Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать теоретические основы налога на добавленную стоимость; показать его практическое применение; выявить проблемы связанные с исчислением, уплатой указанного налога; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
7
1.1
Сущность и структура налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
7
1.2
Особенности налогообложения по НДС: налог с механизмом возмещения
16
1.3
Роль НДС в формировании доходной части бюджета
24
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ
34
2.1
Нормативно-правовая база взимания НДС до введения НК РФ
34
2.2
Налоговые ставки по НДС и динамика их изменений до введения 21 главы НК РФ
41
2.3
Практика взимания налога на добавленную стоимость на современном этапе
51
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
80
3.1
Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость
80
3.2
Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость
88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

3. Важным свойством  НДС является его возможная  нейтральность по отношению к  хозяйствующим субъектам различных  отраслей и сфер деятельности. Она выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к конечному потребителю. Действительно, введение НДС в налоговую систему государства приводит к тому, что цены всех (или подавляющего большинства) товаров (работ, услуг) увеличиваются на сумму налога. Следовательно, производителю надо иметь больше свободных денежных средств для приобретения того же количества материалов. Поэтому при разработке законодательной базы по НДС всегда особое внимание следует уделять обеспечению своевременности возврата суммы налога, уплаченной поставщикам, поскольку увеличение сроков возврата является фактором, оказывающим отрицательное влияние на развитие производства и экономики страны в целом.

4. К достоинствам  НДС относится выгода для налогоплательщика,  возникающая в результате увеличения той денежной суммы, которую он получает от покупателей товаров (работ, услуг). Эта выгода тем больше, чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет. Так как эти сроки не совпадают, то у производителя имеется возможность временно на безвозмездной основе распоряжаться денежными средствами в течение некоторого периода, что возможно регулировать налоговым периодом и сроком уплаты.

5. НДС позволяет  государству регулировать потребление тех или иных благ; изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), государство увеличивает или уменьшает их цену, что приводит к изменению структуры потребления.

6. Поскольку  налогом облагается непосредственный  вклад организации или предпринимателя в рыночную стоимость товара (работы, услуги), то он позволяет избежать многократного налогообложения затрат на производство и реализацию, без чего не обходится обложение налогом с оборота.

Особенностью  НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.

В связи с  указанными преимуществами НДС, как части системы налогов на потребление, практически значимым представляется анализ налогового механизма формирования и распределения добавленной стоимости в процессе функционирования данного налога как одного из самых противоречивых в методологическом аспекте в российской налоговой системе.

Анализ и  оценка суждений финансистов-налоговедов, критические статьи специалистов в  области налогового права (C.B. Овсянникова, И.А. Майбурова, А.Ю. Гаганова, Ю.М. Лермонтова, Б.А. Минаева, Е.В. Кудряшовой, И.В. Трунина, В.А. Кашина) подтверждают, что изучение вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования НДС, имеет огромную теоретическую и практическую значимость.

Как недостатком  в НК РФ считаем отсутствие правовой дефиниции "добавленная стоимость" и ее экономического содержания, нет и алгоритма исчисления добавленной стоимости. В действующей редакции гл. 21 НК РФ существует противоречие между названием налога и фактическим механизмом его исчисления, которое на практике приводит к отрицательным последствиям.

Заложенный  в основе налогообложения добавленной  стоимости экономический механизм полноценно функционирует при следующих  условиях:

1) налог перечисляется  между плательщиками сверх цены;

2) покупатель, заплативший  за товар цену, формирует "НДС поставщика" и может отнести его к возмещению из бюджета, если поставщик (продавец), получивший этот налог, сформирует "НДС покупателя" и уплатит его в бюджет. Именно в этом проявляется системная взаимосвязь экономического механизма действия НДС;

3) все плательщики налога состоят на учете и отчитываются в налоговых органах. Из этих основных положений исходили разработчики данного налога.

При любом нарушении  указанных положений экономический  механизм взимания НДС функционировать  не будет, а, следовательно, не будет  его полноценной собираемости.

