Сравнительная характеристика налоговых систем России и Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнения им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и другие. Основной целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени его развития. Главной задачей налоговых органов является формирование доходной части бюджета страны, большая часть которой образуется за счет сбора налоговых платежей. Другими источниками доходов бюджета являются таможенные платежи, доходы государственных предприятий, рентные платежи, доходы от приватизации объектов государственной собственности и т.п.

Содержание

Введение………………………………………………………………… … 5
Глава 1.Налоговая система России 6
1.1.Федеральные налоги и сборы РФ 6
1.2.Региональные налоги 9
1.3.Местные налоги 12
1.4. .Специальные налоговые режимы в России. 14
Глава 2. . Налоговая система Великобритании и ее особенности 19
2.1. Прямые и косвенные налоги Великобритании 19
Глава 3 Сравнительный анализ налоговых систем России и Великобритании
…………………………………………………………………………………….26
3.1.Сходства и различия налоговых систем России и Великобритании
26
3.2 .Анализ налоговых поступлений в бюджет России 32
3.3.Тенденция развития налоговых систем России и Великобритании 33
Заключение 35
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya налоги! - копия.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

Наиболее универсальными и поэтому наиболее важными из них являются личная скидка, право  на которую имеют все налогоплательщики  независимо от источника дохода, и  дополнительная семейная скидка, засчитываемая  при обложении главы семьи. Размеры  личной и семейной скидок автоматически  пересматриваются каждый финансовый год  с учетом роста индекса розничных  цен (в то же время Парламент по предложению правительства имеет  право замораживать размеры скидок в связи с особыми экономическими обстоятельствами). В настоящее время  личная скидка в Великобритании определена в размере 3`445 фунтов стерлингов.

Действуют три ставки подоходного  налога.

Облагаемый  доход (после учета всех льгот)

до 2`500 фунтов стерлингов

20%,

от 2`501 до 23`700 фунтов стерлингов

25%

и свыше 23`700 фунтов стерлингов

40%.


Ставка налога на прибыль составляет 33%. Причем 10 лет назад она была 52%, а в начале 90–х годов – 35%.

При определении облагаемой прибыли из валового дохода вычитаются помимо обычных затрат представительские  расходы, расходы развлекательного характера на сотрудников компании, расходы на юридическую консультацию по вопросам финансов компании, убытки коммерческого и некоммерческого  характера, все затраты на научно–исследовательские работы.

Малому бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки – 25%. Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. фунтов стерлингов в год.

В особую категорию выделены нефтедобывающие компании. Они вносят в бюджет 50% дохода, остающегося после уплаты налога по обычной ставке. Несколькими годами ранее они вносили 75%.

Налог на прирост капитала взимается при реализации определенных видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, национальные сберегательные сертификаты и облигации и др.). Цель этого налога – ограничить размеры и прибыльность спекулятивных сделок. Доходы определяются как разница между рыночной ценой данного имущества и ценой его приобретения. Налог уплачивается по высшей из действующих ставок подоходного налога, если плательщиком выступает физическое лицо, и по основной ставке налога на прибыль корпораций, если плательщик – компания.

Налогом на наследство не облагаются первые 150 тыс. фунтов стерлингов стоимости передаваемого имущества. Затем применяется ставка 40%. Действует система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%.

Важное место занимают взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Эти взносы уплачиваются по одному из четырех классов. К первому (основному) относятся лица наемного труда и их работодатели. Ко второму классу принадлежат так называемые «само занятые» (т.е. лица, не состоящие в отношениях найма). По третьему классу взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть причислены к первым двум классам. Наконец, к четвертому классу относятся лица, уплачивающие взносы по второму классу (само занятые), если их доход превышает определенную сумму. Класс взносов дает право на соответствующие выплаты.

Для лиц наемного труда  и их работодателей размер взносов  дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 фунтов стерлингов в неделю полностью  освобождены от уплаты взносов. Если же заработанный доход превышает  эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 фунтов и 9% с оставшейся части, но не свыше 405 фунтов стерлингов в неделю. Взносы по второму и  третьему классам уплачиваются по твердым  ставкам соответственно в 5,35 и 5,25 фунтов в неделю. По четвертому классу взносы уплачиваются по ставке в 6,3%.

