Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать теоретические основы налога на добавленную стоимость; показать его практическое применение; выявить проблемы связанные с исчислением, уплатой указанного налога; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
7
1.1
Сущность и структура налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
7
1.2
Особенности налогообложения по НДС: налог с механизмом возмещения
16
1.3
Роль НДС в формировании доходной части бюджета
24
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ
34
2.1
Нормативно-правовая база взимания НДС до введения НК РФ
34
2.2
Налоговые ставки по НДС и динамика их изменений до введения 21 главы НК РФ
41
2.3
Практика взимания налога на добавленную стоимость на современном этапе
51
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
80
3.1
Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость
80
3.2
Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость
88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Общая сумма  налога не исчисляется налогоплательщиками - иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах  в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Общая сумма  налога исчисляется по итогам каждого  налогового периода (квартала) применительно  ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (статья 167 НК РФ), с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой  операции.

В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения  налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

При реализации товаров, передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров, передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС. В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты или аванса он также обязан предъявить покупателю сумму налога. В этих случаях покупателю выставляются соответствующие счета-фактуры (на отгрузку или аванс) не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) или со дня получения аванса.

Сумма налога, предъявляемая  налогоплательщиком покупателю, исчисляется по каждому виду товаров как соответствующая  налоговой ставке процентная доля соответствующих цен (тарифов).

При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

В расчетных  документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение  средств с аккредитива, первичных  учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой.

При реализации товаров населению по розничным  ценам (тарифам) соответствующая  сумма  НДС включается в указанные  цены. При этом на ярлыках товаров  и  ценниках, выставляемых продавцами, а  также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными  предпринимателями, оказывающими платные  услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных  документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Счет-фактура  является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных  продавцом сумм налога к вычету. Счета-фактуры  должны быть составлены и выставлены в соответствии с установленным  порядком с указанием необходимых  реквизитов и при наличии подписей уполномоченных лиц (руководителя и главного бухгалтера или лиц, уполномоченных на то приказом), либо индивидуального предпринимателя. В противном случае они не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Налогоплательщик  обязан составлять счета-фактуры, вести  журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и  книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе не подлежащих налогообложению  или освобождаемых от налогообложения.

Счета-фактуры  не составляются:

-налогоплательщиками  по операциям реализации ценных  бумаг (за исключением брокерских  и посреднических услуг);

-банками, страховыми  организациями и негосударственными  пенсионными фондами по операциям,  не подлежащим налогообложению  (освобождаемым от налогообложения).

Если  по условиям сделки обязательство выражено в  иностранной валюте, то суммы, указываемые  в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

Порядок и правила  заполнения и выставления счетов-фактур, ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации и регулируется статьей 169 НК РФ, а также утвержденными Правилами. Дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж оформляются при необходимости внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж.

Сумма НДС, предъявленная  налогоплательщику (покупателю), не включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль  организаций (или налога на доходы физических лиц). Исключение - когда сумма НДС учитывается в стоимости приобретенного имущества - составляют операции приобретения товаров (работ, услуг):

-используемых  для операций по производству  и/или реализации товаров (работ,  услуг), не подлежащих налогообложению  (освобожденных от налогообложения);

-используемых  для операций по производству  и/или реализации товаров (работ,  услуг), местом реализации которых  не признается территория Российской  Федерации;

-лицами, не являющимися  налогоплательщиками НДС либо  освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

-для производства  и/или реализации товаров (работ,  услуг), операции по реализации  которых не признаются реализацией  товаров (работ, услуг) в соответствии  с пунктом 2 статьи 146 НК РФ.

Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком, могут  подлежать восстановлению.

Налогоплательщик  имеет право уменьшить общую  сумму налога на установленные статьей  законом налоговые вычеты.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется  по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с НК РФ:

Sупл = Sобщ  + Sвосст - Sвыч, где   

Sупл - сумма  к уплате; Sобщ - общая сумма  налога; Sвосст - восстановленная сумма налога; Sвыч - сумма налогового вычета.

Если сумма  налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает  общую сумму налога, увеличенную  на суммы восстановленного налога, то положительная разница между  этими суммами подлежит возмещению налогоплательщику в установленном законом порядке, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, указанной в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю:

1) лицами, не  являющимися налогоплательщиками  или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС;

2) налогоплательщиками  при реализации товаров (работ,  услуг), операции по реализации  которых не подлежат налогообложению.

Уплата НДС  в бюджет производится по месту учета  налогоплательщика в налоговых  органах по итогам каждого налогового периода (квартала) исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики (налоговые агенты), обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае если по итогам налогового периода  сумма  налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После представления  налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки. По  окончании проверки, если при проведении ее не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно  с этим решением принимается:

-решение о  возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

-решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

-решение о  возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение  об отказе в возмещении частично  суммы налога, заявленной к возмещению.

Поручение на возврат  суммы налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом на следующий день после дня принятия решения в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

С момента принятия 21 главы НК РФ были произведены существенные изменения направленные на усовершенствование взимания НДС.

В целях совершенствования  процедуры возмещения НДС в Кодекс внесены изменения, направленные на сокращение сроков возмещения налога. Вступившими в силу изменениями установлен заявительный порядок возмещения НДС, представляющий собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Право на применение заявительного порядка  возмещения налога имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций  и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей.

Кроме того, право  на применение заявительного  порядка  возмещения НДС получили налогоплательщики, представившие вместе с налоговой  декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую  банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично.

В целях снижения издержек налогоплательщиков по исполнению законодательства о налогах и  сборах в Кодекс были внесены изменения, устраняющие неблагоприятные последствия при незначительных нарушениях правил заполнения счетов-фактур. Так, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, более не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

В целях уточнения  порядка налогообложения НДС  операций по реализации финансовых инструментов срочных сделок установлены особенности определения налоговой базы по этому налогу для финансовых инструментов срочных сделок, заключаемых на бирже.

В качестве меры, направленной на совершенствование  налогообложения операций, связанных  с эксплуатацией жилого фонда, уточнен порядок применения НДС управляющими организациями и товариществами собственников жилья (далее – ТСЖ).

Аналогичный порядок  применения освобождения от налогообложения  НДС установлен по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Сокращение  перечня документов, необходимых  для подтверждения правомерности  применения нулевой ставки НДС при  экспортных операциях.

Организация возмещения НДС, в том числе при  применении нулевой ставки данного налога, является ключевой для обеспечения эффективности функционирования НДС в целом. В отсутствие эффективно функционирующей системы возмещения НДС, основанной на классической, зачетной схеме исчисления и уплаты, для некоторых групп налогоплательщиков возникают существенные издержки, связанные с исполнением законодательства о налогах и сборах. Невозможность получения налогоплательщиками, полностью исполняющими требования законодательства о налогах и сборах, возмещения из бюджета сумм превышения уплаченного НДС над начисленным, приводит к значительной потере ресурсов налогоплательщиков, что, в свою очередь, подрывает конкурентоспособность экспортного сектора экономики.

Информация о работе Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость