Проблемы распределения налогов между бюджетами разных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования системы налогов и распределения средств между бюджетами разного уровня определяется финансовыми реформами, которые играют важнейшую роль в экономической политике государства по двум причинам. Во-первых, без последовательной бюджетной политики усилия по стабилизации экономики не эффективны. Во-вторых, распределительные и стимулирующие аспекты налоговой политики исключительно важны для структурных преобразований экономики - с их помощью создается среда, в которой может эффективно развиваться предпринимательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы распределения налогов между бюджетами разных уровней.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

Поступления в бюджет в 2010 г.   составили 99282,4 млн.руб., что   на 4911 млн.руб. меньше по сравнению  с 2009 г.  А в 2011 г. сумма налоговых доходов близка к той сумме за 2010 г.  Также данные таблицы свидетельствуют о том, что  поступления  от федеральных  налогов  сократились    в  2010  г.   на  5802,6 млн.руб.,    и составили 92026,1 млн.руб. . Что же касается 2011 г., то сумма федеральных налогов значительно превысит сумму за 2010  г.

По  региональным  и  местным  налогам  наблюдается  рост  поступлений  данных  доходов  в бюджет по отношению к налоговым доходам в целом,  в пределах  от 0,8 до 2%.  По налогам на совокупный доход, если исходить из удельного веса,  поступления повысились, лишь на 0,1%  в 2010 г., и остались на том же уровне в 2011 г.

Рассмотрим данную тенденцию на рисунке 1.

Большую часть поступлений составляют федеральные налоги как в 2009 г., так и в 2010 г. Все остальные налоговые доходы не превышают за эти года сумму в 5000 млн.руб. млн. руб.

 

Рис. 1 Структура налоговых доходов бюджета Тюменской области

 

Причины роста и уменьшения налоговых доходов по их видам рассмотрим в таблице 2.2.

Поступления от налога на прибыль организаций в 2010 г. составили 71525,2 млн.руб., что  намного  больше,  если  сравнивать  с  2009  г.,  когда  поступления  от  данного  налога равнялись  47141 млн. руб. По НДФЛ, акцизам и госпошлине  наблюдается положительная тенденция, доходы идут в рост, но, несмотря на это их удельных вес падает по сравнению к общей сумме доходов в целом.

Раньше  в  соответствии  с  Налоговым  кодексом  95%  налога  на  добычу  полезных ископаемых направлялись в федеральный бюджет, а 5% - в бюджет региона. Для Тюменской области НДПИ давал чуть ли не треть всех собираемых фискальных сборов. Но с 2010 г. были внесены  изменения в Налоговый кодекс, согласно которым весь НДПИ (100%) теперь поступает федеральный бюджет .  В результате бюджет региона потерял чуть  меньше 40 млрд.руб.,  за  счет  которых  Тюменская  область    могла  бы    эффективно  решать  свои социальные проблемы.

Налоги  на  совокупный  доход,  включая  и ЕНВД,  и УСН,  и ЕСХН,  с  каждым  годом имеют тенденцию к увеличению доходов  региона.

Таблица  2.2.

Анализ  динамики  и  структуры  налоговых  доходов  консолидированного бюджета Тюменской области за 2009, 2010 и 2011 гг.

Показатель

2009 г

2010 г

2011 г

сумма,

млн руб

уд. вес,

%

сумма,

млн руб

уд. вес,

%

сумма,

млн руб

уд. вес,

%

Доходы всего, в т.ч.:

 

125986,1

100,0

145566,6

100,0

156115,9

100,0

Налоговые доходы – всего, из них

104193,4

82,7

99282,4

68,2

101217,4

77,5

Налог на прибыль организаций

47141,0

37,4

71525,2

49,1

71496,7

61,2

НДФЛ

15855,4

12,6

17210,3

11,8

18071,4

9,7

Акцизы

2376,9

1,9

2815,0

1,9

2751,6

1,7

НДПИ

32145,3

25,6

36517,4

0,1

32823,0

0,1

Гос. пошлина

161,4

0,1

439,2

0,3

425,6

0,3

Налог, взимаемый в связи с применением УСН

946,4

0,8

1065,0

0,7

1015,6

0,9

ЕНВД

822,8

0,7

883,2

0,6

901,1

0,6

ЕСХН

9,2

0,1

10,8

0,1

12,6

0,01

Налог на имущество организаций

2898,8

2,3

3390,4

2,3

3410,3

2,2

Транспортный налог

571,8

0,5

795,9

0,6

503,2

0,2

Налог на игорный бизнес

75,1

0,1

(13,7)

(0,1)

0,6

0,1

Налог на имущество физических лиц

146,2

0,1

120,1

0,1

126,5

0,1

Земельный налог

894,4

0,7

1004,6

0,7

1070,5

0,6

Прочие доходы

21792,7

17,3

46284,2

31,8

46989,5

22,5

 

 

Для более конкретного рассмотрения обратимся к рис. 2.

Что касается  налога на имущество организаций, то поступления от  данного налога  в 2010 г.  по сравнению с 2009 г. увеличились на 491,6 млн.руб. и составили  3390, 4 млн.руб.

Оценивая 2011 г., видно, что сумма налога превышает сумму 2010 г.