Главное место среди косвенных  налогов принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает по доле в доходах второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны.

Базой обложения НДС выступает  стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров  и услуг (т.е. разница между выручкой и стоимостью закупок у поставщиков). Ставка налога – 17,5%. Не подлежат обложению продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, плата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

Среди косвенных налогов  второе место занимают акцизы. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, горючее, табачные изделия, транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (с литра). Акциз на табачные изделия устанавливается в виде процентной надбавки к цене товара. Ставка акцизных сборов колеблется в пределах от 10 до 30%.

К косвенным налогам относятся  таможенные пошлины, гербовый сбор, налог  с игорного бизнеса, сборы с бегов (конные скачки, собачьи бега).

Из местных налогов  основным является налог на имущество. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества. В это понятие входит земля. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и выплачивающие квартирную плату. Оценка стоимости недвижимого имущества обычно проводится раз в 10 лет. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду. Ставка налогообложения устанавливается муниципалитетом с учетом потребности в финансовых ресурсах, поэтому заметно колеблется по графствам и городам Великобритании.

В апреле 1990 г. в Англии и  Уэльсе (а годом раньше в Шотландии) перешли к взиманию подушного налога, охватывающего практически всех граждан, достигших возраста 18 лет. Он устанавливался в твердой сумме самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их расходов. Однако опыт взимания подушного налога оказался неудачным, и в апреле 1993 г. ему на смену пришел новый муниципальный налог. Он поставлен в зависимость от рыночной стоимости имущества и числа взрослых членов каждой семьи с предоставлением скидок для ряда категорий семей. Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и затем облагается по дифференцированным ставкам налога.

Муниципалитет может устанавливать  и другие налоги на местные нужды. Перечень местных сборов в различных  графствах весьма различен.

Главный правительственный  орган, осуществляющий управление и  регулирование налоговой системы  страны, – Казначейство. Оно отвечает за разработку и осуществление общей  экономической стратегии. Ему подотчетны Управление внутренних доходов и  Управление пошлин и акцизов. Управление внутренних доходов имеет контору  главного налогового инспектора в Лондоне  и сеть из подчиненных ему 700 контор по всей стране. Формально это самостоятельное  правительственное учреждение. Управление пошлин и акцизов ведает всеми  косвенными налогами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сравнительный  анализ налоговых систем России и  Великобритании

      1. Сходства и различия налоговых систем России и Великобритании

Преобладание косвенных  налогов может как положительно, так и отрицательно сказываться  на состоянии экономик стран. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз  экономической конъюнктуры и  поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные  налоги в целом, также следуя за фазами экономического цикла, более устойчивы  к колебаниям конъюнктуры. В фазах  экономического спада объем прибыли  снижается весьма существенно (вплоть до нуля), тогда как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигнет нулевой  отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся  на объемы поступлений косвенных  налогов в доходы бюджетной системы. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки  зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика  с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для  государства эти налоги имеют  еще и потому, что их поступления  в казну прямо не привязаны  к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения  производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Однако такое количество косвенных налогов  неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта  и способствует постоянному росту  цен на потребительские товары и  услуги, что является характерным  для кризисного состояния экономики.

В России и Великобритании подоходным налогом облагаются доходы как резидентов, так и нерезидентов (лиц, пребывающих на территории страны более чем 183 дня). Данным налогом  облагается годовой доход. Также  существуют различные вычеты, уменьшающие  облагаемый доход. В Российской Федерации  и Великобритании земельный налог  относится к местным поимущественным  налогам и взимается по факту  владения или пользования, и не зависит  от результатов хозяйственной деятельности. Налоговая база определяется как  кадастровая стоимость земельных  участков. Налог на имущество физических лиц в России и налог на жилье  во Великобритании также относятся  к местным налогам. Плательщиками  данных налогов, признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого  объектом налогообложения. Ставки этих налогов прогрессивные и устанавливаются  местными органами власти.

