Порядок уплаты водного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Ранее плательщиками являлись только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Вместе с тем Минфин России в письме от 24.02.05 г. № 03-07-03-02/9 разъяснил, что физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей наличия лицензии, не являются плательщиками водного налога; отмена платы за сброс сточных вод, что позволило сократить объем работы не только налогоплательщикам, но и налоговым органам. Общий размер суммы платы в части пользования поверхностными водными объектами вряд ли уменьшился, так как ставка платы за забор воды из поверхностных водных объектов выросла не менее чем в два раза.

Содержание

Введение……………………………………………………….……….……3

Глава 1.Основные аспекты экономической оценки
водных ресурсов…………………………………………………..….……..5
1.1.Подходы к экономической оценке водных
ресурсов и водное законодательство РФ ……………….…….………5
1.2.Система дифференциации ставок платежей
по водным ресурсам………………………………….………..……….9
1.3.Концепция определения цены водных ресурсов.
Основные этапы оценивания……………………………....…………11
Глава 2.Водный налог с точки зрения налогового
законодательства………………………………………..…….….14
2.1. Налогоплательщики…………………………………………………..14
2.2. Объекты налогообложения……………………………...…………...15
Глава 3. Порядок уплаты водного налога………………………………..19

3.1. Определение налогооблагаемой базы……………….………………19
3.2. Налоговые ставки…………………………………….……………….20

3.3.Порядок исчисления налога, сроки уплаты
водного налога…………………………………………..……………25

Заключение………………………………………………………..……….26
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Водный налог.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………….……….……3

 

Глава 1.Основные аспекты экономической оценки

водных ресурсов…………………………………………………..….……..5

1.1.Подходы к экономической оценке водных

      ресурсов и водное законодательство РФ ……………….…….………5

1.2.Система дифференциации  ставок платежей

      по водным ресурсам………………………………….………..……….9

1.3.Концепция определения цены водных ресурсов.

      Основные этапы оценивания……………………………....…………11

Глава 2.Водный налог с точки зрения налогового

              законодательства………………………………………..…….….14

2.1. Налогоплательщики…………………………………………………..14

2.2. Объекты налогообложения……………………………...…………...15

Глава 3. Порядок уплаты водного налога………………………………..19

 

3.1. Определение  налогооблагаемой базы……………….………………19

3.2. Налоговые ставки…………………………………….……………….20

 

3.3.Порядок исчисления налога, сроки уплаты

водного налога…………………………………………..……………25

 

Заключение………………………………………………………..……….26

Список использованной литературы……………………………………..28

 

 

                                                             Введение

 

С 1 января 2005 г. на территории Российской Федерации вступила в силу новая глава 25.2 «Водный налог» НК РФ. Федеральным законом от 29.07.04 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» водный налог отнесен к федеральным налогам. С переходом платежей за забор воды, выработку электроэнергии и пользование акваторией в разряд федеральных налогов органы законодательной власти субъектов Российской Федерации потеряли право самостоятельно устанавливать ставки платы и предоставлять льготы отдельным категориям плательщиков. Основными отличиями водного налога от ранее действовавшей платы за пользование водными объектами являются: расширение круга налогоплательщиков, к которым отнесены и физические лица.

Ранее плательщиками являлись только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Вместе с тем Минфин России в письме от 24.02.05 г. № 03-07-03-02/9 разъяснил, что физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей наличия лицензии, не являются плательщиками водного налога; отмена платы за сброс сточных вод, что позволило сократить объем работы не только налогоплательщикам, но и налоговым органам. Общий размер суммы платы в части пользования поверхностными водными объектами вряд ли уменьшился, так как ставка платы за забор воды из поверхностных водных объектов выросла не менее чем в два раза. Возможно, что причиной отмены платы за сброс сточных вод явились: нарушение принципа однократности налогообложения, так как вода, забранная из водного объекта, становилась повторно объектом налогообложения при сбросе после использования; технические сложности, связанные с определением объемов сброса, который в большинстве случаев определяется расчетным путем.   

Целью работы является изучение актуальных вопросов, связанных с водным налогом. Исходя из цели, ставятся следующие задачи: - рассмотреть понятие водного налога; - рассмотреть содержание водного налога; - проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Основные аспекты экономической оценки водных ресурсов

 

1.1.Подходы к экономической оценке водных ресурсов и водное законодательство РФ

 

Цена - денежное выражение стоимости товара. Пока водный ресурс не является товаром, не имеет смысла говорить о его стоимости. Но водные ресурсы являются природным благом, имеющим положительную общественную полезность, а пользование природным благом предполагает присвоение их экономическими объектами. Будучи присвоенными экономическим объектом, они становятся личной, коллективной и общественной (общегосударственной) собственностью.

В настоящее время не существует общепринятой классификации ресурсов. Различают воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы, затраты (показатель ресурсов отрицателен) и результаты (показатель ресурсов положителен). Общее свойство ресурсов - потенциальная возможность их участия в производстве и потреблении.

Цена природных ресурсов - это их ценность, отражаемая суммой экономической и внеэкономической оценок. Экономическая оценка может выполняться в денежных единицах, баллах или в натуральных величинах. Цена - есть отражение экономической оценки природных ресурсов. Эффект влияния различных водных ресурсов на производительность труда может оцениваться стоимостью, издержками и капитализированной рентой.  
Денежным выражением хозяйственного эффекта от эксплуатации природных ресурсов может выступать дифференциальная рента. Дифференциальная рента возникает в результате приложения общественного труда к ограниченным природным ресурсам разного местонахождения и качества и является одним из методов экономической оценки. К этой величине необходимо прибавлять социальную цену, экологическую цену и др. [7, c.48]

Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, который обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.  
Отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в Российской Федерации (РФ) регулируются водным законодательством, которое состоит из Водного Кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления. Участниками водных отношений также являются граждане и юридические лица (водопользователи), которым водные объекты предоставлены в пользование.

Согласно водному законодательству в РФ устанавливается государственная собственность на водные объекты, а муниципальная и частная собственность допускается только на небольшие по площади непроточные искусственные водоемы (обособленные водные объекты), не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.[5,c.56] 
        Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами относятся к ведению соответствующих собственников (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи в чьей собственности находятся обособленные водные объекты). Права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов регламентируются Водным Кодексом РФ. В частности, указанные лица имеют следующие права на водные объекты:

  • право долгосрочного пользования;
  • право краткосрочного пользования;
  • право ограниченного пользования (водный сервитут).

Владение и пользование водными объектами для данной категории лиц осуществляется на условиях и в пределах установленных Водным Кодексом РФ в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов (ст.42 Водного Кодекса РФ). Водопользователи могут также распоряжаться правами пользования водными объектами. В соответствии Водным Кодексом РФ предусмотрена аренда водных объектов. [4]

Основанием приобретения прав пользования водными объектами является лицензия, учитывающая наличие водных ресурсов, потребности в них водопотребителей и состояние водных объектов и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом.  
Согласно статье 121 Водного Кодекса РФ основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Платность водопользования предполагает, что при использовании и охране водных объектов субъекты водных отношений также вступают в финансовые отношения, включая налоговые. Согласно статье 12 ВКРФ экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов предусматривает создание систем: платежей, связанных с пользованием водных объектов; финансированием восстановления и охраны водных объектов; экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

Система платежей, связанных с пользованием водными объектами включает:

  • плату за пользование водными объектами (водный налог);
  • плату направленную на восстановление и охрану водных объектов. [4]

Водный налог, плата направленная на восстановление и охрану водных объектов введены в Российской Федерации с 1998 года федеральным законом «О плате за пользование водными объектами». Они действуют в целях экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, развития водохозяйственных отношений, формирования федеральных целевых бюджетных фондов.

Законом Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами" (ст.4) устанавливаются минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по категориям плательщиков. При этом установление минимальных и максимальных ставок платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (ст. 4). Закон РФ «О плате за пользование водными объектами» предоставляет органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации право устанавливать ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов. Этим же законом (ст.5) представительным органам власти субъектов РФ предоставляется право устанавливать льготы на плату для отдельных категорий плательщиков.[7,c.69]

 Платная база при этом может определяться как: объем воды, забранной из водного объекта; объем продукции (работ, услуг) произведенной (выполненной, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов;  
объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Таким образом, ценовое зонирование и дифференциация ставок платы за пользование водными объектами является одним из первых и необходимых шагов в создании концепции стоимостной оценки водных ресурсов органами управления субъектов РФ и муниципальными образованиями. [7,c.70]

 

1.2.Система дифференциации ставок платежей по водным ресурсам

 

Разработка концепции комплексной стоимостной оценки использования водных ресурсов для целей стоимостного зонирования и дифференциации платы за пользование водными объектами базируется на системе экономического регулирования водопользования, сформулированной Водным кодексом Российской Федерации, Законом «О плате за пользование водными объектами» и другими правовыми актами водного законодательства.

Основным в этой системе является следующее:

  • наличие прав государственной, муниципальной, частной собственности на водные объекты и решение вопросов владения, пользования и распоряжения водными объектами;
  • наличие лицензии и договора на водопользование, в которых содержатся:
  • сведения о водном объекте;
  • сведения о водопользователе;
  • сведения о водопотребителях;
  • указание на способы и цели использования водного объекта;
  • сведения о лимитах водопользования и пространственных границах предоставляемого в пользование водного объекта или его частей;
  • требования природоохранных мероприятий
  • введение платности водопользования;
  • создание системы налоговых льгот;
  • создание системы государственных фондов и др.

Основным инструментом регулирования водопользования выступает система платежей, которая предполагает использование двухставочного тарифа. В рамках лимита водопользования и установленных пространственных границах платеж берется по установленной ставке, а при превышении лимитов или при пользовании водными объектами без лицензии ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками установленной платы. [11, c.84]

Анализ правовых актов водного законодательства позволяет сформулировать 3-х уровенную систему дифференциации ставок платежа в Российской Федерации (приложение 1).

В первый (федеральный) уровень вошли минимальные и максимальные ставки платы для различных категорий плательщиков платы за пользование водными объектами. Основанием для их введения служит закон «О плате за пользование водными объектами».

На втором (межрегиональном или базовом) уровне формируются максимальные и минимальные ставки платы в пределах, определенных на первом уровне, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Основанием для них служит постановление Правительства Российской Федерации.

Установление дифференцированных ставок платежей на основании базовых параметров второго уровня с учетом вида пользования водных объектов, состояния водных объектов и местных условий водообеспечения на третьем (региональном) уровне относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. Таким образом, чтобы определить конкретные значения платежей, в базовые ставки платежей необходимо вводить поправочные коэффициенты, характеризующие водохозяйственный потенциал территории (в том числе и экологическое состояние водного объекта). [11,c.85]

Информация о работе Порядок уплаты водного налога