Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3
1. Налоговое администрирование: сущность и формы………………..4
1.1. Цели, задачи, этапы развития налогового администрирования в России……………………………………………………………4
1.2. Функции налогового администрирования………………….…11
1.3. Сходство и различие в административных реформах Запада и России……………………………………………………………12
2. Учет и контроль в деятельности инспекции (на примере ИФНС России №5 по ЧР)…………………………………………………………………16
2.1. Экономическая характеристика……………………….……….16
2.2. Методика учета налоговых платежей………………………….23
2.3. Контроль за деятельностью налогоплательщиков…………….29
3. Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации…………………………………………………………………37
Заключение…………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………...……….

Вложенные файлы: 1 файл

Функции налогового администрирования(курсовая).doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………….…..3

1.      Налоговое администрирование: сущность и формы………………..4

1.1.           Цели, задачи, этапы развития налогового администрирования в России……………………………………………………………4

1.2.           Функции налогового администрирования………………….…11

1.3.           Сходство и различие  в административных реформах Запада и России……………………………………………………………12

2.         Учет и контроль в деятельности инспекции (на примере ИФНС России №5 по ЧР)…………………………………………………………………16

2.1.           Экономическая характеристика……………………….……….16

2.2.           Методика учета налоговых платежей………………………….23

2.3.           Контроль за деятельностью налогоплательщиков…………….29

3.         Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации…………………………………………………………………37

Заключение…………………………………………………………………….40

Список литературы…………………………………………………...……….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

 

1. Налоговое администрирование: сущность и формы

 

1.1.         Цели, задачи, этапы развития налогового администрирования в России

Конечная цель налогового администрирования – построение работы налоговой службы, направленной на создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.

Цели налогового администрирования естественным образом обусловлены задачами, которые в настоящее время стоят перед налоговыми органами.

1. Важнейшая из них – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.

2. Налоговые органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

3. Налоговые органы осуществляют государственный контроль производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

4. С 1 июля 2002 г. налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. – крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

5. В соответствии с законом о ККТ (Федеральный закон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт») на налоговые органы возложена обязанность контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники.

6. Задачи налоговых органов видоизменяются. И, как правило, в сторону расширения. Так, в соответствии с Указом Президента от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. Постановлением Правительства от 29.05.04 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» установлено, что до преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. При этом обеспечено полное процессуальное правопреемство по делам о банкротстве, участником которых являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. В связи с этим в Министерстве и управлениях МНС России по субъектам Федерации созданы и приступили к работе структурные подразделения по обеспечению процедуры банкротства.

 

Характеристика этапов. При исследовании переходной экономики, как и всякого другого переходного процесса, едва ли можно анализировать лишь сам переход, не уделив внимания описанию того состояния, с которого он начался. Основы действующей в настоящее время налоговой системы были заложены на рубеже 90-х годов. Она формировалась посредством приспособления советской налоговой системы к новым условиям хозяйствования, поэтому представляется необходимым начать рассмотрение объективных и субъективных факторов, определяющих динамику налоговых поступлений для российской переходной экономики с краткого рассмотрения аналогичных проблем предшествовавшего периода сравнительно стабильного развития.

1975-1985 гг. Развитие экономики СССР в период до середины 80-х годов характеризовалось достаточно высокими темпами роста валового внутреннего продукта. Такая ситуация обеспечивалась, как устойчивым ростом промышленного производства, так и ростом оборота внешнеторговой деятельности, значительно возросшей к концу рассматриваемого периода.

Стабильное развитие экономики создавало надежную основу стабильного пополнения доходов государственного бюджета. В этот период бюджет пополнялся в основном за счет налоговых и неналоговых платежей предприятий реального сектора поступлений: по налогу с оборота, государственным налогам из прибыли предприятий, обязательных платежей из прибыли предприятий. За счет акцизов, доходов от внешнеторговой деятельности, налогов с граждан и прочих поступлений формировалось около 1/3 части доходной части бюджета. Доля налогов с граждан в формировании доходной части государственного бюджета в этот период оставалась стабильной.

Доходы бюджета увеличилась за период с 1975 г. по 1985 г., причем основной вклад в рост доходной части дали поступления от налога с оборота, которые увеличились. Платежи государственных предприятий и организаций из прибыли обеспечили немалый процент суммарного роста доходов. Поступления от внешнеторговой деятельности за 1970-1985 гг. увеличились.

1986-1990 гг. Однако, в середине 80-х годов период бюджетной стабильности социализма закончился. Существует мнение, что этот период закончился раньше - в начале 70-х годов, но руководству СССР удавалось финансировать нарастающий разрыв между доходами и расходами бюджета за счет форсированной эксплуатации природных ресурсов и, главным образом, энергоносителей.

Отличительной особенностью периода 1986-1990 гг. является нарастание кризисных явлений в экономике страны, прогрессирующее ухудшение структуры народного хозяйства, снижение его налогового потенциала. Следствием этих процессов стало недовыполнение плановых заданий (отставание составляло от одного до полутора лет), которое привело к сокращению доходов государственного бюджета при неизменных плановых показателях его расходной части. В результате в конце 1985 г. расходы государственного бюджета СССР впервые превысили сумму его доходов.

