Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы, это рассмотреть регулирующую функцию налогов и ее реализацию в современных условиях
Исходя из цели, следуют задачи:
дать понятие регулирующей функции налогов;
рассмотреть концепции налогового регулирования;
выяснить положение современной налоговой системы РФ

Содержание

ВЕДЕНИЕ 4
1.РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1.ПОНЯТИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.2.КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ 6
1.3.НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 8
1.4.СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ И ЛАФФЕРОВЫ ЭФФЕКТЫ 10
2. СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ 23
2.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА 90-Х ГГ. 23
2.2. ПРЕДПОСЫЛКИ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 24
2.3. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях1.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки «разумности» уровня налогообложения используется критерий эластичности налоговой системы. Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала и обеспечивать развитие производства, т.е. чтобы налоги были не тяжким бременем для налогоплательщиков, а одним из стимулов развития экономики.

Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия  прибыли в бюджет. Но, чтобы ее найти, необходимо провести исследование активности предприятий в случае применения тех или иных налоговых ставок. Их уровень, однако, не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и будет поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции экономического регулятора.

Теория монетаризма, разработанная  американским экономистом, профессором Чикагского университета М.Фридменом, приверженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием массы денег в обращении. Делается также ставка и на снижение налогов. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы — изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет достичь стабильности функционирования финансового механизма государства и предприятий.

Основная идея неоклассических  теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

 

2. Современная налоговая система России

2.1. Налоговая система 90-х гг.

Налоговая система в  Российской Федерации практически  была создана в 1990 г., когда в декабре  этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие (введён с 01.01.92). Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.  Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Сущность налога составляет изъятие  государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Таким образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

2.2. Предпосылки налоговой реформы

Сложившийся в конце 90-х гг.  в  России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в  преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств в федеральный бюджет.

Экономисты и занимающиеся налоговой реформой специалисты  считают, что состояние бюджета  зависит, главным образом, от трех групп  факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные  недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения.

Вместе с тем, действующее  налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной  стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

Объективно анализируя сложившуюся в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и реальное увеличение доходов в бюджет может обеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группы факторов начнут работать лишь в более или менее отдаленном будущем.6

 Все это подчеркнуло  необходимость осуществления налоговой  реформы, которая должна была  решать две главные задачи, причем  противоречащие друг другу. С  одной стороны, нужно ослабить  налоговое давление на предприятия  и организации, особенно на  отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. В перспективе же нужно добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источников просто нет.

Основным курсом налоговой реформы  было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2.3. Налоговый Кодекс РФ

Результатом первого  этапа налоговой реформы явилось  принятие Налогового Кодекса Российской Федерации, первая часть которого  вступила в силу с 1 января 1999 года. Налоговый  Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения.

В новом НК РФ, разграничились понятия  налог и сбор, что немаловажно. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.

НК РФ определяет общие  принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых  органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок.

Круг налогоплательщиков и плательщиков сборов - «Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.

Объектами налогообложения  могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

По налогам могут  устанавливаться в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие  “налоговое бремя”.

Налоговое бремя - это  величина налоговой суммы, взимаемой  с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика7.

В НК РФ провозглашен ряд  вполне разумных постулатов, например следующие:

  • законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципов справедливости;
  • налоги не могут иметь дискриминационный характер;
  • налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
  • не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств в пределах территории РФ;
  • законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика8.

К положительным результатам  первого этапа налоговой реформы  можно отнести формирование разветвленной  сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.

 

Заключение

Регулирующая функция  налогов в современных условиях состоит не столько в том, чтобы  путем уменьшения налогового бремени создать общие условия для благоприятного развития экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственным субъектам и его конкретными экономическими действиями. Налоговые теории можно разделить на две группы: кейнсианские и неоклассические. Один из ученых — сторонников концепции экономики предложения, относящийся к неоклассической школе, А.Лаффер выразил зависимость между налоговыми ставками и поступлениями налоговых сборов в бюджет в виде кривых, отражающих предел роста налогов.

Основными недостатками налоговой системы являются:

  • Фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию.
  • Высокий уровень налогообложения предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС.
  • Нестабильность налогового законодательства и особенно по прибыли, НДС, акцизам.
  • Современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов.
  • Существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не по экономическим причинам, а по налоговым.
  • Ориентация на легкособираемые налоги, у которых налогооблагаемой базой является выручка от реализации продукции, что ведет к явной депрессии экономики производственной сферы.

Какова же должна быть налоговая система, чтобы она  дала возможность развиваться производству, предпринимательству и, главное, увеличивала  доходы населения? В оценке эффективности  любой налоговой системы существует три критерия:

  • Соотношения выгоды налогоплательщика предоставляемым государством услуг.
  • Административные издержки.
  • Затраты налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.

Чтобы судить об эффективности современной  налоговой системы России необходимо выяснить составляющие этой систем. При анализе этого вопроса пришлось столкнуться с существующей сегодня проблемой: нет единой трактовки понятий

  • налоговая система и ее элементов
  • система налогообложения и ее элементы.

Так, по методу установления налоги у Черника Д. Г. («Налоги», М. 1999 г.) подразумеваются прямые и косвенные, а у Русановой И. Г. («Налоги и налогообложение», М. 1999 г.) по тому же методу на личные и реальные. У одних авторов виды налогов входят в систему налогов, у других - виды налогов входят в систему налогообложения. То есть имеется определенная теоретическая путаница. В этой работе предлагается налоговая система, разработанная исходя из федеральных законов и из правоохранительной практики.

 

 

Список литературы

    1. Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 1995.
    2. Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. - 1997. - № 2. С. 67.
    3. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. - 1997. - № 4. С. 22-24.
    4. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов на Дону: Феникс, 2000. 416с.
    5. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 120с.
    6. Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А., Петухова Р.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. СПб: Питер, 2001. 304 с.
    7. Коваль Л.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 272 с.
    8. Коровкин В. В., Кузнецова Г.В. Подготовка к налоговой проверке. М.: ПРИОР, 1995. 144с.
    9. Кулеш В.А. Налоговая адвокатура или как защищаться от налоговых санкций. М.: Бухгалтерский бюллетень, 1997. 608 с.
    10. Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Книжный мир,2001. 848 с.
    11. Люсов А.Н. Налоговая система России: Налогообложение банков. М.: Банкцентр, 1994. 192 с.
    12. Медведев А.Н. Хозяйственные договоры и сделки: Бухгалтерский и налоговый учет. М.: ИНФРА-М, 1998. 504 с.
    13. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999. 352 с.
    14. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: курс лекций. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2001.304с.
    15. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб: Питер, 2000. 320 с.
    16. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Черника Д.Г. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1998. 544 с.
    17. Налоговая система России: Учеб. пособие/Под ред. Черника Д.Г., Дадашева А.З. М.: АКДИ Экономика и жизнь, 1999. 296 с.
    18. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов /Под ред. Князева В.Г., Черника Д.Г.-2- е изд., перераб. и доп. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. 191 с.
    19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001. 448 с.
    20. Ходов Л.Г. Налоги и налогов регулирование экономики: Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2003. - 253 с.
    21. Черник Д. Г. Налоговая реформа на рубеже веков. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2000. 112 с .
    22. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 511с.
    23. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999. 429 с.

Информация о работе Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях