Результативность и эффективность налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — разобраться в современных проблемах и определить основные направления совершенствования системы налогового контроля Республики Беларусь, рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля, определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
При выполнении работы использованы методы исследования: систематизации и логического обобщения, табличный и графический метод, сравнительного анализа, группировок.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговый контроль.docx

— 70.26 Кб (Скачать файл)

При оценке работы налоговых органов, прежде всего, необходимо определить, что понимается под эффективностью контрольной работы. Определение эффективности контрольной деятельности налоговых органов состоит в соотношении поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата. Данным результатом являются суммы доначисленых и взысканных сумм налогов, сборов и пени, по результатам проверок, однако эти доначисления должны быть правомерны, а штрафные санкции должны применяться правильно. При этом эффективность подразумевает использование наименьшего объема средств для достижения заданных результатов или же достижение наилучшего результата при определенном бюджетом государства объеме средств.

Вопрос о том, как и с помощью каких критериев, оценивать работу налоговых органов, по-прежнему остается открытым, хотя разработано и предложено к использованию немало методик, различных по информационной базе и целям.

Для оценки эффективности налогового контроля в качестве основного показателя в настоящее время налоговыми органами применяется коэффициент общей эффективности, который рассчитывается как отношение суммы, взысканной из дополнительно начисленных в расчете на одного работника, к сумме, затраченной на одного работника:

где: Вз - сумма, взыскания из дополнительных начислений в расчете на одного работника;

        З - сумма затрат на одного работника.

 

 

 Расчет данного коэффициента дает возможность сделать вывод о том, что если не будет взысканий из дополнительных начислений, то в этом случаи работа налоговых органов не представляется эффективной.

Для более детальной оценки эффективности налогового контроля налоговыми органами разработана совокупности показателей.

Показатель нагрузки на одного специалиста, при помощи которого производится анализ соотношения количества налогоплательщиков, состоящих на учете к численности специалистов по инспекции, рассчитывается по формуле:

где: К - количество налогоплательщиков, состоящих на учете;

        Ч - численность специалистов по основной деятельности.

 

 Для того, чтобы оценить количество произведенных проверок необходимо рассчитать коэффициент охвата налогоплательщиков выездными проверками:

 где: КП - количество налогоплательщиков, которые проверились в исследуемом периоде;

          К - количество налогоплательщиков, стоящих на учете.

 С помощью данного  коэффициента учитывается нагрузка  на одного специалиста инспекции, при этом рассчитываемый показатель  рассматривается по отношению  к значению аналогичного показателя  за предыдущий период.

Следующим показателем, который рассчитывается при определении эффективности налогового контроля является показатель количества проверок на одного сотрудника:

 где: Ч - численность специалистов  по основной деятельности инспекции;

          П - количество проведенных проверок.

 Два последних показателя  целесообразно использовать в  совокупности с коэффициентом результативности проверок, который рассчитывается как отношение количества проверок, выявивших нарушения, к общему количеству проведенных проверок:

 где: П - количество проведенных проверок;

         Р - количество проверок, в которых выявлены нарушения.

 Одновременно с коэффициентом  результативности проверок, рассчитывается показатель результативности на одного специалиста, равный количеству проверок, выявленных нарушения, к численности специалистов основной деятельности:

 где: Р - количество проверок, выявивших нарушения;

       Ч - численность специалистов по основной деятельности.

При оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов коэффициенты результативности проверок и результативности на одного специалиста необходимо рассматривать в совокупности со значением коэффициента охвата. Это объясняется невозможностью сделать точных выводов об эффективности налогового контроля, в ситуации, когда коэффициент охвата и количества проверок на одного специалиста имеют высокие значения притом, что коэффициент результативности может быть нулевым.  Данный показатель, также необходимо рассматривать в динамике по отношению к аналогичному показателю предыдущего периода.[7]

Также для оценки эффективности налогового контроля используется коэффициент взысканий, который рассчитывается, как отношение суммы, которая взыскана из доначислений, к сумме доначислений по результатам проверки:

 где: В - сумма взысканий из суммы доначислений;

         Д - сумма доначислений в результате проверки.

 Значение данного коэффициента, при анализе эффективности контрольной  деятельности налоговых органов  рассматривается в сравнении  со значением данного показателя за предыдущий период.

 При оценки эффективности налогового контроля, также подвергается оценке результативность доначислений налогов в ходе проведения налоговыми органами контрольных мероприятий. Для этого используют показатель удельного веса дополнительно начисленных сумм налоговых платежей к общему объему налоговых поступлений:

 где: Д - сумма дополнительно начисленных платежей;

         С - сумма поступивших налоговых платежей.

 Еще одним показателем, характеризующим качество проведения контрольной работы налоговых органов, является коэффициент арбитражности, так как важным является судебное подтверждение правомерности доначисления налогов, сборов, пеней и штрафов. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы недоимки, пени, установленной в арбитражном суде, к сумме недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по акту проверки:

 где: Нар - сумма недоимки, пени, установленной в арбитражном суде;

        Нпр - сумма недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по акту проверки.

Результативность подразумевает равенство данного показателя единице, однако на практике, данный коэффициент обычно меньше 1.

В настоящее время основным недостатком всех существующих методик оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов является то, что оценка данных результатов возлагается непосредственно на работников налоговых органов, что, несомненно, приводит к сомнению в объективности получаемых оценок, особенно, при учете «закрытости» информации для внешних пользователей.

 Сведения, при помощи  которых осуществляется расчет показателей в рамках существующих методик, являются доступными только для самих налоговых органов. Это происходит, из-за того, что часть информации не может быть предоставлена  внешним пользователям в связи с ограничениями, которые установленными законодательством о налогах и сборах в части, касающейся налоговой тайны. Поэтому, существующие методы оценки могут использоваться только для проведения внутриведомственного контроля, а проведение расчетов внешними пользователями информации невозможно.[6]

 

3 Пути повышения  эффективности (результативности) налогового  контроля в Республике Беларусь

 

 

С 1 октября 2012 года вступили в силу основные положения указа №332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" от 26 июля 2012 года, в связи с чем в сфере осуществления проверок произошли определенные изменения.

 В частности, конкретизированы  действия проверяющих в отсутствие  проверяемого субъекта; установлены  последствия признания проверки  незаконной; закреплена такая форма  контроля (надзора), как мониторинг; определены новые основания назначения внеплановых проверок и др.

Кроме того, с 2013 года вступил в силу указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" от 23 октября 2012 года, которым предусматривается создание реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

С 1 октября 2012 года введена новая форма контроля - мониторинг.

Положение о порядке проведения мониторинга утверждено указом №332 о некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности, вступившим в силу с 1 октября 2012 года.

В положении установлены задачи и полномочия контролирующих органов при проведении мониторингов, а также предусмотрено, что в случае добровольного устранения субъектом выявленных в результате мониторинга нарушений санкции к нему не применяются.

 Мониторинг может осуществляться  в отношении всех субъектов  – и поднадзорных и подконтрольных. Это означает, что мониторинг  является новой формой контроля, коренным образом отличающейся  от проверочных мероприятий, потому  что он направлен прежде всего на предупреждение, профилактику правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности путем установления сотрудничества, открытого диалога с бизнес-сообществом.

Таким образом, мониторинг - это не проверка. Главное отличие этой формы контроля заключается в том, что при осуществлении мониторинга контролирующие и надзорные органы не используют полномочия, предоставленные им для проведения проверок.

 Мониторинг заключается  в наблюдении, анализе, оценке, установлении  причинно-следственных связей и  применяется для оперативной  оценки фактического состояния  объектов и условий деятельности  субъекта предпринимательской деятельности.

Кстати, с момента вступления в силу положения о мониторинге налоговыми органами проведено более почти 850 мониторингов, в результате которых в адрес с субъектов направлено более 400 рекомендаций об устранении выявленны нарушений. К примеру, мониторинг в сфере парикмахерских услуг привел к повышению выручки на одного работающего с Br2,2 млн. до Br5 млн.

Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции. И только в случае невыполнения этих рекомендаций в рамках мониторинга могут быть применены меры административной ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций.

Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности.

 Другими словами, мониторинг  это не слежка, а диалог государства  с бизнес-сообществом в виде рекомендаций. При этом главная задача - добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме.

В Республике Беларусь на этапе развития отношений в сфере налогообложения, постоянного совершенствования налогового регулирования необходимо развивать организационно–правовые механизмы, которые позволяют государству реализовывать свои интересы при осуществлении налоговых изъятий. Среди таких механизмов наиболее важным и значимым является налоговый контроль.

Необходимость налогового контроля объясняется наличием частого уклонения плательщиков от налогообложения. В итоге государство недополучает значительные суммы налоговых платежей. Без эффективной

работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.

На сегодняшний день вопросы налогового контроля в Республике Беларусь регулируются главой 9 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь [4]. Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются плательщиками в налоговые органы из–за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги.

Налоговые органы Беларуси в 2010 году провели более 56 тыс. проверок плательщиков, в том числе более 41 тыс. проверок субъектов предпринимательства. Результативность проведенных проверок составила 96,2%, что на 3,3 процентного пункта выше показателя 2009 года. По результатам проверок предъявлено к уплате в бюджет Br218,4 млрд., в том числе субъектам предпринимательской деятельности Br206,6 млрд., или 139,5% к уровню 2009 года, физическим лицам – Br11,8 млрд. (104,8%). Из доначисленных по результатам проверок платежей в бюджет взыскано Br155,2 млрд., что в сопоставимых ценах выше уровня 2009 года на 31%. Анализ контрольной деятельности региональных налоговых органов в 2011 году так же показывает, что если проверок в Беларуси стало меньше, то их результативность приближается к 100% [5] .

Анализ эффективности деятельности налоговых органов определяет, что в Республике Беларусь достаточно развит налоговый контроль и эффективность его постоянно повышается. Об этом свидетельствует то, что количество проводимых проверок неуклонно сокращается, а предъявленные к взысканию по результатам проверок налоги и экономические санкции растут. Однако налоговая культура плательщиков все еще недостаточно высока, так как по итогам проверок выявлены нарушения у 75,1% проверенных субъектов предпринимательской деятельности.

Информация о работе Результативность и эффективность налогового контроля