Становление налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 06:48, курсовая работа

Краткое описание

Любой индивид, любая личность ставит перед собой задачи в выживании, к развитию, к прогрессу. Человек пришел к выводу, что решение данной задачи лежит в социальной сплоченности людей. Поэтому в целях выживания общество с древнейших времен стало организовываться в сообщества, племена, которые со временем превратились в города и в государства.
Задачей государства является реализация социальной, экономической, оборонной и иных функций, данные задачи осуществимы лишь за счет финансовых средств выраженных в виде сборов, рент, оброков, которые в настоящее время трансформировались в налоговые поступления.

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)

В соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ в настоящее время в России установлены следующие налоги и сборы.

Федеральные налоги: НДС - налог на добавленную стоимость (глава 21 части второй НК РФ), акцизы (глава 22 части второй НК РФ), налог на доходы физических лиц (глава 23 части второй НК РФ), налог на прибыль (глава 25 части второй НК РФ), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 части второй НК РФ), водный налог (глава 25.2 части второй НК РФ), государственная пошлина (глава 25.3 части второй НК РФ), налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 части второй НК РФ).

Региональные налоги и сборы: транспортный налог (глава 28 части второй НК РФ), налог на игорный бизнес (глава 29 части второй НК РФ), налог на имущество организаций (глава 30 части второй НК РФ).

Местным является земельный налог (глава 31 части второй НК РФ).

Установлено пять специальных налоговых  режимов: система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, глава 26.1 части второй НК РФ), упрощенная система  налогообложения (глава 26.2 части второй НК РФ), система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (глава 26.3 части второй НК РФ), система налогообложения  при выполнений соглашений о разделе  продукций (глава 26.4 части второй НК РФ), патентная система налогообложения (глава 26.5 части второй НК РФ).

Налоги, закрепление за бюджетом определенного  уровня, различаются не тем, в бюджет какого уровня они поступают, а по тому, какой уровень власти устанавливает непосредственно сам налог. Федеральные налоги в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. При этом перечень указанных налогов также установлен Налоговым кодексом. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующими главами Налогового кодекса. Такой же порядок введения в действие местных налогов с той лишь разницей, что они устанавливаются представительными органами местного самоуправления.

Вместе с тем важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно  в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в Российской Федерации осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в Российской Федерации устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Введение в Налоговый кодекс положения, устанавливающего по существу закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение для сохранения единства налоговой системы. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, и значительно повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Таким образом, установленный в  Кодексе перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти.

При формировании налоговой системы  большое значение имеет определение  оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежной способностью граждан. В отличие от прямых, косвенные налоги падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественною состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков. Кроме того, взимание прямых налогов не требует сложной организации контроля производства, сбыта и потребления товаров, как это имеет место при взимании косвенных налогов, и, следовательно, требует меньших затрат. В бюджетном отношении преимущество прямых налогов состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета.

Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения была замышлена исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

В соответствии с классификацией в  зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные,  пропорциональные и кратные минимальному размеру оплаты труда.

Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли. В настоящее время прогрессивное налогообложение применяется фактически в двух случаях. Во-первых, при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества. Начиная с первого года нового тысячелетия, в России установлена практически единая ставка обложения в размере 13%, и только лишь для отдельных видов доходов применяется ставка 35%, а для нерезидентов России со всех полученных на российской территории доходов налог уплачивается по ставке 30%.

Во-вторых, прогрессивные ставки применяются  при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя (лошадиные силы). 

В российской налоговой системе  преимущественно устанавливаются  и применяются пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учета изменений его величины. Такие ставки применяются в отношении НДС, налога на доходы физических лиц, таможенной пошлины. Налогообложение прибыли и имущества юридических лиц также осуществляется на пропорциональной основе.

Разновидностью пропорциональной системы налогообложения является специфическая для российской налоговой  системы форма ставки налога – кратная минимальному размеру оплаты труда. Подобные ставки применяются по двум налогам – на игорный бизнес и по налогу на имущество физических лиц в части обложения движимого имущества.

Одним из направлений развития налогового законодательства о налогах и  сборах является Совершенствование  налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения. В условиях глобализации экономики, концентрации капитала и появления крупных транснациональных корпораций трансфертное ценообразование представляет собой явление, существование которого объективно вызвано такими процессами.

