать налоговую  тайну и обеспечивать ее сохранение;

7) направлять налогоплательщику  или налоговому агенту копии  акта налоговой проверки и  решения налогового органа, а  также в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, налоговое уведомление  и требование об уплате налога  и сбора. 

Таким образом, налоговые  органы в процессе своей деятельности выполняют поставленные перед собой  цели и задачи, которые необходимы для эффективной и бесперебойной  работы ФНС РФ. Также на налоговые  органы возложены обязанности, которые  они должны и вправе выполнять. Но также не стоит забывать о том, что при не соблюдении и не выполнении этих обязанностей налоговые органы понесут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но и в финансовой системе в целом.

Так, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 НК РФ).

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Налоги делятся на разнообразные  группы по многим признакам, рассмотрим некоторые:

1.По характеру налогового  изъятия:

  • прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода;
  • косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет;

2. По уровням управления:

  • Федеральные налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

-НДС;

-акцизы;

-НДФЛ;

-страховые взносы;

-налог на прибыль организаций;

-налог на добычу полезных ископаемых;

-водный налог;

-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

-государственная пошлина.

  • Региональные налоги, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся:

-налог на имущество  организаций;

-налог на игорный бизнес;

-транспортный налог.

  • Местные-налоги, обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований:

-земельный налог;

-налог на имущество физических лиц.

3. По субъектам налогообложения

  • налоги с юридических лиц;
  • налоги с физических лиц;

4.По целевому назначению  налога

  • общие вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства;
  • специальные целевые сборы, которые  имеют специальное предназначение;

Прежде чем взимать  тот или иной налог, государство  в лице законодательных или  представительных органов власти в законодательных  актах должно определить элементы налога.

Информация о работе Характеристика Федеральной налоговой службы России и структура налоговой системы