Одной из серьезнейших проблем, которую в той или иной степени  приходится решать и в России и  во Великобритании, является уклонение  от уплаты налогов. Обе страны едины  в стремлении осуществлять уголовное  преследование лиц, злостно не исполняющих  свои обязанности по исчислению и  уплате налогов. В качестве основных критериев признания тех или  иных незаконных действий уголовно наказуемыми  рассматриваются их умышленность и  крупный размер неуплаченных налогов.

Принципиальным отличием налоговых систем России и Великобритании является количество уровней. Так, в  России функционирует трехуровневая  налоговая система, а во Великобритании – двухуровневая.  Следует отметить, что во Великобритании в отличие  от России налоговая система достаточно стабильна и ставки налогов не подвержены частым изменениям. В целом, французский НДС представляет собой  более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой  системе скидок и льгот. Во многом эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности. Но есть и отличительные черты: это  освобождение от уплаты НДС предприятий  с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность  французского НДС - это возможность  его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Велибританский подоходный налог представляет собой совершенно отличное от российского налога явление. Значительные различия объясняются  его сущностью, которая заключается  не в привлечении денежных средств  в бюджет в максимальном объеме, а в первую очередь в проведении определенной социальной политики. И  с этой точки зрения он представляет собой достаточно эффективный инструмент. Если говорить о его прямом вкладе в бюджет, он ниже, чем в России. Это объясняется его структурой, учитывающей почти индивидуальные особенности плательщика. Но его  косвенный вклад в увеличение благосостояния страны, возможно, выше. Главной особенностью подоходного  налога во Великобритании является то, что фискальную единицу представляет собой не отдельный гражданин, а  семья.

Транспортный налог в  России относится к региональным налогам, а  во Великобритании транспортный налог относится к государственным  налогам. В России наряду с традиционной системой налогообложения действует  альтернативная система, которая включает в себя три специальных режима. Упрощенная система налогообложения  и сельскохозяйственный налог являются добровольными системами, на которые  организации и индивидуальные предприниматели  без образования юридического лица могут перейти на определенных условиях. Единый налог на вмененный доход  является обязательной системой, на которую  переводят организации, занимающиеся определенными видами деятельности. Во Великобритании отсутствуют альтернативные системы налогообложения.  В России единый социальный налог зачисляется  в государственные внебюджетные фонды, во Великобритании социальные отчисления входят в состав государственного бюджета. В Великобритании  налоговая служба, осуществляющая налоговый контроль, входит в состав Министерства экономики  и финансов. Министр финансов осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью налоговой администрации. Министр финансов определяет структуру  налоговых органов (как центрального, так и местных), а также территориальные  границы их деятельности. В России же Федеральная налоговая служба, осуществляющая налоговый контроль, функционирует наряду с Министерством  финансов и подчиняется Правительству  РФ и Президенту РФ.  Рассмотрим более  подробно различия налоговых систем Великобритании  и России в таблице  №2

Таблица 2 Различия между  налоговыми системами России и Великобритании

 

Россия

Великобритания

1.Тип налоговой системы

трехуровневая

двухуровневая

2. Наличие специальных режимов

  1. упрощенная система;
  2. единый налог на вмененный доход;
  3. сельскохозяйственный

 налог

отсутствуют

3. Действие некоторых налогов

---

 

налог на добычу полезных ископаемых

водный налог

налог на игорный бизнес

налог на профессиональное образование

---

 

---

---

4. Основная ставка НДС 

18%

5,5%

18,6%

5. Ставка налога на прибыль

24%

34%

6. Ставка налога на доходы  физических лиц

плоская шкала

13%

прогрессивная шкала

0 – 58%

7. Ставки социальных отчислений

26% в государственные внебюджетные  фонды

4,5% – 13,5% в государственный бюджет

8. Налоговые органы

Федеральная налоговая служба; управления службы по субъектам РФ; межрегиональные  инспекции службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, инспекции  службы межрайонного уровня налоговая  полиция.

Министерство финансов РФ работает совместно с ФНС России.

Государственная налоговая дирекция; местные налоговые центры. Налоговые  органы входят в состав Министерства экономики и финансов.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем России и Великобритании