Помимо общего снижения экономического потенциала народного хозяйства негативное влияние на уровень доходов государственного бюджета оказало и проведение частичных реформ. Так в 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, расширивший права и хозяйственную самостоятельность хозяйствующих субъектов, в частности, в части использования полученной прибыли. В результате в конце 80-х снизилась доля прибыли предприятий, изымаемая в доход государственного бюджета. Одновременно произошло падение поступлений налога с оборота и увеличение расходов на субсидирование розничных цен вследствие ослабления ценового контроля в конце 80-х годов.

Неблагоприятная конъюнктура внешнего рынка (снижение экспортных цен, уменьшение экспорта энергоносителей) в 1986-1990 гг. привела к снижению внешнеторгового оборота. В результате, сальдо внешнеторгового баланса, которое в 1985 г. было положительным, к 1990 г. стало отрицательным (превышение импорта над экспортом). Доля доходов от внешнеэкономической деятельности в 1990 г. сократилась по сравнению с 1985 г.

Еще одним фактором, оказавшим значительное негативное влияние на формирование доходной части бюджета, явилась антиалкогольная компания. Существенное сокращение объемов производства и реализации алкогольной продукции привело к почти 20%-му уменьшению доходов государственного бюджета от этого вида деятельности в 1986-1990 гг.

Результатом воздействия негативных процессов стало ухудшение финансового положения экономики, которое проявилось, прежде всего, в нарастании дефицита государственного бюджета и ослаблении устойчивости всей бюджетной системы. В 1986-1990 гг. бюджет стал дефицитным, причем дефицит бюджета в 1990 г. увеличился по отношению к 1985 г. почти в 8 раз.

Возникшие диспропорции между доходной и расходной частями государственного бюджета предопределили необходимость поиска дополнительных источников его пополнения. В 1985-1989 гг. с этой целью широко использовались кредиты Государственного банка, прирост вкладов населения в сберегательных кассах, средства Госстраха, внешние заимствования. Государственный долг капиталистическим государствам увеличился за период с 1985 г. по 1990 г. более чем в два раза. СССР стал также должником стран СЭВ, задолженность которым к 1991 г. стала большой.

1991-1998 гг. Нарастание кризисных явлений предопределило необходимость радикальной экономической реформы в России, которая позволила бы стабилизировать сложившееся положение. Основу такой программы должны были составлять мероприятия по сокращению дефицита бюджета, реализуемые по двум направлениям: резкого сокращения расходов и налоговой реформы. Законодательные основы налоговой реформы РФ были заложены в 1990 г. принятыми законами СССР о налогах с предприятий и физических лиц и законами о порядке их применения. С 1 января 1991 года вступил в действие Закон "О налогах с предприятий". Кроме того, был принят ряд дополнительных мер, в частности, повышены отчисления на социальное страхование, введен налог с продаж, установлен порядок обязательной продажи предприятиями 40% своей валютной выручки, определено создание внебюджетных фондов стабилизации экономики. При этом никаких изменений в порядке исчисления налога с оборота, предпринято не было. Между тем, налог с оборота, который мог выполнять свои функции только при наличии жесткого административного контроля, подвергся наибольшему снижению.

В декабре 1991 года был принят Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость", введенный вместо налога с оборота. Замена налога с оборота НДС позволило увеличить общий уровень налоговых изъятий. При этом широкая база налога должна была создать предпосылки стабильности поступлений во времени.

Однако глубина кризисных явлений, накопившихся в экономике, не позволила добиться сбалансированности бюджета в результате проведенных изменений. Кроме этого, российская налоговая система изначально обладала врожденными недостатками: гипертрофированно большой ролью налога на прибыль, неоправданно заниженной ролью налогов с физических лиц и на имущество, недостаточной разработанностью вопросов налогообложения природных ресурсов и др. Основные причины сложившейся ситуации состояли в недостаточности времени (принятые в 1991 году законы были подготовлены в течение всего нескольких месяцев), неопределенности будущих структурных преобразований в экономике, отсутствии опыта и знаний о международном опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию в условиях рыночной экономики.

Несмотря на это, реформы налоговой системы 1991-1992 гг. позволили ей в целом неплохо выполнять свою роль, обеспечивая в условиях глубоких изменений в экономике достаточно высокий уровень поступлений доходов в бюджет.

Однако с середины 1993 г. наметилась тенденция падения налоговых доходов государства (подтверждающая закономерность, наблюдаемую в большинстве стран с переходной экономикой, заключающуюся в значительном падении налоговых изъятий через некоторое время после разрушения командной экономики).

Прежде всего, такая ситуация объясняется резким снижением налогового потенциала реального сектора, в первую очередь обрабатывающих отраслей, формировавших большую долю налоговых поступлений в государственный бюджет в предшествующие периоды. Объем продукции, выпускаемой предприятиями отраслей обрабатывающей промышленности, сократился в 1990-1998 гг. очень сильно. В рассматриваемом периоде около 40-50% предприятий этих отраслей промышленности были убыточны. В легкой, лесной, деревообрабатывающей убыточными были более 60% предприятий.

Спад производства добывающих отраслей промышленности в 1991-1998 гг. не был столь значительным. Но пополнение доходной части бюджета за счет повышения акцизов и таможенных платежей позволило лишь несколько снизить уровень падения доходов консолидированного бюджета, но не решило проблемы полной компенсации резкого снижения налогового потенциала перерабатывающих отраслей. В то же время эти меры обусловили рост налоговой нагрузки на добывающий сектор экономики.

В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году зам. министра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост. Налоговая реформа оценивается экспертами как один из самых серьёзных успехов В. В. Путина.

Информация о работе Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации