Становление налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 06:48, курсовая работа

Краткое описание

Любой индивид, любая личность ставит перед собой задачи в выживании, к развитию, к прогрессу. Человек пришел к выводу, что решение данной задачи лежит в социальной сплоченности людей. Поэтому в целях выживания общество с древнейших времен стало организовываться в сообщества, племена, которые со временем превратились в города и в государства.
Задачей государства является реализация социальной, экономической, оборонной и иных функций, данные задачи осуществимы лишь за счет финансовых средств выраженных в виде сборов, рент, оброков, которые в настоящее время трансформировались в налоговые поступления.

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)

Экономическое содержание налогов  состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений  по изъятию определенной доли национального  дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций  и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

Целью налоговой системы является создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах, создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения  доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая  система налогообложения даёт представление  о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

Таким образом, роль налоговой системы  полностью зависит от функций  выполняемых налогами. Основными  функциями являются фискальная, экономическая, перераспределительная, контрольная, стимулирующая, регулирующая.

Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Осуществление контрольной функции  налогов, её полнота и глубина  в известной мере от налоговой  дисциплины. Суть её в том, чтобы  налогоплательщики (юридические и  физические лица) своевременно и в  полном объёме уплачивали установленные  законодательством налоги, что  закреплено статьей 59 НК РФ.

Распределительная функция налогов  обладает рядом свойств, характеризующих  многогранность её роли в воспроизводственном  процессе. Это, прежде всего то, что  изначально распределительная функция  налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство  посчитала необходимым активно  участвовать в организации хозяйственной  жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через  налоговый механизм. В налоговом  регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».

Экономическая эффективность выражена в том, что налоговая система  не должна мешать развитию предпринимательства  и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

Функциональное предназначение системы  налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным  принципам налогообложения и  исходить сущностного содержания экономических  категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых  форм (видов налогов и условий  управления ими) при разработке налоговой  концепции должен быть сориентирован  на главную цель – равномерное  разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и  территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Принципы построения налоговой системы.

Впервые принципы налогообложения  были сформулированы в XVIII в. великим  шотландским исследователем экономики  и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»: налоги не должны быть чрезмерно обременительны, они должны быть понятны налогоплательщикам, каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему, налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги, государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в  настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих  принципах (часть 1 НК РФ, статья 3) в  данном случае, это.

Принцип всеобщности налогообложения  и принцип равенства прав налогоплательщиков пункт первый указанной статьи: «каждое  лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства  налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая  способность налогоплательщика  к уплате налога».

Следующий принцип нейтральности  налогообложения в отношении  форм экономической деятельности предусмотренный  пунктом вторым указанной статьи: «налоги и сборы не могут иметь  дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала».

Пунктом третьим статьи 3 НК РФ предусмотрен принцип недопустимости создания препятствий  реализации гражданами своих конституционных  прав: «налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».

Принцип единства экономического пространства предусмотрен пунктом четвертым  статьи: «не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство Российской Федерации  и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или  создавать препятствия не запрещенной  законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».

Принципы определённости правил налогообложения  и истолкования всех неясностей в  налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика предусмотрены  пунктами 6, 7 статьи 3 НК РФ.

Таким образом, можно прийти к следующим  выводам: налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов, налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов, эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка современной налоговой системы России.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя установление прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов, установление объектов налогообложения, постановку на налоговый учет и присвоение идентификационного номера, установление налогов и льгот, установление структуры налоговых органов и т.д.

В 90-х годах началась реформа  экономики, первые практические действия реформы выражались в либерализации хозяйственной деятельности и цен (с 1993 года цены на 90% товаров и услуг полностью освобождены от государственного вмешательства). Ускоренными темпами проведена приватизация государственных предприятий, которая не привела к ожидаемому результату. 

После распада Советского союза  разрушались производственно-хозяйственные связи, что привело уменьшению доходов государства, в результате чего исчезла налаженная система финансовых поступлений.

В результате в первые годы рыночных преобразований в России имелся значительный спад производства. Сократились инвестиции, разладилась финансовая система, снизился уровень жизни населения страны.

Так, в 1992 году по сравнению с 1991 годом средняя зарплата выросла 1,3 раза, а индекс потребительских цен вырос в 26 раз. Уже в 1994 году 23% населения страны имели ниже прожиточного уровня. Дефицит бюджеты возрос до 26 %. Увеличился государственный долг России.

Необходимы были кардинальные изменения  в экономике.

В течение истекшего десятилетия в России была проведена масштабная налоговая реформа, которая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. Реформа была направлена на упрощение и изменение структуры налоговой системы, посредством снижения налоговых ставок и изменения правил исчисления и уплаты налогов, путем повышения эффективности процедур налогового администрирования.

В результате указанной политики началось восстановление экономики страны, стал пополнять бюджет, за счет налоговых  поступлений нефтегазовой системы  страны. Повысился уровень жизни  населения, в результате которого основным накопителем бюджета после нефте-газовых доходов стал налог на доходы населения.   

В последние года правительство  России перешло на долгосрочную перспективу (трех летнее планирование) направления  экономического роста.

Основное направление налоговой  политики изложено в бюджетных посланиях  президента России Федеральному посланию так в 2011, 2012. 2013 годах президент  обозначил основные направления  налоговой политики и формирования доходов в бюджетную систему.

Основные направления выражены в следующем: обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы  и модернизация экономики страны. 

Президент указал, что структура  и уровень налогообложения должны свести до минимума негативное и оказывать  только положительное влияние на структурные изменения в экономике  страны, должны формировать оптимальные  условия для развития предпринимательства  и инновациям.

В свою очередь предприниматели  должны осознавать и проявлять высокую  степень ответственности при  исполнении обязанностей по уплате налогов  и сборов. Любое умышленное уклонение  от уплаты налогов и сборов должно восприниматься государством как лишение  общества ресурсов, поэтому такие  действия должны пресекаться и караться.

Необходимо улучшать качество администрирования  налогов в целях пополнения доходной части бюджета страны всех уровней.  Кроме того президент рекомендовал оптимизировать налогообложение для стимулирования инновационной деятельности.

 Таким образом, направление  налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержании уровня налоговой нагрузки, которая не должна создавать препятствия экономическому росту и отвечать потребностям правительства для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций и задач.

Для выполнения указанных задач  правительство выполняет следующие  меры в области налоговой политики:

Совершенствует налогообложение  добычи природных ресурсов. Проводит политику по эффективной системе  налогообложения недвижимости, повышает эффективность налога на прибыль, постепенно повышает ставки акцизов на некоторые  в виды товаров и усовершенствуется  налогообложение операций с ценными  бумагами. Также поставлен курс на сокращение масштабов использования  специальных налоговых режимов в налоговой системе, возникла патентная система налогообложения.

Информация о работе Становление налоговой системы Российской Федерации