Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Налоги - это наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин (1706-1790) мог сказать: «Платить налоги и умереть должен каждый».

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы обложения на доходы физических лиц в РФ
1.1Сущность налога и его роль в формировании бюджета
1.2 Теоретические основы и основные элементы НДФЛ
1.3Налоговые вычеты по НДФЛ
Глава 2. Экономический анализ исчисления и взимания налога на доходы физических лиц на примере «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
2.1 Экономическая характеристика «Краснооктябрьская СОШ»
2.2 Порядок исчисления и уплаты НДФЛ
2.3 Роль НДФЛ в бюджетах РФ
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц
3.1 Проблемы расчета НДФЛ
3.2 Совершенствование механизма исчисления НДФЛ
3.3 Зарубежный опыт расчета подоходного налога
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

НДФЛ действующий механизм и пути совершенствования.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

Глава 1.Теоретические  основы обложения на доходы физических лиц в РФ

1.1Сущность налога  и его роль в формировании  бюджета

1.2 Теоретические основы и основные элементы НДФЛ

1.3Налоговые  вычеты по НДФЛ

Глава 2. Экономический  анализ исчисления и взимания налога на доходы физических лиц на примере «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»

2.1 Экономическая  характеристика «Краснооктябрьская  СОШ»

2.2 Порядок исчисления  и уплаты НДФЛ

2.3 Роль НДФЛ  в бюджетах РФ

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц

3.1 Проблемы  расчета НДФЛ

3.2 Совершенствование  механизма исчисления НДФЛ

3.3 Зарубежный  опыт расчета подоходного налога

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Глава 1.Теоретические основы обложения на доходы физических лиц в РФ

1.1Сущность  налога и его роль в формировании  бюджета

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки, важно понимать его природу, функции, значение для экономики, в чем  есть определенная сложность, обусловленная тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и политико-правовое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил данную особенность налога: «С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (то есть цены), собственно, и началась экономическая наука. С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства» Барулин С.В.

Экономическая природа налога заключается в  определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое  оказывает налог на частные хозяйства  и народное хозяйство в целом, то есть обнаруживает себя в сфере производства и распределения.

Налоги - это наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин (1706-1790) мог сказать: «Платить налоги и умереть должен каждый».

Практика налогообложения  опережала финансовую науку, которая  не подготовила, говоря современным языком, общественное мнение относительно справедливости взимания налогов. Правительства сталкивались с неприятием налогов населением, уклонением от их уплаты.

Подоходный  налог  по сравнению с другими  видами налогов довольно "молод". Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения]. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих".

Острая потребность  государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала  покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика

Переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 годах в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений  потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

Подоходный  налог вносит наиболее весомый вклад  в доходы государственных бюджетов многих стран. Это один из самых известных и широко распространенных налогов. Он охватывает значительную часть населения той или иной страны. Основной причиной его высокого удельного веса в налоговых доходах развитых стран является высокий растущий уровень доходов населения этих стран.

За счет налоговых  взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Но налоги это  не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Можно выделить три функции налогов:

- распределительную;

- фискальную;

- контрольную.

Причем распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и так далее.

Наиболее последовательно  реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная  изначально для всех государств. С  ее помощью образуются государственные  денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие  части доходов граждан для  содержания государственного аппарата, обороны страны и той части  непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Другая функция  налога с населения как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Изначально  распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех  пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая  функция означает, что налоги как  активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется  через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими  признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении  объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Налог с физического  лица - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

В России, как  и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц  один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в  бюджет области и является одним  из основных источников дохода.

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование  заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства.

Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать  рост производства и потребления, а  с другой - упростить налоговую  систему и тем самым снизить  склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог  на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что  доход, направленный на потребление, равен  разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда  доходы населения невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

В такой ситуации логичной представляется простая система  подоходного налогообложения, в которую входил бы экономически обоснованный не облагаемый налогом минимум и применялась бы простая ставка, то есть единая ставка ко всему доходу свыше минимального уровня.

Например, одной  из наиболее важных черт фискальной системы  США является отчетливо выраженное преобладание налогообложения дохода над налогообложением потребления. Однако такая структура приоритетов сформировалась лишь постепенно, под воздействием сочетания различных внешних и внутренних факторов. Американская налоговая система довольно гибка и, в целом, способствует экономическому развитию страны, но, скорее, это сложилось в силу исторической необходимости, чем является следствием экономической мудрости налоговых властей.

Наличие льгот  и вычетов в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число  налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц