Сущность и функции налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Налоговое законодательство - это совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, актах представительных органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения: устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налоговых обязательств, защиту прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………2
1. Понятие, структура и значение законодательства о налогах и сборах в РФ………….3
2. Налог как правовая категория (понятие, юридические признаки, значение, содержание, функции)……………………………………………………………………………..13
3. Основные элементы налогообложения………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

дисц 3.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………2

1. Понятие, структура  и значение законодательства  о налогах и сборах в РФ………….3

2. Налог как правовая  категория (понятие, юридические  признаки, значение, содержание, функции)……………………………………………………………………………..13

3. Основные элементы налогообложения………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………………………..25

Список литературы…………………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении десятка  последних лет налоговая система  России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства, как России, так и ее субъектов  находятся в постоянном поиске оптимальных  решений в сфере налогообложения.

Это оправданно, так как  в условиях мирового рынка и международной  конкуренции преимущество имеют  страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров  и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках производства.

Наиболее подвержен динамике такой элемент налоговой системы, как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих  территориальных образований.

История налогов насчитывает  тысячелетия. Налоги выступили необходимым  звеном экономических отношений  с момента возникновения государства  и разделения общества на классы, когда  нарождающиеся социально-государственные  механизмы древнего мира потребовали  соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С.Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

В своей работе я рассматриваю понятия, структуру и значения законодательства о налогах и сборах, а также  понятие, юридические признаки и  значение налогов и сборов.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, структура и значение законодательства о налогах и сборах в РФ

Концепция, лежащая в  основе формирования налогового законодательства РФ - создание системы законов о  налогах прямого действия, исключающей  издание конкретизирующих и развивающих  их подзаконных актов. Именно законодательная  основа налогов, исключающая возможность  неоднозначного толкования тех или  иных положение, создает необходимые  условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

Конституция РФ не допускает  взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или  другого акта органа исполнительной власти.

Как отмечает С.Г.Пепеляев, «вопрос о налоговом законодательстве - это не только вопрос о видах нормативно правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию именно актами конкретного вида».

Налоговое законодательство - это совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, актах представительных органов  местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере  налогообложения: устанавливающих  систему налогов и сборов, общие  принципы налогообложения, основания  возникновения, изменения и прекращения  отношений собственников и государства  по уплате налогов и сборов, формы  и методы налогового контроля, ответственность  за нарушение налоговых обязательств, защиту прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений. Пепеляев С.Г. «Налоговое право» ИД ФБК-ПРЕСС. М.: 2004г.

Законодательство о налогах  и сборах является, по сути, специальным  налоговым законодательством. В  соответствии со ст. 1 Налогового кодекса  РФ оно включает в себя:

1. Федеральное законодательство  о налогах и сборах (состоит  из НК РФ и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах);

2. Региональное законодательство  о налогах и сборах (состоит  из законов субъектов РФ и  иных нормативно правовых актов  о налогах и сборах, принятых  в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации  законодательными (представительными)  органами субъектов РФ;

3. Местные акты о налогах  и сборах, принятые представительными  органами местного самоуправления  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ.

Наиболее важные положения  об организации и осуществлении  налогообложения в России закреплены Налоговым кодексом. Налоговый кодекс состоит из двух частей - общей и  особенной. В первой части Налогового кодекса устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и контроля за соблюдением налогового законодательства.

Кроме нормативных договоров, важное значение имеют международные договоры и соглашения, поскольку Конституция Российской Федерации устанавливает их приоритет над любыми национальными законодательными актами.

В последнее время международные  акты являются перспективными источниками  правового регулирования. В международном договоре могут быть установлены: общие принципы взаимодействия договаривающихся сторон в сфере налогообложения: соглашения, направленные на избежание двойного налогообложения; общие налоговые соглашения, которые охватывают все вопросы налогообложения; ограниченные налоговые соглашения, охватывающие лишь отдельные вопросы в налоговой сфере; соглашения, в которых наряду с другими вопросами, рассматриваются налоговые вопросы; налоговые соглашения, касающиеся индивидуальных лиц и хозяйствующих организация.

Весьма влиятельными в  регламентации отношений налогового характера стали в последнее  время акты Конституционного суда Российской Федерации, поскольку они имеют  прямое отношение к совершенствованию  процесса налогового законотворчества и приведению норм отдельных законов  в соответствие с нормами Конституции.

Кроме того, Конституционный  суд уполномочен непосредственно  влиять на содержание налогового законодательства посредством признания незаконными отдельных нормативных актов или их частей. Крохина Ю.А. «Налоговое право России». М.: «Норма», 2003г.

Содержание налогового законодательства, возможно подразделить на группы нормативных актов по признаку регулирования разных элементов налоговой системы.

 

По данному классифицирующему  признаку различают:

- совокупность нормативных  актов, регулирующих правовой  режим налогов, сборов и других  платежей;

- совокупность нормативных  актов, регулирующих систему налоговых  органов государства, их статус  и полномочия;

- совокупность нормативных  актов, регулирующих порядок распределения  налогов и иных платежей в  соответствующие бюджеты и во  внебюджетные фонды;

- совокупность нормативных  актов, регулирующих формы и  методы налогового контроля;

- совокупность нормативных  актов, регулирующих порядок и  условия налогового производства;

- совокупность международных  нормативных актов о налогообложении.

Рассматривая налоговое  законодательство подобным образом, мы получаем представление о его  системе и производим разграничение  понятий «содержание налогового законодательства» и «системы налогового законодательства».

Как следует из статьи 1 Налогового кодекса России, содержание налогового законодательства можно  рассматривать как совокупность правил поведения, представленных в  виде их источников и состоящих из Налогового кодекса и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов о налогах и (или) сборах.

Система налогового законодательства - это множество закономерно связанных  друг с другом нормативных актов  о налогообложении, представляющих собой определенное целостное образование, единство.

Как мы видим, понятие «содержание  налогового законодательства» близко к понятию «система налогового законодательства». Последняя упорядочивает содержание законодательства о налогообложении в соответствии с принципами ее системы.

Для того, чтобы налог действительно можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т. п. Эта информация называется элементами закона о налоге. Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу, как бы каркас закона о налоге. Конкретное же содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога.

Таким образом, установление налога означает определение всех существенных элементов закона о налоге. Только целостная система элементов  позволяет сказать, что у налогоплательщика  появилась обязанность уплатить налог. В противном случае налог  не может считаться установленным. Это вытекает из требования о законодательном  оформлении налогов, согласно которому различные ведомства не могут  устанавливать налоги, а значит, и восполнять пробелы в системе  элементов закона о налоге.

К чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге? С одной стороны, это  приводит к законной возможности  уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог  не может считаться установленной. С другой стороны, неполное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые  пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения  закона о налоге. Брызгалин А.В. «Теория налогов», М.: Аналитика-пресс, 2002г.

Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

К существенным элементам  закона о налоге относятся следующие:

1) субъект налога (налогоплательщик);

2) объект и источник  налога;

3) единица налогообложения;

4) налоговая ставка (норма  налогового обложения);

5) сроки уплаты налога;

6) предмет налога;

7) масштаб налога;

8) налоговый период;

9) порядок исчисления  налога;

10) способы и порядок  уплаты налога.

К факультативным элементам  относятся:

1) порядок возврата неправильно  удержанных сумм налога;

2) ответственность за  налоговые правонарушения;

3) налоговые льготы.

Перейдем к рассмотрению основных элементов закона о налоге.

Налогоплательщик (субъект  налога) - это лицо, которое в соответствии с законом обязано уплатить налог  за свой собственный счет.

Налогоплательщик имеет  право:

* пользоваться льготами  по уплате налогов на основаниях  и в порядке, установленных  законодательными актами;

* представлять налоговым  органам документы, подтверждающие  право на льготы по налогам;

* знакомиться с актами  проверок, проведенных налоговыми  органами;

* представлять налоговым  органам пояснения по исчислению  и уплате налогов и по актам  проведенных проверок;

* в установленном порядке  обжаловать решения налоговых  органов и действия их должностных  лиц и др. Налогоплательщик обязан:

* своевременно и в  полном размере уплачивать налоги;

* предъявлять налоговым  органам необходимые для исчисления  и уплаты налогов документы  и сведения,

* выполнять требования  налогового органа об устранении  выявленных нарушений законодательства  о налогах;

* вести бухгалтерский  учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной  деятельности, обеспечивая их сохранность  не менее пяти лет.

Существуют и другие обязанности.

Виды налогоплательщиков. Наиболее важным основанием классификации  субъектов налога является постоянство  местопребывания (резидентство).

Физическое лицо (гражданин  РФ, иностранец, лицо без гражданства) считается резидентом, если оно проживает  на территории Российской Федерации  не менее 183 дней в течение 12 календарных  месяцев.

Для юридических лиц  в целях определения постоянного  местопребывания в Российской Федерации  в основном используется критерий места  инкорпорации. Все юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации, являются ее резидентами. Практическое значение определения места постоянного  местопребывания налогоплательщика  заключается в следующем: у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, в то время  как у нерезидентов налогообложению  подлежат доходы, полученные из источников, находящихся в Российской Федерации.

Информация о работе Сущность и функции налога