Результативность и эффективность налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — разобраться в современных проблемах и определить основные направления совершенствования системы налогового контроля Республики Беларусь, рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля, определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
При выполнении работы использованы методы исследования: систематизации и логического обобщения, табличный и графический метод, сравнительного анализа, группировок.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговый контроль.docx

— 70.26 Кб (Скачать файл)

 Значение данной формы  контроля в том, что он позволяет  оперативно вносить изменения, не  допуская серьезных налоговых нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.

 Заключительная форма налогового контроля – это последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода.

 Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.[3]

 Для последующего налогового  контроля характерны определенные особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных лиц.

К формам налогового контроля можно отнести:

  • учет плательщиков налогов, сборов, пошлин;
  • опрос плательщиков и других лиц;
  • осмотр движимого и недвижимого имущества;
  • создание налоговых постов;
  • проведение контрольных закупок;
  • контрольный запуск сырья в производство;
  • проверка данных учета и отчетности и т.д.

Исходя из вышесказанного, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля;

1. В зависимости от  субъектов, осуществляющих контрольную  деятельность:

 а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

 б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными и  другими органами.

В отличии от других органов для Министерства по налогам и сборам (далее МНС) главнейшей функцией является именно функция налогового контроля.

Министерство по налогам и сборам – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления; реализующий государственную политику в сфере игорного бизнеса, в том числе осуществляющим лицензирование деятельности в данной сфере, а также координирующим деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере игорного бизнеса.

МНС является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Содержание центрального аппарата МНС и инспекций осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на их финансирование.

Деятельность налоговых органов регламентируется:

  • Конституцией Республики  Беларусь;
  • Налоговым кодексом Республики Беларусь;
  • Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
  • Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства по налогам и сборам от 28.12.2001 № 136.

Реализация функции налогового контроля проходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов.

К ним относятся:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;
  • контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;
  • осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращённого в доход государства;
  • выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;
  • выявление неиспользованных резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщиков (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
  • принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет налогов, пеней, наложенных административных штрафов, допричисленных в ходе проверок. (18, с.10).

Помимо этой функции, Министерство по налогам и сборам:  

  • организует деятельность инспекций;
  • осуществляет валютный контроль в рамках своих полномочий;
  • анализирует структуру рынка алкогольной и табачной продукции;
  • проводит разъяснительную работу по вопросам, связанным с применением налогового законодательства;
  • издаёт нормативные правовые акты, утверждает формы отчётности в налоговые органы;
  • проводит  анализ  отчетных  данных, результатов проверок, осуществляемых налоговыми органами, на основании которого разрабатывает предложения о совершенствовании деятельности инспекций МНС;
  • осуществляет в пределах своей  компетенции  подготовку предложений об упрощении налоговой системы, в том числе о совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, налоговой политики.

Согласно статье  81 Общей части Налогового кодекса налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);
  • вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;
  • вносить представления (предложения) о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
  • получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;
  • взыскивать в установленном настоящим Кодексом порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;
  • приостанавливать в случаях, установленных настоящим Кодексом, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;
  • доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном статьей 74 Налогового Кодекса и иными законодательными актами;
  • требовать в ходе проведения проверки от представителей плательщика (иного обязанного лица) проведения инвентаризации имущества, а также проверять ее результаты и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);
  • вносить в компетентные органы предложения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь;
  • налоговые органы имеют также и другие права, установленные законодательством.

Согласно статье 82 Общей части Налогового кодекса налоговые органы и их должностные лица обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с законодательством;
  • корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;
  • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);
  • вести учет плательщиков (в установленных случаях - иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;
  • в порядке, установленном законодательством, проводить проверки;
  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  • требовать от плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
  • в порядке, установленном настоящим Кодексом, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;
  • соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах)
  • вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленных законодательством;
  • налоговые органы несут также и другие обязанности, определенные законодательными актами.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и его органы - это государственные правоохранительные органы исполнительной власти, наделённые специальной властью, специальными полномочиями в целях выполнения задач и функций в области таможенного, налогового и валютного контроля.

Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством, привлечение к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь. 

Таможенные органы по контролю соблюдения налогового законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь  имеют права и обязанности:

-   проведение налоговых  проверок;

- проверка всех документов, связанных с исчислением налогов  и таможенных пошлин;

- получение необходимой  информации по исчислению и  уплате налоговых платежей и  таможенных пошлин;

-  приостановление операций  налогоплательщиков по счетам  в банках при неисполнении  ими налогового законодательства;

-  применение штрафных  санкций;

-  взимание недоимок  по налогам, а также сумм штрафов  в бесспорном или судебном  порядке;

- наложение ареста на  имущество плательщиков в качестве  обеспечения исполнения налогового  обязательства, уплаты пени;

- и другие.

Для осуществления налогового контроля таможенные органы передают налоговым органам полученную от плательщиков информацию по таможенному делу.

Информация, представленная таможенными органами Республики Беларусь должна использоваться исключительно в данных целях.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и его местные финансовые органы, иные уполномоченные органы участвуют в налоговых отношениях в каждом конкретном случае в пределах их компетенции.

 

 

2 Критерии оценки  результативности и эффективности  контроля, проводимого налоговыми  органами

 

 

Во всех странах имеются субъекты, которые путем искажения данных отчетности и неуплаты налогов (сборов) стремятся снизить налоговую нагрузку. Также в деятельности налогоплательщиков нередко возникают ошибки, приводящие к занижению налоговых платежей [5]. Поэтому основной проблемой всех государств в области налогообложения на сегодняшний день является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Налоговый контроль направлен на обеспечения своевременности и полноты поступления налоговых доходов в бюджетную систему государства. Таким образом, налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы.

Для того, чтобы средства в виде налогов и других обязательных платежей в бюджет мобилизировались в полном объеме, необходимо четкое соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства и других нормативных актов. Именно поэтому, в настоящее время уделяется много внимания проблеме эффективности налогового контроля.

Информация о работе Результативность и эффективность налогового контроля