При осуществлении налогового контроля одной из основных задач налоговых  органов является недопущение потерь бюджетной системы Российской Федерации от использования трансфертных цен. Новое законодательное регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием направлено, с одной стороны, на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения, с другой стороны, не должно создавать препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний. Такой контроль предполагается осуществлять преимущественно в отношении налогоплательщиков, признаваемых крупнейшими, а также крупных операций.

Так же важное направление налоговой реформы связано с созданием и введением в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.

Институт консолидированной налоговой  отчетности при исчислении группой  компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций и налогообложение  доходов семьи широко используются в зарубежных странах.

Консолидированной группой налогоплательщиков предусматривается признавать добровольное объединение налогоплательщиков на основе договора в целях консолидации обязанностей по уплате налога на прибыль  организаций. При этом в состав группы включаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской компании на основании критерия в виде минимальной  доли участия. Организации - участники  одной консолидированной группы налогоплательщиков не могут входить  в другие консолидированные группы налогоплательщиков.

В состав консолидированной группы не могут включаться организации, являющиеся резидентами особых экономических  зон, а также организации, применяющие специальные налоговые режимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ.

Действующая ныне налоговая система  России практически введена с 1992 г. Налоговые правоотношения с 01.01.2005г. регулируются Налоговым Кодексом РФ - систематизированным законодательным актом, призванным обеспечить комплексный подход к решению проблем налогового права и являющимся инструментом реализации основных задач в области налоговой политики. По своей структуре и принципам налогообложения современная российская налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень действующих налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике.

Основной проблемой совершенствования  налоговой системы РФ по моему мнению является низкая фискальная и регулирующая роль, слабость и не совершенствование единой информационной базы, допустим в имущественных налогах, между тем преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налоговой базы. Имущественные налоги не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных источников формирования доходов региональных и местных бюджетов.

Также сохраняют актуальность вопросы совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций (их обособленных подразделений), в том числе крупнейших налогоплательщиков. Законодательством предусматривается внести в Налоговый кодекс изменения, направленные на упрощение порядка учета в налоговых органах организаций. Так, например, предлагается обеспечить постановку на учет (снятие с учета) в налоговых органах филиалов и представительств в порядке, аналогичном порядку, применяемому в отношении юридических лиц. Кроме того, представляется целесообразным определить в гражданском законодательстве Российской Федерации и в НК РФ порядок изменения места нахождения указанных обособленных подразделений юридических лиц.

Кроме того, в период 2011 - 2013 годов  правительством предусматривается осуществление следующих мер, в том числе направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и налогового контроля это упорядочение осуществления налоговыми органами контроля исполнения кредитными организациями, иными платежными агентами обязанностей по перечислению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, улучшение качества и обеспечение действенности налогового контроля, в том числе в отношении крупного бизнеса, российских, иностранных организаций - участников транснациональных образований и иностранных граждан, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, урегулирование в НК РФ порядка уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных средств, продолжение последовательного расширения электронного документооборота в налоговой сфере, упорядочение взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков, совершенствование положений НК РФ о зачете, возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и сборов, а также об уточнении налоговых платежей, совершенствование порядка досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и другими участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, совершенствование информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, расширение и повышение результативности взаимодействия российских налоговых органов с налоговыми органами иностранных государств, для целей налогового контроля.

Правительством в совершении налоговой  системы проводится внедрение электронного документооборота счетов-фактур, что приведет интеграции автоматизированных систем управления деятельностью организаций и системы электронного документооборота счетов-фактур. Это послужит мощным стимулом к максимально широкому использованию в электронном виде других документов, на основании которых базируется бухгалтерский, налоговый и финансовый учет.

Данные задачи указывают на основные проблемы совершенствования налоговой  системы. В целях правильного  и действительного восприятия и  понятия налоговой системы считаю необходимым объединить все нормы, регулирующие вопросы налогообложения, в единый и единственный источник налогового права - кодифицированный налоговый  акт. Данный единственный нормативно-правовой документ, будет регулировать все  налоговые вопросы: от взаимоотношений  налоговых органов и налогоплательщиков до порядка расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.

Информация о работе Становление налоговой системы Российской Федерации