Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать сущность и особенности применения упрощенной системы налогообложения.
Исходя из цели перед работой поставлены следующие задачи:
1.Определить сущность специального налогового режима.
2.Рассмотреть понятие упрощенной системы налогообложения.
3.Проанализировать порядок перехода на упрощенную систему налогообложения.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Основные аспекты специальных налоговых режимов и упрощенной системы налогообложения ....................................................................................5
1.1. Сущность специального налогового режима ...............................................5
1.2. Понятие упрощенной системы налогообложения .......................................8
Глава 2. Особенности применения и учета при упрощенной системе налогообложения ..................................................................................................12
2.1. Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения ................12
2.2. Порядок исчисления уплаты налога ............................................................15
2.3. Бухгалтерский и налоговый учет при упрощенной системе налогообложения ..................................................................................................18
Глава 3. Преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения ..................................................................................................27
3.1. Преимущества применения УСН .................................................................27
3.2. Недостатки использования УСН ..................................................................30
Заключение ............................................................................................................34
Список использованной литературы и электронных источников данных .....37
Приложение 1 39
Приложение 2 44

Вложенные файлы: 1 файл

УСН.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Также хотелось бы отметить, что одним еще достоинством является то, что декларация по единому налогу сдается один раз в год, по окончании налогового периода (до 31 марта организации и до 30 апреля индивидуальные предприниматели). Взносы на пенсионное страхование индивидуальные предприниматели передают за себя также 1 раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. А юридические лица подают декларации в соответствующие фонды ежеквартально (с 2010г.), в ПФР и ФФОМС не позднее первого числа  второго месяца, следующего за отчетным, а в ФСС не позднее 15-го числа, следующего за отчетным.

Ставки по взносам в фонды также заметно ниже, чем у тех, кто находится на общем режиме налогообложения. У организаций взносы в ПФР отчисляются по ставке 14%, а в ФСС и ФОМС на 2010г. ставка равна 0%, т.е. ничего не отчисляется, однако с 2011 г. ставки повышены и в общей сумме со всех взносов составили 26% (ПФР+ФСС+ФФОМС+ТФОМС).

 

3.2. Недостатки использования  УСН.

 

Конечно, не смотря на то что достоинств этой системы действительно много, о недостатках не сказать нельзя, т.к. они значительны.

Начать надо с самого главного. Хотя, организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, организации - поставщики не могут принять НДС к вычету. Это значительный минус, и вполне возможно, что организации на УСН потеряют часть своих поставщиков, потому, что не каждый из них согласится понижать стоимость товара на сумму НДС. Конечно, есть вариант, что фирма на УСН выставит счет-фактуру с выделенным НДС, однако это является не совсем законно. Во-первых, налог на добавленную стоимость, указанный в таких счетах-фактурах, организации придется отразить в налоговой декларации за соответствующий налоговый период и перечислить в бюджет. Во-вторых, как финансовое ведомство, так и налоговые органы придерживаются той позиции, что организация-покупатель не имеет права на вычет НДС по счету-фактуре, полученному от поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения. Главным доводом контролирующих органов в этом вопросе является то, что выставление самого счета-фактуры поставщиками, применяющими специальные режимы налогообложения, является неправомерным. Как следствие и право на вычет НДС по такому счету-фактуре также отсутствует. Однако в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2009 г. N ВАС-535/09 указано, что в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ условиями для вычета НДС являются наличие правильно оформленного счета-фактуры и первичных документов, а также принятие приобретенных товаров на учет. Но, несмотря на то что арбитры однозначно высказались по этому вопросу, налогоплательщику, настаивающему на выставлении счета-фактуры его контрагентом на упрощенной системе налогообложения с выделенным НДС, нужно готовиться отстаивать свое мнение в судебных органах.