Мировая практика показывает, что налоговые льготы используются во многих странах. Вместе с тем их применение жестко ограничено требованием нейтральности налоговой системы, утверждающим необходимость минимизации влияния налогов на внутри- и межотраслевое распределение ресурсов.

В большинстве  зарубежных стран налоговые льготы для малых предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные налоговые ставки чаще всего применяются в рамках прогрессивной шкалы налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов малого предпринимательства, система правил определения налогооблагаемой прибыли - явление достаточно редкое.

В России сложилась  другая ситуация, система налогообложения  для малого бизнеса предусматривает  абсолютно иные правила, заключающиеся  в замене основных налогов (НДС, налог  на прибыль организаций, налог на имущество организаций) одним налогом - налогом на доход в рамках специальных налоговых режимов: единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Освобождение  от уплаты НДС определяет исключение из общего правила функционирования данного налога. Суммы НДС, уплаченные поставщику материалов, работ, услуг, приобретение основных средств и нематериальных активов, включаются в расходы и  не принимаются к возмещению, тем самым искажается и сам механизм его уплаты в бюджет: из косвенного налога он превращается в прямой налог, списываемый на издержки производства. Порядок применения льготного режима налогообложения нами рассмотрен на примере сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края26.

За счет НДС, списанного на издержки производства, реальное налоговое бремя сельхозтоваропроизводителя увеличивается в 3-4 раза и свидетельствует  о недополучении прибыли на эту  сумму.

Реальное освобождение от уплаты НДС получит сельхозтоваропроизводитель, если приобретать будет у поставщиков без НДС. Государство, таким образом, реально может освободить от НДС сельхозтоваропроизводителей.

По такому принципу в США устанавливается льготный режим уплаты налога с продаж для  фермеров - при покупке сырья, материалов, основных средств для сельского хозяйства этот налог не взимается.

На искажающее освобождение от уплаты НДС, вызывающее увеличение промежуточного потребления, указывает в своих исследованиях  Д.В. Маслова. Взаимосвязи, порождаемые налоговыми отношениями между коммерческими организациями, действующими в различных условиях налогообложения, достаточно сложные. Общий подход к так называемым "возмещаемым" налогам состоит в том, что налогоплательщики, облагаемые по общей системе, имеют возможность передавать право зачета таких налогов (НДС), что уменьшает величину их налоговых обязательств. В российской практике договор поставки между фирмой, плательщиком НДС и малым предприятием, облагаемым по упрощенной системе, вызовет, при прочих равных условиях, некоторое увеличение промежуточного потребления за счет включения в состав материальных расходов суммы входящего НДС. Малое предприятие не может предъявить его к вычету, поскольку не является плательщиком НДС, а партнер не получит права на вычет, поскольку в счете-фактуре поставщик его не выделяет27.

Суммы НДС, относимые  на издержки, при дальнейшей реализации облагаются этим же налогом у других участников технологического цикла, что  приводит к удорожанию готового товара для конечного потребителя.

Из этого  вытекает важный вывод о том, что  освобождение от уплаты НДС носит  необъективную выгоду.

 

3.2 Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость

Использование налоговых  льгот должно стать одним из принципов налоговой политики Российской Федерации на ближайшие годы, в противном случае, мы не сможем должным образом развить производство, сбалансировать налоговые доходы бюджета, и будем по-прежнему зависеть от рыночной цены на нефть.

К сожалению, по мнению Минфина, налоговая реформа в России практически завершена. Нужны лишь мелкие доработки.

Вместе с трем, по мнению исследователей, Российской налоговой  системе присущи следующие недостатки:

- однобоко фискальная  направленность и недостаточное  использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности;

- нестабильность, сложность,  запутанность и неоднозначность  нормативной базы и процедур  налогообложения, приводящие к  большим затратам на ведение  бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов;

- значительные возможности  уклонения от уплаты налогов,  стимулирующие развитие теневой  экономики, коррупции и организованной  преступности и приводящие к  недобору поступлений.

Одним из проявлений однобоко фискальной направленности налогообложения и отсутствия у нашего Правительства РФ структурной политики можно считать тенденцию к установлению одинаковых налоговых ставок для всех отраслей народного хозяйства. В результате для одних предприятий созданы «тепличные условия», а других держат в «резко континентальном налоговом климате».

Для обеспечения  роста промышленного производства от государства требуется не так  уж много: льготные налогообложение  и таможенно-тарифная политика, подготовка квалифицированных специалистов, предоставление в аренду с правом выкупа производственных площадей с земельными участками, предоставление дешевых кредитов, гарантии прав собственности.

Каждое российское предприятие  имеет проблемы, связанные с расчетом и уплатой НДС, например:

1. Необходимость уплаты НДС с авансов, существенно снижающая производственные возможности предприятия.

2. Проблема невозмещения  НДС при экспорте.

3. Убытки из-за невозмещения  уплаченного предприятием НДС  (без учета экспорта):

- указанного в платежных  документах и входящего в стоимость купленного товара, но не подтвержденного счетом-фактурой. К таким товарам относятся покупаемые за наличный расчет на рынках и в магазинах малоценный инструмент, инвентарь, расходные материалы и т.д.;

- входящего в стоимость  товара, купленного у предприятия работающего по упрощенной системе налогообложения и не платящего НДС, но покупающего комплектующие, в цену которого НДС входит;

- из-за неполучения  по разным причинам счета-фактуры  от поставщика.

4. Неприятности, которые возникают у предприятия из-за «недействительности» счетов-фактур, полученных от поставщика.

5. Необходимость вести  Книги покупок и Книги продаж  с троекратной записью каждой  продажи (в соответствии с принятой  методикой два раза в Книгу  продаж и один раз в Книгу  покупок).

6. Постоянные конфликты  с налоговыми инспекциями. Вряд  ли найдется хотя бы одно  предприятие, у которого нет  разногласий с ГНИ по уплате  налогов. 

Процедура расчета и  взимания НДС настолько усложнена, что многие согласились бы платить  и больше, при условии упрощения процедуры. В прессе появилась информация, что руководство страны рассматривает вопрос о замене этого налога налогом с продаж.

Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на следующее. НДС  – это налог только на добавленную  стоимость, а налог с продаж (НСП) берется с каждой продажи. И конечная цена будет зависеть от числа звеньев в цепочке от производителя до конечного покупателя.

А ведь расчет и проверку уплаты НДС можно существенно  упростить. Предлагаем два варианта.

Первый вариант – за налоговую базу брать разницу между стоимостью реализованной продукции и затратами на приобретение у сторонних организаций и использованных в реализованной продукции материалов и услуг.

Этот вариант отличается от принятого в настоящее время  тем, что он не предусматривает уплату НДС с авансов и не требует счетов-фактур. Но это хорошо и предприятию, которое сможет использовать аванс для производства продукции, и бюджету, так как исключит возможность неуплаты НДС из-за неправильного возмещения.

Второй вариант (альтернатива отмены НДС) - считать налоговой базой налога реальную добавленную стоимость, полученную на предприятии, т.е. сумму зарплаты, прибыли и налогов. НДС равен 18% от указанной суммы (см. выше «задачу для младшего школьника»). Это было бы и более логично. Ведь по существующей методике мы подсчитываем не добавленную стоимость, а стоимость приобретенную.

Добавленная стоимость  получается как разность между реализацией  и стоимостью приобретенных товаров  и услуг, подтвержденной счетами-фактурами. Отсутствие по разным причинам счетов-фактур на приобретенные товары и услуги искажает (увеличивает) добавленную стоимость.

Простота расчета НДС  по предлагаемой нами методике очевидна. А как это скажется на поступлениях в федеральный бюджет (ФБ), тоже легко  подсчитать.

Информация о работе Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость