Функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%.
С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.
Функциональная определенность налога обуславливает характер его действия и область применения, то есть формирует стержень налоговой политики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и признаки налога 4
1.1. Понятие налога, его сущность 4
1.2. Признаки налога 5
Глава 2. Функции налогов 8
2.1. Фискальная функция 10
2.2. Регулирующая функция 11
2.3. Распределительная функция 14
2.4. Контрольная функция 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 54.83 Кб (Скачать файл)

Содержание


 

Введение 3

Глава 1. Сущность и признаки налога 4

1.1. Понятие налога, его  сущность 4

1.2. Признаки налога 5

Глава 2. Функции налогов 8

2.1. Фискальная функция 10

2.2. Регулирующая функция 11

2.3. Распределительная функция 14

2.4. Контрольная функция 15

Заключение 17

Список использованной литературы 19

 

 

Введение

 Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%.

С помощью налогов государство  решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов  осуществляется посредством функций  налогообложения.

Функциональная определенность налога обуславливает характер его действия и область применения, то есть формирует  стержень налоговой политики.

В экономической литературе до сих  пор не установилось единого мнения о числе, содержании и реализации налоговых функций. Во-первых, разные авторы приводят различные комбинации налоговых функций, в числе которых  указываются фискальная, экономическая, распределительная, контрольная, регулирующая, социальная, политико-экономическая, стимулирующая  и другие, часть из которых не имеет под собой научного и  теоретического основания, чтобы отнести  их к объективным функциям налогов. Во-вторых, часто подменяются понятия  «функции налогов» и «цели и задачи налоговой системы».

 Между тем функции налоговой  системы являются выражением  ее внутренней сущности и не  сводятся к «целям и задачам», которые носят конкретный, ограниченный  во времени характер, и формулируются  государством. Необходимо знать  все существующие функции налога, для того, чтобы была возможность  правильного их сочетания, а  в дальнейшем и применения.

В своей контрольной работе я подробно рассмотрю тему: «Функции налогов».

 

 

Глава 1. Сущность и признаки налога

1.1. Понятие налога, его сущность

Налоги представляют собой один из существенных элементов, определяющих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образования, здравоохранения, культуры и т.д.), но и осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода в целях образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально-экономических отношений; для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные функционированию государственного механизма.

В современной российской экономической  теории нет единого мнения относительно определения налогов, на практике используют формулировку, представленную в Налоговом  кодексе РФ: налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

1.2. Признаки налога

Определение налога в целом базируется на его основных сущностных признаках.

Из признака «обязательность» вытекает, что налогообложение основано на государственном принуждении. В этом заключается коренное отличие налогового права от гражданского, семейного и трудового, которые строятся на основе добровольности. Государство, устанавливая налоговое законодательство, заставляет индивидуальных налогоплательщиков платить налоги и распределяет полученные средства на блага всего общества. При неуплате налогоплательщик будет наказан. Поэтому налоговые отношения специальным образом законодательно закреплены, в отношении большинства налогов налоговым законодательством, что не исключает возможности установления некоторых налогов и иным законодательством в зависимости от компетенции контролирующих его исполнение органов, например таможенным законодательством.

В налоговых системах некоторых  стран могут существовать и «необязательные» налоги – церковные, установленные не актами государственной власти, а религиозными нормами, обеспечиваемыми моральным авторитетом принятой конфессии. В мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит – Йемене, Саудовской Аравии, Пакистане и других, религиозные налоговые нормы санкционированы государством и становятся общегосударственными.

Исламские налоги взимаются в соответствии с Кораном, направляются на обеспечение  мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным, ведение религиозных  войн и т.д.

Таким образом, налог представляет собой историческую финансово-правовую категорию. Налоги возникли вместе с государством для обеспечения общественных интересов, исторически меняли свою форму вслед за развитием производительных сил. Государство своими законами определяет специальные правила исчисления и уплаты налогов. Следовательно, налогам свойственна императивность и легитимность. В императивности как раз и предполагаются отношения власти и подчинения. По отношению к налогам это означает, что субъект налогов не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности внесения налогов в бюджет того или иного уровня. Вмести с тем налоги не правомерно отождествлять с иными платежными обязательствами перед государством, например разного рода санкциями, которые тоже устанавливаются законодательно.

Легитимность при налогообложении означает, что налогами облагаются только законные доходы, имущество или сделки.

Императивность означает, что налогообложение должно строиться таким образом, чтобы воспроизводиться вместе с государством, оно не должно подрывать экономическую базу государства. «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда», – писал французский просветитель и философ XVIII в. Шарль Монтескьё.

Из признака «индивидуально безвозмездный платеж» вытекает, что при налогообложении происходит относительно безэквивалентное изъятие части доходов или сбережений для финансирования государственных расходов. Разумеется, государство может потратить собираемые налоги и не на общественно необходимые цели (например, на финансирование излишних управленческих расходов), но это не говорит об иной сущности налогов, а лишь свидетельствует о неэффективности государственной власти и необходимости ее трансформации. Финансируя за счет налоговых доходов социальную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и т.д., государство обеспечивает общественную возмездность собранных в бюджетах доходов. Индивидуальная безвозмездность налогов означает лишь то, что для конкретного налогоплательщика невозможно определить эквивалентность между суммой уплаченных налогов и размером полученных через систему бюджетных расходов благ. 

При налогообложении у налогоплательщика  изымаются принадлежащие им на праве  собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления денежные средства, таким образом, права собственности на доходы и сбережения или права на управление собственностью переходят от налогоплательщика к государству. В большинстве случаев при налогообложении происходит смена собственника денежными средствами, однако обязанность уплаты налогов носит всеобщий характер, т.е. их платят и государственные предприятия. В этом случае собственник денежных средств не меняется (им остается государство), происходит смена управляющего денежными средствами. Права управления от предприятия переходят к исполнительным органам государственной власти.

В обществе с высоко развитыми товарно-денежными  отношениями налоги взимаются преимущественно  в денежной форме, но исторически существовали и натуральные виды налогов. Налоги взыскивались путем исполнения трудовых повинностей или через уплату натуральных податей.  

С помощью налогов происходит перераспределение национального дохода и формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, поэтому налоги правомерно считать стоимостной финансовой категорией.

 

Глава 2. Функции налогов

Вопрос о роли и функциях налогов  всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной  полемики. Выполняют ли налоги исключительно  фискальную функцию, или налогам  присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень полемики.

Итак, функции любой экономической  категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также  выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

В экономической среде до сих  пор нет единого мнения о составе  и содержании налоговых функций. Следует отметить, что проблема эта  далеко не академическая. Функциональная определенность налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она  предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу  применения, формируя таким образом  направленность налоговой политики. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно  разделить на три группы.

Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции  налогов, в частности И.В. Горский. По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Только фискальная функция за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она  самодостаточна, естественным образом  находит свое собственное воспроизводство  в развитии экономики и не нуждается  в «регулирующих» противовесах.

Другие ученые, например Д.Г. Черник, Г.Б. Поляк и А.Н. Романов, ограничиваются рассмотрением двух функций –  фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По их мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой единство противоположностей. Однако внутреннее единство не исключает наличия противоречий внутри каждой функции и между ними.

Третья группа ученых, в частности  А.В. Брызгалин, В.Г. Пансков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, полагая, что только фискальная и регулирующая функции  не охватывают всего спектра налоговых  отношений, включая их влияние как  на экономику в целом, так и  на отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме этих двух функций, выделяются по меньшей мере контрольная и  распределительная функции.

Безусловно, такой разброс мнений не случаен. Он определяется исторически  сформировавшимся различным видением в налогах меры «зла» (фиска) и  «добра» (регулирования, стимулирования и т.д.). Кроме того, зачастую приверженцы  рассмотрения сверх фискальной функции  только одной регулирующей (или, как  ее еще называют, экономической, распределительной) при раскрытии ее определяют различные  сегменты проявления данной функции. Эти  сегменты, отображая проявление в  налогах процессов распределения, стимулирования и контроля, по сути воспроизводят аналогичные функции, но на более низком иерархическом  уровне, как бы подчеркивая их подчиненность  двум основным функциям. Думается, что  такая подчиненность одних функций  другим не может задаваться априори, она должна меняться в соответствии с приоритетными целями налоговой  политики, которые неизбежно различаются  на разных этапах социально-экономического развития страны. Неизменно основной может быть только фискальная функция. На стадии теоретического изучения все  остальные функции логичнее рассматривать  как паритетные. Поэтому более  обоснованно все же рассматривать  многофункциональный характер проявления налогов.

Отстаивая позицию множественности  функций налогов, тем не менее  нельзя не заметить достаточную условность любой попытки разбиения всей гаммы проявления свойств налога по отдельным составным элементам. Все дело в том, что функции  налогов не проявляются независимо одна от другой, они взаимосвязаны  и взаимозависимы, представляя собой  неразрывное единство. Вместе с тем  это единство не исключает их взаимной и внутренней противоречивости, возможности  приоритетной реализации одной функции  в ущерб другим, что лишний раз  оттеняет определенную самостоятельность  каждой функции и перспективность  изучения всего их многообразия.

Видится логичным выделение четырех функций налогов, представленных на рис. 1.


                               


 

                               



Стимулирующая

Дестимулирующая

Воспроизводственная

 

Рис. 1. Функции налогов

Рассмотрим эти функции подробно.

2.1. Фискальная функция

Фискальная функция (от лат. fiscus – государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета в целях создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Информация о работе Функции налогов