Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3
1. Налоговое администрирование: сущность и формы………………..4
1.1. Цели, задачи, этапы развития налогового администрирования в России……………………………………………………………4
1.2. Функции налогового администрирования………………….…11
1.3. Сходство и различие в административных реформах Запада и России……………………………………………………………12
2. Учет и контроль в деятельности инспекции (на примере ИФНС России №5 по ЧР)…………………………………………………………………16
2.1. Экономическая характеристика……………………….……….16
2.2. Методика учета налоговых платежей………………………….23
2.3. Контроль за деятельностью налогоплательщиков…………….29
3. Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации…………………………………………………………………37
Заключение…………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………...……….

Вложенные файлы: 1 файл

Функции налогового администрирования(курсовая).doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:

1) недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;

2) механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

4) культурные ценности;

5) золото в слитках.

Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется должностными лицами налогового органа путём получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, указанного выше, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.

В том случае, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы составляют акт об обнаруженном несоответствии и в течение месяца направляют физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Физические лица в свою очередь при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны представить в течение 60 дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа.

 

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика(встречная проверка).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика .

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.

По результатам выездной налоговой проверки бухгалтерских, договорных, кассовых и иных документов организации не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. Такой акт имеет статус официального документа, если он подписан проверяющим от налогового органа. Отметим, что акт проверки выражает точку зрения только должностных лиц, проводивших проверку относительно квалификации обстоятельств, выявленных в ходе проверки, применения к организации мер ответственности и взыскания недоимки и пени. Акт налоговой проверки является документом, на основе которого руководитель налоговой инспекции или его заместитель принимают в отношении проверенной организации решения, предусмотренные статьей 101 НК РФ. А именно:

о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Каждый акт проверки регистрируется в налоговом органе. При отсутствии надлежащем образом составленного и врученного акта налоговой проверки не имеется оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Форма и требования к акту, на основании статьи 100 НК РФ, были утверждены Приказом МНС РФ от 31 марта 1999г. N ГБ-3-16/66. Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. В акте выездной налоговой проверки подлежат отражению все выявленные в процессе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки. В акте должны содержаться ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения.

В практике рассмотрения налоговых споров нередки случаи, когда суды отменяют решения налоговых органов, принятых по результатам налоговой проверки, лишь на том основании, что акт проверки не содержит точных ссылок на первичные документы организации.

Акт налоговой проверки не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах. Недопустимо обоснование выводов проверяющих лишь на основе части представленных документов без учета объяснений представителей организации и документов, подтверждающих позицию организации. В акте сотрудники налоговых органов должны сопоставить суммы налогов, фактически уплаченных организацией, и сумм, подлежащих уплате на основании данных проверки, и, как результат, конкретные суммы налогов, недоплаченные в результате каждого выявленного нарушения налогового законодательства. Любое отступление от установленных правил к составлению и оформлению акта позволяет организации ставить вопрос о его недействительности.

К акту налоговой проверки должны быть приложены все постановления и протоколы, связанные с действиями по осуществлению проверки. Это протокол ареста имущества, осмотра территорий, помещений, документов и предметов, протоколы опроса свидетелей, а также другие протоколы, связанные с проведением мероприятий налогового контроля. При этом протоколы должны составляться в строгом соответствии со статьей 99 НК РФ - только тогда они имеют доказательственную силу при производстве по делу о налоговом правонарушении и в судебных органах.

Если в ходе проверки не выявлено никаких нарушений, то в акте должно быть прямо указано на отсутствие таковых нарушений.

Акт налоговой проверки должен быть составлен не менее чем в двух экземплярах со всеми приложениями к нему. Один экземпляр остается в налоговой инспекции, а другой передается представителям проверяемой организации.

Акт, составленный по результатам выездной налоговой проверки, должен быть подписан проверяющими и руководителем организации, в которой проводилась проверка. Отметим, что факт подписания акта проверки, руководителем организации не означает, что он согласен с его содержанием. При отказе от подписания акта налоговой проверки делается соответствующая запись в акте.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации под расписку или передается организации другим способом, обеспечивающим фиксацию даты получения акта. Если акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом, то датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

.

В том случае, если принимается решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, то излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, установленные проведенной проверкой, документы, которые подтверждают данные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. На основании этого решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации

 

        Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от качества управления ею. Налоговое администрирование -  одна из частей управления налоговой системой, включающей в себя контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, контроль реализации и исполнения законодательства налоговыми органами, а также организационное и методическое, аналитическое обеспечение контрольной деятельности [2]. Данное понятие включает в себя качество работы налогового аппарата, которое способно в процессе функционирования как выявлять факты несовершенства налогового законодательства, так и стремиться соблюдать основные  принципы налогообложения.

        На современном этапе развития налоговых отношений в Российской Федерации можно выделить основные направления развития налоговой политики в рамках совершенствования налогового администрирования, в том числе создания эффективной системы налогообложения, которое заключается в обеспечении максимального поступления налогов и сборов при минимальных издержках взимания и налогового контроля.         Немаловажным элементом также является реализация социально-экономических реформ, направленных на решение стратегических задач через налоговый механизм. Особую актуальность данное направление приобрело в  период экономического кризиса, когда возникла угроза снижения экономической активности в результате высоких административных барьеров и жестких санкций в период финансовой неустойчивости. Поэтому Правительство Российской Федерации предприняло ряд мер, способствующих повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

       В течение двух предшествующих лет введены в действие изменения в законодательство о налогах и сборах, предусматривающие реализацию антикризисных мер, в том числе изменения в порядке вступления в силу поправок в НК РФ, введение ускоренного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, уточнены основные права и обязанности налогоплательщиков и др. [1]. В перспективе рассматривается замена или отмена неэффективных налогов, административные издержки на которые выше, чем сумма их поступлений. Актуальной на сегодня темой является рассмотрение вопроса о введении налога на недвижимость, который заменит налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на имущество организаций. Это в будущем позволит снизить текущие издержки администрирования  трех вышеперечисленных налогов. Все вышеперечисленные направления способны повысить уровень экономической эффективности налогов, сделать более доступной для понимания налогового законодательства налогоплательщиков.

      Таким образом совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации играет важную роль в развитии налоговой системы в целом. Оно может не только способствовать повышению уровня собираемости налогов и сборов, но и одновременно решать стратегические и оперативные задачи государства. Дополнительный эффект может выражаться в улучшении качества работы с налогоплательщиками. Поскольку задачи, поставленные президентом и правительством, по созданию конкурентоспособной, инновационной экономики, переходу на более высокие социальные стандарты для граждан требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства, основную часть которых образуют налоговые поступления [3] . Поэтому. улучшая качество и эффективность работы налоговых служб, можно решить главную задачу -обеспечить доходы бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни российских граждан.

Информация о работе Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации