Результативность и эффективность налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — разобраться в современных проблемах и определить основные направления совершенствования системы налогового контроля Республики Беларусь, рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля, определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
При выполнении работы использованы методы исследования: систематизации и логического обобщения, табличный и графический метод, сравнительного анализа, группировок.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговый контроль.docx

— 70.26 Кб (Скачать файл)

По результатам работы налоговых органов можно выделить следующие проблемы проведения и организации налогового контроля в Республике Беларусь:

– несовершенство и сложность налогового законодательства;

– большая нагрузка на инспекторов;

– преобладание последующего налогового контроля;

– проблемы, возникающие при проверке малых предприятий;

– контроль за применяемыми льготами у плательщиков;

– существуют также проблемы налогового контроля и на межнациональном уровне, такие как применение трансфертного ценообразования, отступления от принципа «страна назначения» при взимании НДС, а также несовершенные соглашения, принимаемые на межнациональном уровне.

Можно предложить следующие направления совершенствования налогового контроля в целях повышения его эффективности в Республики Беларусь:

– совершенствование действующего программного обеспечения процедуры камеральных проверок;

– разработка критериев рационального отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок;

– создание специализированных централизованных баз данных, в которых налоговые инспекторы быстро и без каких–либо трудностей могли бы получить полную и современную информацию по необходимым им вопросам в разрезе специфики отраслей;

– проведение ежегодной аттестации работников налоговых служб всех уровней с привлечением в комиссии по аттестации независимых экспертов;

– организация постоянно действующих курсов повышения квалификации работников налоговых органов;

– введение системы балльных оценок работы инспекторов–контролеров;

– активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности;

– совершенствование проводимых совместно с органами Департамента финансовых расследований, а также перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия, обеспечит повышение эффективности контрольных мероприятий;

– повышение роли предварительного и текущего контроля, связанных с работой по разъяснению налогового законодательства;

– сузить сферу проверки для крупных плательщиков путем сокращения числа вопросов, входящих в программу проверки либо проведения тематических проверок;

– продолжение работы по упрощению законодательства и его неизменности;

– создание в каждой инспекции структурного подразделения по контролю за применяемыми плательщиками льгот;

– внедрение информационных баз о доходах плательщиков, о совершенных сделках не только на территории Республики Беларусь, но и за ее пределами.

Пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению налогового контроля: приоритетным направлением должен стать именно контроль за нелегальным теневым оборотом, а не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения налоговым инспектором доведенного до него «плана».

Налоговый контроль приобретает первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и формирование налоговой культуры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях в системе финансового контроля важное место занимает такой его вид, как налоговый контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге – поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.

      Существование  налогового контроля как отдельного  вида финансового контроля обусловлено  наличием объективной категории  налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

     Большинство  авторов, давая определение налоговому  контролю, сходятся в том, что  налоговый контроль имеет целью  обеспечить полноту, своевременность  уплаты налогов и сборов в  бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности  за эти нарушения. Также следует  обратить внимание на то, что  все авторы отмечают юридический  аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

     Необходимость  существования налогового контроля  обусловлена рядом причин, одной  из которых является стремление  плательщика так или иначе избежать уплаты налогов. В теории выделяют четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Однако какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.

     Необходимо  отметить, что организация налогового  контроля базируется на совокупности  принципов, являющих собой базовые  положения, которые определяют эффективное  осуществление налогового контроля. Это общеправовые принципы и  принципы контрольной деятельности.

          Налоговый контроль как деятельность  уполномоченных органов может  быть структурирован и представлен  в виде неразрывно связанных  между собой и составляющих  единое целое элементов, урегулированных правовым образом.

      Наиболее  значимыми элементами налогового  контроля являются его формы, виды и методы.

      Формы, методы  и виды налогового контроля  тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие  характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является  необходимым для понимания сущности налогового контроля.

      Налоговый  контроль осуществляется уполномоченными  органами государства посредством  проведения ими конкретных контрольных  действий, регламентированных специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля.

      Таким образом, для организации налогового контроля  любого государства весьма важное  значение имеет наличие необходимой  законодательной базы, регламентирующей  деятельность органов уполномоченных  органов, содержащей круг полномочий  контролирующей и контролируемой  сторон и в конечном счете обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий налогового контроля.

   Что касается организации налогового контроля в нашей республике, то сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам. Существует также и ряд других органов, в компетенцию которых входят отдельные вопросы налогового контроля.

       Все  органы, осуществляющие налоговый  контроль, наделены широкими полномочиями  для выполнения функций обеспечения  соблюдения всеми субъектами  хозяйствования, иными юридическими  лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют  собой совокупность соответствующих  прав и обязанностей и закреплены  в нормативных документах, регламентирующих  деятельность органов налогового контроля.

