Роль и место транспортного налога в системе налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.

Содержание

Введение
1. Роль и место транспортного налога в системе налогообложения.
2. Элементы налогообложения транспортным налогом.
2.1. Налогоплательщики
2.2. Объект налогообложения.
2.3. Налоговые льготы.
2.4. Налоговая база.
2.5. Налоговый период. Ставки налога.
2.6. Налоговый учет, порядок исчисления и уплаты налога
2.6.1. Порядок исчисления и уплаты налога.
2.6.2. Порядок и сроки уплаты налога.
2.6.3. Налоговый учет транспортного налога в целях налогообложения прибыли предприятия.
2.7. Порядок заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу.
2.7.1. Общие требования к порядку заполнения Декларации.
2.7.2. Порядок заполнения титульного листа.
2.7..3. Порядок заполнения Раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)".
2.7.4. Порядок заполнения Раздела 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".
3. Пути совершенствования транспортного налога и повышения его собираемости.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

налоги и но.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

При этом возможны следующие  варианты регистрации:

- регистрация только на лизингодателя;

- регистрация на лизингодателя с одновременной временной регистрацией на лизингополучателя;

- временная регистрация  только на лизингополучателя.

Транспортные средства, зарегистрированные за лизингодателем или временно зарегистрированные за лизингополучателем на основании договора лизинга, предусматривающего переход права собственности на транспортные средства к лизингополучателю, снимаются с соответствующих регистрационных учетов и регистрируются за лизингополучателем на основании письменного подтверждения лизингодателя о переходе права собственности на транспортные средства.

По окончании срока  действия договора лизинга, не предусматривающего перехода права собственности на транспортные средства к лизингополучателю, транспортные средства снимаются с  соответствующих учетов и могут  быть зарегистрированы за лизингополучателями только на основании соответствующих документов, удостоверяющих право собственности лизингополучателя на такие транспортные средства.

Согласно части второй ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона, которым принята гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

Основными признаками второй группы налогоплательщиков являются следующие  положения:

 

1) транспортное средство  должно быть приобретено физическим лицом;

2) транспортное средство  должно быть приобретено указанным  физическим лицом до момента  официального опубликования Федерального  закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";

3) транспортное средство  должно быть передано другому  лицу на основании доверенности  до момента официального опубликования  Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";

4) указанная доверенность  должна быть выдана на право  владения и распоряжения транспортным  средством.

5) налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности.

В этом случае налогоплательщиком является не собственник транспортного  средства, а лицо, указанное в  доверенности.

Для признания статуса  налогоплательщика необходимо наличие  всех пяти признаков одновременно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Объект налогообложения.

 

В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к транспортному налогу объектом налогообложения являются транспортные средства, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главным признаком возникновения  объекта налогообложения является факт регистрации транспортного  средства в установленном порядке.

В связи с этим не являются объектом налогообложения транспортные средства, которые не подлежат регистрации.

Все транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения можно разделить на три группы:

1) Наземные транспортные  средства;

2) Водные транспортные  средства;

3) Воздушные транспортные средства.

Для того чтобы определить является ли транспортное средство объектом налогообложения необходимо разрешить  следующие вопросы:

 

- относится ли данное  транспортное средство по своему  типу к транспортным средствам,  признаваемым объектом налогообложения;

- подлежит ли данное  транспортное средство регистрации;

- не относится ли  данное транспортное средство  к транспортным средствам, которые  не являются объектом налогообложения  в соответствии с п.2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

 

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) Угнанные транспортные средства, при условии подтверждения факта их угона;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

2.3. Налоговые льготы.

 

Согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование  на один или несколько налоговых  периодов.

По транспортному налогу согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Коды налоговых льгот  по транспортному налогу, применяемые  при заполнении налоговой декларации указаны в п. 73 Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу (утв. приказом МНС Российской Федерации от 18 марта 2003 г. № БГ-3-21/125).

При этом разъяснено, что  если в законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге или в ином законодательном нормативном правовом акте о налогах и сборах соответствующего субъекта Российской Федерации установлены (будут установлены) аналогичные льготы по данному налогу и иные льготы, в отношении которых в вышеназванном п.73 Инструкции не указаны конкретные льготы по налогу, то в налоговой декларации указываются коды налоговых льгот, соответствующие аналогичным льготам по транспортному налогу указанным в данном п. 73 Инструкции.

Таким образом, для того чтобы определить наличие льгот  в том или ином регионе Российской Федерации необходимо применять соответствующие законы субъектов Российской Федерации.

Например, в Свердловской области в соответствии со ст.4 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 г. № 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" установлены следующие налоговые льготы. 

"Организации, на  которых зарегистрированы транспортные средства, предназначенные для укомплектования автомобильных колонн войскового типа, освобождаются от уплаты транспортного налога за каждое из таких транспортных средств.

Транспортный налог  в размере 50 процентов суммы исчисленного налога уплачивают:

 

1) общественные организации  инвалидов - за каждое зарегистрированное  на них транспортное средство;

2) организации, учрежденные  единственным учредителем общественной  организацией инвалидов, не менее  50 процентов работников которых являются инвалидами, - за каждое зарегистрированное на таких организациях транспортное средство;

3) организации и индивидуальные  предприниматели, осуществляющие  международные автомобильные перевозки, - за каждое зарегистрированное  на таких организациях и индивидуальных предпринимателях транспортное средство, используемое для осуществления международных автомобильных перевозок;

4) пенсионеры - за один  зарегистрированный на них легковой  автомобиль с мощностью двигателя  до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер;

5) инвалиды - за один  зарегистрированный на них легковой  автомобиль с мощностью двигателя  до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер".  

 

 

2.4. Налоговая база.

 

В соответствии со ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

В отношении транспортного  налога налоговая база определяется как мощность двигателя, валовая  вместимость водного транспортного средства либо как единица транспортного средства.

Так, согласно ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по транспортному налогу определяется:

 

1) в отношении транспортных  средств, имеющих двигатели, - как  мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных  несамоходных (буксируемых) транспортных  средств, для которых определяется  валовая вместимость, - как валовая  вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных  и воздушных транспортных средств, не указанных в вышеназванных пунктах, - как единица транспортного средства.

Мощность двигателя  определяется исходя из технической  документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных  документах.

В п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177) разъяснено, что в случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете  во внесистемные единицы мощности (лошадиные  силы) округление производится с точностью  до второго знака после запятой.

Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 х 1,35962).

По водным транспортным средствам при определении налоговой  базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

При этом в п.4.8. Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу (утв. приказом МНС Российской Федерации от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-21/724) указано, что если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.

Например, на моторную лодку "Вихрь" зарегистрировано два  мотора по 30 л.с. каждый, следовательно, мощность двигателя лодки составит 60 л.с.

Информация о работе Роль и место транспортного налога в системе налогообложения