В связи с тем, что  в ноябре 2010 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, снижающие базовую ставку транспортного налога в два раза и предоставляющие субъектам Федерации  (в  том  числе  Тюменской  области)  право  обнулить  ставку  для  автомобилей мощностью менее  150  лошадиных  сил,  наблюдается  снижение  доходов  от  транспортного налога.

Значительное снижение доходов наблюдается и   по игорному бизнесу, поскольку с 1 июля 2009 г. деятельность игорных заведений в Тюменской области была запрещена. 

Рис.2 – Динамика налоговых доходов Бюджета Тюменской области, млн.руб.

Рассмотрев тенденцию поступления доходов в бюджет Тюменской области, видно, что доля  налоговых  доходов  все  равно  постепенно  снижается.  Определяющее  влияние  на поступление  налоговых  доходов  в  консолидированный  бюджет  области  оказало продолжение  проводимой  на  федеральном  уровне  налоговой  реформы,  направленной,  с одной стороны, на последовательное снижение налогового бремени на экономику, а с другой - на централизацию доходов в федеральном бюджете. 

Проведённый  сравнительный  анализ  поступления  налоговых  доходов  в  бюджет Тюменской области показывает, что налог на прибыль и налог на доходы физических лиц являются  основными  в  налоговых  поступлениях  бюджета  Тюменской  области.  Следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей области, тем больше будет величина доходов в местный бюджет.

Развитие  экономического  потенциала  страны,  увеличение  населения,  расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объёма местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, по первой части, данной курсовой работы, можно дать следующую характеристику современной налоговой системы:

- Налоговая система образует совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения. В то же время необходимо понимать, что налоговая система многоуровневая, она включает не только совокупность налогов, сборов и других платежей (система налогов), но также совокупность законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, и систему государственных институтов, осуществляющих администрирование налогов, контроль за своевременностью и полнотой их уплаты.

- В Российской Федерации налоговая система ориентирована на потребности бюджетного финансирования, т.е. преобладает фискальная функция налогов. При этом рост налогового бремени подавляет деловую активность, а получаемые доходы бюджета всё равно не покрывают потребности бюджета. В сложившейся ситуации возникает задача разумного распределения доходного (налогового) потенциала между уровнями бюджетной системы страны.

- В Российской Федерации формально используются три основные формы распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако роль этих трёх форм отнюдь не одинакова. Однозначно доминирует разделение федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования источников крайне незначительна.

Во второй части данной курсовой работы, на примере Тюменской области, проведя сравнительный анализ распределения налогов, можно сделать следующие выводы:

 

- По доле налоговых доходов в общей сумме доходов бюджета (69%) Тюменская область соответствует среднероссийскому уровню. Налоговые доходы на душу населения в регионе в 2011 году оказались ниже среднероссийского значения на 28,3%, поскольку налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в целом росли в 2011 году опережающими по сравнению с Тюменской областью темпами в основном за счет налогов на доходы полезных ископаемых и налога на прибыль.

- Бюджетообразующими налогами в Тюменской области являются: налог на прибыль организаций (24,1% в налоговых доходах), налог на доходы физических лиц (44,2%), акцизы (11,5%) и имущественные налоги (включая земельный, 15,2%

- Региональная налоговая политика Тюменской области должна быть ориентирована на увеличение налоговых доходов региона за счет экономического роста, развития внутреннего налогового потенциала и повышения инвестиционной привлекательности региона. Приоритетным направлением должно стать обеспечение условий для дальнейшего экономического роста региона и расширения его налоговой базы за счет стимулирования экономической активности действующих хозяйствующих субъектов, притока инвестиционных ресурсов в область. Необходимо активизировать работу с инвесторами, повысить эффективность системы поддержки и сопровождения инвестиций, обеспечить развитие инвестиционной инфраструктуры области.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год"

2. Федеральный закон от 27.12.2005 N 198-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации

3. Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"

4. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

5. Закон РФ от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год" (с изм. и доп. от 18 декабря 1992 г., 16 июля 1993 г.)

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ)

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля, 13 марта, 3, 30 июня, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 10 ноября, 4, 5, 18, 29, 30 декабря 2006 г.)

Литература, учебные пособия, журналы

1. Бутов В.М., Игнатьев В.Г., Кетова Н.Л. Основы региональной экономики. Учебное пособие.- Москва. Ростов Н/Дону, 2000.

2. Гаврилов А.Н. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

 

3. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, 10, 1996

4. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2005.

5. Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А.Я.Лившицем) // Финансы, 9, 1996

6. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, 1, 1997

7. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, 11, 1996

8. Коломиец А.Л., Мельник А.Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона // Налоговый вестник, № 3, 2000.

9. Мохирева Е.С. Исполнение бюджета Тюменской области в части налоговых поступлений// Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, 2011

10. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист, 7, 1996

11. Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (О.С. Горлова, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 17, сентябрь 2006 г.)

12. Социально-экономическое положение России - М., Госкомстат, 1997

13. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 1996

14. Финансовые проблемы бюджета - 97 // Финансы, 10, 1996

15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2004.

16. Финансы // Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2005.

32

 



Информация о работе Проблемы распределения налогов между бюджетами разных уровней