     Основным видом  налогового контроля  в Республике  Беларусь является налоговая  проверка. Налоговые проверки подразделяются  на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам—на комплексные, целевые, рейдовые и встречные.

     Оценка контрольной  работы инспекции позволяет сделать  вывод, что качество контроля  налоговых инспекторов является  достаточно высоким, а основную  проблему для налогового органа  представляет рост недоимки и  повышение трудностей непосредственно  взыскания доначисленных в ходе контрольных мероприятий сумм налогов и финансовых санкций. На результатах налогового контроля негативно сказывается с каждым годом ухудшающееся финансовое состояние предприятий района, низкий уровень рентабельности.

      Таким образом, в силу наличия ряда трудностей  актуальной является задача по  поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.

 

      Один из  путей совершенствования налогового  контроля – совершенствование  налогового законодательства. В  настоящее время уже устранена  часть разночтений и неотработанных  норм налогового законодательства  и несколько упрощен механизм налогообложения.  В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.

    Также одним  из важнейших направлений совершенствования  налогового контроля является  непосредственное совершенствование  его форм и методов, методологии  проведения налоговых проверок.

    В плане совершенствования  методологии это, прежде всего, внедрение  аналитической составляющей в  работу инспекции, особенно в  части предварительного контроля. Такому внедрению способствовала  бы автоматизация приема налоговых расчетов и проведения камеральных проверок, что позволило бы осуществить замену механического труда аналитическим.

        Как  показывает анализ, основной эффект  в настоящее время имеет последующая  форма контроля. Однако не следует  забывать о том, что эффективная  система налогового контроля  в целом немыслима без надлежащей  организации предварительного контроля. Перспективным критерием выбора  субъекта хозяйствования для  проверки являются результаты  тестирования бухгалтеров предприятий  с целью выявления “слабых звеньев”.

        Говоря  о роли предварительного контроля, следует отметить, что такая форма  контроля должна обеспечивать  в первую очередь не поступление  в бюджет санкций и штрафов  за выявляемые нарушения, а именно  превенцию налоговых нарушений. Поэтому в настоящее время  специалисты отдела предварительного  контроля работают в тесном  контакте с главными бухгалтерами  плательщиков, и такое взаимодействие носит характер сотрудничества.

   Анализ свидетельствует  о том, что допричисленные в результате контрольных мероприятий суммы в общих налоговых поступлениях занимают достаточно малую долю. Поэтому специалисты в области налогового контроля основной задачей, решение которой может значительно повысить результативность налогового контроля, считают выявление теневого оборота и контроль за теневым сектором экономики.

    Что касается  работы с индивидуальными предпринимателями, то здесь приоритетным направлением  в последнее время является  активизация деятельности инспекции  по выявлению незарегистрированной  предпринимательской деятельности. В перспективе планируется ее усилить.

     Подводя итог  вышесказанному, можно отметить, что  пути совершенствования налогового  контроля в нашей республике  на современном этапе заключаются  не только в непосредственном  повышении результативности форм  и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой  системы в целом. Кроме того, должен  меняться сам подход к осуществлению  налогового контроля: приоритетным  направлением должен статьи именно  контроль за нелегальным теневым оборотом, а не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения налоговым инспектором доведенного до него “плана”.

    В заключение  следует заметить, что повышение  качества и эффективности налогового  контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового  контроля не должно отрицательно  влиять на хозяйственную деятельность  добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков  должны в полной мере соблюдаться.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть): Кодекс Респ. Беларусь,19 дек. 2002 г., №166-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.10.2010 г., № 174-3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 16.12.2013.
  2. Налоговый контроль: учебн. пособие/Е.Ф. Киреева, Т.А. Верезубова, С.Ф. Зубарева; под. ред. Е.Ф. Киреевой, И.А. Лукьяновой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 219 с.
  3. Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2001 г., №1592: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 г., №384 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 16.12.2013.
  4. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166–3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – №4. – 2/1623, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 253. – 2/1726, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 8. – 2/1793.
  5. Экономическая газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.neg.by/
  6. Воронина А.Н. Инновационный механизм управления налоговыми проверками [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. Наук/ А.Н. Воронина; 08.00.05 - Уфа: - 2011. - 29 с.
  7. Щепотьев А. Органы фискального контроля / А. Щепотьев // Право и экономика. - 2011. - №3
  8. http://www.nbrb.by/statistics/externaldebt/parameters/ Дата доступа:             15.12.2013.
  9. Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»
  10. Типовое положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Министерства по налогам и сборам от 28.12.2001 № 136.
  11. http://www.old.nalog.gov.by/ndok/publikacii/cf7dd8aea8aa15ba.html - Дата доступа: 16.12.2013.
  12. Положеним о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;
  13. Приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 N 94
  14. www.BankZakonov.com / Дата доступа: 18.12.2013.
  15. Разъяснения Министерства по налогам и сборам /

Информация о работе Результативность и эффективность налогового контроля