Ещё одним немаловажным минусом упрощенной системы налогообложения является закрытый список расходов. Когда организация выбирает базу как доходы за вычетом расходов, они могут учесть только те расходы, которые указаны в ст.346.16 НК РФ. Это собственно приводит к тому, что некоторые расходы, прямо не указанные в списке, но произведенные для получения финансового результата, невозможно обосновать законно. Для этого приходится искать похожие расходы в списке и «подгонять» под них эту статью затрат. Например, расходы по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду прямо не поименованы в списке расходов, принимаемых для исчисления налоговой базы, в ст. 346.16 НК РФ, однако согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, являются материальные расходы. Следует напомнить, что материальные расходы в целях исчисления единого налога принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. А поскольку согласно нормам ст. 254 Кодекса к материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы, то платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у налогоплательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в составе материальных расходов, учитываемых при определении налоговой базы, несмотря на то, что указанные платежи признаны платежами неналогового характера. Также в составе материальных расходов могут быть учтены расходы на оплату услуг сторонних организаций по печати газеты и по ее доставке до читателей, осуществляемых на основании договоров оказания услуг.

При применении упрощенной системы налогообложения могут возникнуть сложности с определением доходов, попадающих в налоговую базу. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ в составе доходов, учитываемых для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, но не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Налогового кодекса, в порядке, установленном гл. 23 НК РФ. 
На практике часто возникает вопрос, как квалифицировать средства, поступающие в организацию.

Так, суммы, полученные организацией от Центра занятости населения на финансирование расходов по проведению общественных работ в рамках осуществления мер по поддержке занятости населения, необходимо признавать в составе доходов для целей исчисления единого налога.

Переплату налогов, образовавшуюся в период применения общего режима налогообложения и возмещенную из бюджета в период применения упрощенной системы налогообложения, включать в налогооблагаемую базу не стоит. Такой точки зрения придерживается Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в своем письме от 21 сентября 2009 г. N 03-11-06/3/237. Таким образом, при принятии решения о включении доходов в расчет объекта налогообложения следует руководствоваться положениями ст. 41 Налогового кодекса РФ, в которой изложены принципы определения доходов. То есть, для того чтобы полученные доходы включить в расчет налогооблагаемой базы, при расчете единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, они должны являть собой экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, определяемую в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Упрощенная система налогообложения применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые хотят упростить налоговый учет и сократить объем отчетности по налогам.

Переход на УСН и уход с этой системы на основную схему осуществляется добровольно, путем подачи заявления в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия или ИП. Однако применение УСНО имеет не только плюсы, но и минусы: совсем не обязательно, что налоги при упрощенном режиме обложения станут меньше. Все зависит от того, какие доходы и расходы имеет организация или частный предприниматель, и часто получается так, что платить налог по основной системе бывает выгоднее, хотя и сложнее.

Существует два вида упрощенной схемы: это классическая УСН (объект обложения доходы-расходы ИП) и УСНО на основе патента для индивидуальных предпринимателей, или патентное налогообложение.

При современных условиях рыночной конкуренции организации стремятся сократить свои затраты, в том числе, снизив налоговую нагрузку. Одним из способов минимизации налогов является переход на упрощенную систему налогообложения.

В действительности данный режим налогообложения имеет свои недостатки, которые могут свести на нет все видимые преимущества, и вместо ожидаемого снижения затрат произойдет их повышение. Поэтому переходу на УСН должно предшествовать тщательное изучение деятельности организации, предполагаемых перспектив ее развития, структуры затрат, а также сравнительный анализ использования различных систем налогообложения. Понятно, что при этом недостаточно ограничиться изучением нескольких статей главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, здесь потребуется более глубокие знания различных областей бухгалтерского и налогового законодательства.

Если подходить к данному этапу развития упрощенной системы налогообложения с точки зрения предпринимателя, то он имеет ряд выгод. В настоящее время единый налог в УСН заменяет четыре основных налога, что значительно снижает налоговую нагрузку на организацию, и как следствие – извлечение дополнительной прибыли. При этом предприниматель может сам выбрать объект налогообложения.

Если он не хочет иметь больших трудностей с подтверждением и обоснованием расходов, то он может выбрать УСН с объектом доходы. Причем в данном случае он еще может снизить размер исчисленного налога на сумму перечисленных пенсионных взносов и выданных пособий по временной нетрудоспособности, правда, не более чем на 50%.

Если предприниматель желает максимально уменьшить налоговую базу (то есть производимые расходы сопоставимы с доходами, как, например, в торговых организациях), то ему следует остановиться на объекте доходы минус расходы. Особенно это выгодно тем, для кого региональными законами введены дифференцированные ставки налога.

При УСН предприниматель сдает намного меньше отчетности в налоговые органы. При выборе объекта доходы, предприниматель может вести налоговый учет доходов и расходов только в отношении доходов, и не беспокоится о документах, подтверждающих понесенные расходы.

И последние изменения в законодательстве также значительно расширили круг организаций и индивидуальных предпринимателей, которые могут перейти на УСН.

С точки зрения же государства, а точнее бюджета, то он несет неоправданные потери при действующей системе упрощенного налогообложения. На сегодняшний день существует множество схем, которые позволяют минимизировать налогообложение крупным предприятиям с использованием УСН.

Поэтому реформирование упрощенной системы налогообложения необходимо производить ежегодно, чтобы в конечном итоге выстроить правовую базу, позволяющую в разумной степени поддержать малый бизнес и исключающую возможность использования привилегий малого бизнеса крупными предприятиями.

УСН выгодна небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле). Однако организациям, работающим с поставщиками, у которых большой оборот это невыгодно, т.к. НДС при этом не будет выделен и соответственно не будет принят к вычету. Это повлечет уменьшение стоимости продукции.

Выгода от применения УСН заключается в том, что налогоплательщик освобождается от уплаты налога на прибыль организации (юр. лица), налога на доходы физических лиц (ИП), налога на имущество организации и налога на имущество физических лиц.

Из недостатков можно выделить то, что при использовании УСН организация не имеет права на создание представительств и филиалов, т.е. компания не может фактически развивать свой бизнес в других регионах и должна специализировать только на данной территории.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России – уже реальность, и от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

Список использованной литературы и электронных источников данных

 

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N                                 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012) // Российская газета, 2012.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.05.2012) // Российская газета, 2012.

3. Федеральный закон "О  бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ // Российская газета, 2011.

4. Информационное письмо  Президиума ВАС РФ "О некоторых  вопросах, связанных с применением  положений о расчете сумм налога, подлежащих уплате индивидуальными  предпринимателями, применяющими упрощенную  систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" от 18.12.2007 N 123.

5. Абанин, М.А. Специальные  налоговые режимы как инструмент  налогового планирования / М.А. Абанин // Хозяйство и право. - 2010.- №10. - С. 76-86.

6. Выскваркина, М.В. Упрощенная система налогообложения. Универсальный справочник / М.В. Выскваркина. - М. : Аргумент, 2011. - 455с.

7. Истратова, М.В. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД / М.В. Истратова. - М. : НалогИнформ, 2010. - 265 с.

8. Кошелева, Н.П. Налоговый отчет / Н.П. Кошелева - М. : Статус-Кво, 2010.-145 с.

9. Муравьев, В.А. Теория налогообложения : учебное пособие / В.А. Муравьев, Н.М. Скокова. - М. : Статус-Кво, 2009.-330 с.

10. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в РФ / В.Г. Пансков. -М. : Книжный мир, 2009. - 245 с.

11. Пансков, В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе / В.Г. Пансков // Финансы. - 2009. - №11. - С. 17-25.

12. Парыгина, В.А. Понятие и функции налогообложения / В.А. Парыгина // Современное право. - 2009. - №10. - С. 2-5.

13 Петров, А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Петров, А.В. Толкушин.     -М. : Юрайт-Издат, 2009. - 643 с.

14. Савченко, В.Я. О методике определения налоговой нагрузки / В.Я. Савченко // Финансы. - 2009. -№7. - С. 24-33.

15. Самохвалова, Ю.Н. Об изменениях в Налоговый кодекс РФ в 2010г / Ю.Н. Самохвалова // Все о налогах. - 2009. - №11. - С. 7-15.

16. Симкова, Н.В. Специальные налоговые режимы / Н.В. Симкова. - Ставрополь : СКСИ, 2009. -124сю

Информация о работе Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения